Микитенко, Иван Кондратьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Микитенко Иван Кондратьевич
(лит. псевд. Петро Бунь, Незаможник и др.) (1897–1937) - писатель. Учился в Херсонском военно-фельдшерском училище. С 1915 - на фронтах Первой мировой войны. С 1922 учился в Одесском медицинском институте, в 1926 переехал в Харьков, где окончил Харьк. медицинский институт (1927). В Х-ве стал одним из руководящих деятелей Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП) и Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП). С 1932 - член оргкомитета, с 1934 - секретарь правления Союза писателей Украины и член правления СП СССР. Участник Международных антифашистских конгрессов писателей в защиту культуры в Париже (1935) и в Мадриде (1937), член Международного бюро против фашизма. Литературную деятельность начал как поэт в 1922; опубликовал много лирических стихов и лирико-эпическую поэму «Огни» (1927). Первый сборник рассказов «На солнечных гонах» (1926), повести: «Братья» (1927) и «Детство Гавриила Кириченко» (1928). Широкую известность принесли ему повесть «Уркаганы» (1928) и роман «Утро» (1933). Наиболее полно его талант проявился в обл. драматургии: пьесы «Диктатура» (1929), «Светите нам, звезды!» (1930, др. название - «Кадры»), «Дело чести» (1931), «Девушки нашей страны» (1933), «Соло на флейте» (1933–1936), «Дни юности» (1937). Его пьесы ставились на сценах украинских и др. театров Советского Союза, переводились на многие языки народов СССР. Ему принадлежат книги очерков и репортажей «Голуби мира» (1929) и «Тринадцатая весна» (1930). Большая часть его литературно-критических работ вошла в книгу «На фронте литературы» (1962). Член ЦИК УССР с 1931. Жил в Х-ве в доме «Слово». Был одним из инициаторов создания Дома писателей им. В. Блакитного, одним из основателей Харьк. театра им. Октябрьской революции (ныне Черновицкий театр им. М. Заньковецкой), членом жюри по созданию памятника Т.Г. Шевченко, членом художественного совета Харьк. театра оперетты, членом редколлегии журнала «Гарт» и др. Организатор и активный участник Второй (Харьк.) Международной конференции революционных писателей мира (1930).

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Микитенко, Иван Кондратьевич

[1897—] — современный украинский пролетарский прозаик и драматург. Член КП(б)У, активнейший борец за пролетарскую литературу. Был одним из организаторов и деятелей ВУСПП, ВОАПП, МОРПЛ, членом ВУЦИК. Член президиума Оргкомитета союза писателей. Род. в местечке Ровном (на Зиновьевщине) в середняцкой крестьянской семье, окончил военно-фельдшерскую школу и Харьковский мединститут. В империалистическую войну был на фронте, после Февральской революции активно работал в революционных полковых комитетах. Начал писать в 1920 революционные пьесы-агитки и стихи.


В своих ранних произведениях [1923—1924, 1925] — пьесках, инсценировках, частушках, фельетонах, очерках и стихах — М. клеймит все старое, отжившее, классово враждебное, он полон глубокой веры в победу революции. На раннем этапе своего творчества М. ограничивается сельской тематикой, особенно большое внимание уделяя вопросам классовой борьбы на селе. Показ этой борьбы дан в большой поэме "Огні", где в лице Олени выявлен образ женщины, активной участницы революции. В пьесах "На родючій землі", "Iду" (написанных в 1925). выступают две борющиеся силы — коллектив, коммуна, и мир старый в лице кулаков Булки, Ступи и ряда подкулачников. Идейная направленность этих пьес — борьба за середняка, за культурные силы (в лице интеллигента — агронома Родиона). Невзирая на все козни классового врага — кулака, новое все же побеждает. Любимые герои ранних пьес-агиток и стихов М. — сельские бедняки, являющиеся опорой пролетариата в его борьбе за социализм; к ним он апеллировал в своих страстных призывах к борьбе за коллективную жизнь. Следует отметить, что ранние произведения Микитенко содержат элементы крайнего схематизма, но своей актуальностью, классовой целеустремленностью они все же сыграли положительную политически-воспитательную роль.


К прозе М. перешел в 1924. В первом сборнике своих рассказов "На сонячних гонах" [1926] Микитенко продолжает развивать сельскую тематику. В рассказах "Будні", "Нуник", "На сонячних гонах", "З горячих днів" писатель выявляет своеобразные формы классовой борьбы на селе. Он не только ставит, но и разрешает в классовом разрезе социальные проблемы, связанные с преодолением крестьянской косности и ограниченности. С 1927 Микитенки переходит к разнообразной городской и отчасти рабочей тематике ("Брати"). Второй сборник его рассказов и новелл "Вуркогани" [1928], отличающийся четко выраженной социально-классовой устремленностью, показал, что писатель становится на путь пролетарского творчества. М. выступает в качестве не пассивного наблюдателя, но активного пролетарского идеолога. В своем рассказе "Брати" M. стремится показать, как крестьянин Никанор, близко знакомящийся с заводской жизнью, с рабочим коллективом на заводе, постепенно изживает свои консервативные взгляды на город, начинает верить в руководящую роль рабочего класса. И в ряде других рассказов, где писатель показывает элементы новой психологии на селе ("Витяг з протоколу"), в повести о беспризорных ("Вуркогани"), в произведениях, вскрывающих противоречия между двумя лагерями провинциальной интеллигенции ("Антонів огонь", "Гангрена" и др.), выдвинуты проблемы, связанные с ведущей пролетарской идеологией. Нельзя однако пройти мимо целого ряда недостатков в творчестве М.: если в "Братах", этюде "Над морем" еще заметны элементы сентиментализма ("Антонів огонь"), то в новелле "Homo sum" Микитенко явно сбивается на путь чрезмерного психологизма.


Ценными образцами пролетарского творчества (в прозе) реконструктивного периода является у М. "13 весна" — очерк о развернутой деятельности первой ячейки сплошной коллективизации на Украине (Баштанки на Николаевщине) и "Голуби мира" (литрепортаж).


Значительна роль М. в украинской пролетарской драматургии; его пьесы "Диктатура", "Кадри", "Справа чести" нанесли удар буржуазной и мелкобуржуазной драматургии.Они привлекли к себе внимание рабочего зрителя не только на Украине, они вошли в репертуар театров и других советских республик.


В пьесе "Диктатура" [1929] М. показывает ожесточенную классовую борьбу пролетарской диктатуры за хлеб. Он рисует бешеное сопротивление кулачества всем мероприятиям советской власти на селе. Основное достоинство пьесы в том, что конкретные факты борьбы за хлеб социально обобщаются и вырастают в проблему роли рабочего класса как гегемона в классовой борьбе, в строительстве социализма. Выделяя роль бедноты в деревне, Микитенко не сумел создать выдержанный тип бедняка. Пьеса "Кадри" показывает творческий рост М. Актуальность темы, высокая художественность, активное большевистское отношение автора к поставленной проблеме обеспечили ей небывалый успех. М. первый в украинской художественной литературе поставил проблему подготовки кадров, проблему борьбы за эти кадры. Герои пьесы — пролетарское студенчество восстановительного периода. Есть в пьесе и промахи; дав в "Кадрах" картины классовой борьбы рабочей и бедняцкой молодежи села в вузе, выявив дифференциацию научных сил, М. не избежал схематичности: вуз показан как бы оторванным от пролетарской общественности. Для пьесы "Справа чести" — на тему о борьбе за уголь в Донбассе — характерны: показ интернациональной солидарности мирового пролетариата в борьбе за СССР, разработка проблемы овладения техникой в связи со сложным диалектическим процессом перевоспитания человека. Слабо очерчены помзавшахты Штандаренко и правый оппортунист Мохов. Одно из самых последних произведений Микитенко — пьеса "Девушки нашей страны". Пьеса дает ряд эпизодов из жизни и борьбы комсомольской бригады ударников. Основная идея пьесы — торжество коллективного начала над узкоиндивидуалистическим. К недостаткам ее следует отнести чрезмерную эпизодичность событий, схематизм в обрисовке персонажей. Особенность пьесы — ее революционно-романтическая направленность.


В творчестве Микитенко реализм сплетается с романтизмом, проявляющимся нередко в трактовке сюжета и принимающим иногда сентиментальную окраску. Писатель, тесно связанный с социальной действительностью, чутко реагирующий на обострение классовой борьбы, в основном придерживается реалистической манеры изображения персонажей и выявления художественных образов. Он культивирует краткий сжатый диалог, усиливающий динамичность произведения, — диалог, непосредственно вырастающий из социальной ситуации и способствующий дальнейшему ее развитию. Язык персонажей М. выразителен, социально дифференцирован, отражает языковые особенности, характерные для различных изображаемых писателем социальных слоев.


В целом творческий путь М. — путь борьбы за пролетарское искусство.



Библиография: I. Твори, т. І, ДВОУ, 1932. На русский яз. переведены: Уркаганы, Сб. рассказов, перев. Э. Г. Григорьева, Харьков, 1929; То же, М. — Л., 1931; Голуби мира, Поездка за границу, перев. П. Зенкевича, Гиз, М. — Л., 1930; То же, изд. "Советская литература", М., 1933; Девушки нашей страны, Пьеса, перев. П. Зенкевича, изд. Культкабинета Госдрамы, Л., 1932; То же, ГИХЛ, М. — Л., 1933.


II. Коpяк В., Українська література, Конспект ДВУ, Харків, 1928; Щупак С., Критика и проза, ДВОУ, 1930; Ткаченко Г., Кадри, "Життя и революция"; Бригада критики: Гаповий М., Ткаченко І., Чернець Л., Юрченко I., "Справа чести", "Критика", 1932, № 1—2; Щупак С., На рельсах пролетарского творчества, Вступ. ст. к русскому перев. "Уркаганов".


III. Лейтес А., Яшек М., Десять років українськой літератури, Харків, 1931.


M. Малашенко.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008