МИНАЕВ
МИНАЕВ
Иван Павлович (9(21).X.1840 - 1(13).VI.1890) - рус. индолог. С 1869 - доцент кафедры санскритской словесности вост. ф-та Петерб. ун-та, а с 1871 - доцент историко-филологич. ф-та по кафедре сравнит. грамматики индоевроп. языков. С 1873 - проф. по той же кафедре. В 1869 защитил магистерскую дисс. "Пратимокша-сутра, буддийский служебник, изданный и переведенный", а в 1872 - докторскую дисс. "Очерк фонетики и морфологии языка пали". С 1871 - чл. Рус. географич. об-ва. Совершил три путешествия в Индию: в 1874-75, 1880 и в 1885-86, за время к-рых собрал большое число рукописей и книг по Индии. Работы М. посвящены филологии и лингвистике, истории буддизма, ист. географии, фольклору, ср.-век. и новой истории Индии. В центре интересов М. как исследователя был буддизм, его философ. аспект и догматика. М. был одним из зачинателей изучения юж. буддизма. Уделял также большое внимание анализу совр. ему положения Индии. М. основал рус. индологич. школу. Соч.: Очерки Цейлона и Индии, ч. 1-2, СПБ, 1878; Русские помыслы об Индии в старину, "ЖМНП", 1884, ч. 235, No 10; Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи, СПБ, 1879; Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, в. 1-2, СПБ, 1887; Дневники путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885-1886, М., 1955. Лит.: Баранников А. П., Биография И. П. Минаева (1840-1890), в кн.: Минаев И. П., Дневники путешествий в Индию и Бирму..., М., 1955. Л. С. Гамаюнов. Москва.
МИНАЕВ
Дмитрий Дмитриевич (1835, Симбирск – 1889, там же), русский поэт. Печатался с 1857 г. Сотрудничал в газете «Искра» В. С. Курочкина, в журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», редактировал журнал «Гудок» (1862). Писал преимущественно в малых жанрах, основной из них – остросатирическая эпиграмма. Славился как мастер экспромта и король рифмы. Его отличала тяга к разнообразным каламбурам:
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(«В Финляндии», 1876)
Содержание его стихов – злободневные темы, обличение реакционеров и умеренных либералов, пародирование поэтов «чистого искусства»: «Лирические песни с гражданским отливом» и «Лирические песни без гражданского отлива» (оба – 1863), «Альбом светской дамы, составленный из произведений русских поэтов» (1865). В политической сатире широко использовал перепев – применение художественной формы классических произведений для остросовременного содержания: «Москвичи на лекции по философии» (1863, перепев «Горя от ума» А. С. Грибоедова), «Слово о полку Игореве» (1864), «Евгений Онегин нашего времени» (1865–79), «Нигилист» (1866, перепев форм тургеневского романа), «Война и мир» (1868, «Подражание Лермонтову («Бородино») и графу Льву Толстому («Война и мир»)»), «Кому на свете жить плохо» (1871), «Демон» (1874, 1878). Сочинения в других жанрах (драматургия, стихотворные сказки для детей) успеха не имели.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(«В Финляндии», 1876)
Содержание его стихов – злободневные темы, обличение реакционеров и умеренных либералов, пародирование поэтов «чистого искусства»: «Лирические песни с гражданским отливом» и «Лирические песни без гражданского отлива» (оба – 1863), «Альбом светской дамы, составленный из произведений русских поэтов» (1865). В политической сатире широко использовал перепев – применение художественной формы классических произведений для остросовременного содержания: «Москвичи на лекции по философии» (1863, перепев «Горя от ума» А. С. Грибоедова), «Слово о полку Игореве» (1864), «Евгений Онегин нашего времени» (1865–79), «Нигилист» (1866, перепев форм тургеневского романа), «Война и мир» (1868, «Подражание Лермонтову («Бородино») и графу Льву Толстому («Война и мир»)»), «Кому на свете жить плохо» (1871), «Демон» (1874, 1878). Сочинения в других жанрах (драматургия, стихотворные сказки для детей) успеха не имели.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006