Минея

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МИНЕЯ
(греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая. См. Богослужебные книги.
Минея месячная содержит службы святых и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев.
Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святых (например, мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память святого, отдельной службы которому нет.
Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников: двунадесятых и некоторых других.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Минея
богослужебная книга, в которой содержатся тексты изменяемый песнопений и молитвословий непреходящего богослужебного годового круга. Может быть месячной, общей и праздничной. В месячных минеях содержатся праздничные службы и службы святым, расположенные в соответствии с календарными датами. Таких миней всего двенадцать – по числу месяцев в году (некоторые месячные минеи не умещаются в один том, поэтому на каждом томе одного месяца стоит одна и та же цифра, например июльских миней целых три, но все они обозначены одним номером – 11). В праздничной минее содержатся службы двунадесятых и некоторых других особо важных праздников. В общей минее собраны службы святым в зависимости от их ранга: служба общая мученикам, служба общая святителям и т. п. Общую минею используют в тех случаях, когда нужно совершить богослужение святому, служба которого отсутствует в минее месячной.

Источник: Православная энциклопедия.

Минея
гр. mhnaion, от mhn "месяц"), богослужебная книга православной церкви, содержащая службы годового круга; полная минея состоит обычно из двенадцати книг по месяцам, откуда и само название книги; книги могут быть сгруппированы по четвертям или половинам года. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга - вечерни, утрени и т.д. В минеях содержатся стихиры, каноны, седальны, кондаки и икосы Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года.
Кроме месячных миней, дающих богослужебный материал в наибольшей полноте, были распространены также минеи праздничные, содержащие службы лишь важнейшим праздникам и святым (они могут именоваться также трефологиями или анфилогиями). Помимо службы двунадесятых праздников, праздничная минея включает службы Собору Архангела Михаила (8 ноября), Трем святителям (30 января), Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня), Апостолам Петру и Павлу (29 июня) и др.
Особым типом богослужебной книги является минея общая. Само название этой книги минеей условно и отражает лишь использование этой книги для богослужения годичного круга, поскольку службы расположены здесь не по дням месяца, а по разрядам святых или праздников. Богослужебные тексты имеют здесь обобщенный характер и носят соответствующее обобщенное наименование типа "службы праздникам господским", "служба праздникам богородичным", "службы апостолу", "службы апостолам многим", "служба преподобному", "служба мученику" и т.д.
В греческом богослужебном употреблении месячные минеи утвердились, видимо, в XI в. и, как показывают рукописи, по своему составу и содержанию не отличались существенно от менологиев. Печатные издания греческих миней, начиная с первых венецианских изданий XVI в., включали в себе, кроме канонов, стихир и т.д., также краткие жития, заимствованные из синаксаря, чтения и богослужебные указания (типикон).
Наряду с богослужебными минеями, существуют минеи-четьи, содержащие не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления. Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси. Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен). В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор "собрал все книги рускыя земли". Здесь даются не только жития и сказания о святых, расположенные по дням года, но и "поучения или слова", чтение которых приурочено к памяти того или иного святого; эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии. В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627-1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646-1654 гг.). В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великий Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Все четьи-минеи XVIII-XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Похожие термины:

  • МИНЕЯ МЕСЯЧНАЯ

    богослужебная книга, содержащая в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12
  • МИНЕЯ ОБЩАЯ

    богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвы для неподвижных дней богослужения годичного круга, которые церковь назначает всем святым одного лика или чина.       
  • МИНЕЯ ПРАЗДНИЧНАЯ

    богослужебная книга, содержащая в себе службы Великих Праздников, извлеченные из Минеи Месячной.