МИШЕЛЬ
МИШЕЛЬ
Michel), Луиза (20.IV.1830 - 9.I.1905) - франц. революционерка, писательница. По профессии учительница. Принимала участие в революц. движении, направленном против режима Второй империи и сменившего ее изменнич. "Пр-ва нац. обороны", была тесно связана с бланкистами. В период Парижской Коммуны 1871 - чл. Комитета бдительности 18-го округа. Во время боев "Майской недели" М. геройски сражалась на баррикадах. После падения Коммуны была сослана в Новую Каледонию, где в г. Нумее открыла школу для детей горожан и ссыльных и преподавала там живопись, музыку, скульптуру и др. предметы. Обучала грамоте детей местного населения (канаков). Вернувшись во Францию после амнистии 1880, М. приняла участие в рабочем движении, пропагандируя анархистские идеи. В 1883 за участие в организации демонстрации безработных была приговорена к 6 годам тюремного заключения; в 1886 амнистирована. В 1890, после неудачного антиправительств. выступления в г. Лионе, М. была арестована, но вскоре бежала в Великобританию, где оставалась до конца жизни. Являлась сторонницей П. А. Кропоткина. В 1896 совершила пропагандистскую поездку по Нидерландам, а в 1897 и 1904 - по Франции. В последние годы жизни она живо интересовалась рус. революц. движением. Была убеждена в неизбежности революции в России. М. - автор ряда романов, пьес, стихов, в к-рых бичевала бурж. мораль, бурж. семью, горячо выступала за эмансипацию женщин. Соч.: M?moires, P., 1886; A travers la vie, po?sies, P., 1894; в рус. пер. - Нищета, ч. 1-2, М., 1960 (совм. с Ж. Гетрэ); Коммуна, М.-Л., 1926. Лит.: Неустроева О., Жизнь Луизы Мишель, М.-Л., 1929; Лурье А. Я., Портреты деятелей Парижской Коммуны, М., 1956; Planche F., La vie ardente et intr?pide de Louise Michel, P., (1946); Thomas E., Les "Petroleuses", P., (1963). А. И. Молок. Москва.
Мишель
, Жорж (Michel, Georges) 1763, Париж — 1843, Париж. Французский живописец, пейзажист, предшественник художников барбизонской школы пейзажа. Происходил из семьи со скромным достатком, начальное образование получил под руководством священника, жившего в окрестностях Сен-Дени. В 1775 поступает учеником к живописцу Ледюку, писавшему картины исторического жанра, учился также у А. Тоне. В 1783 был приглашен в Нормандию, где зарабатывал уроками рисования. Побывал в Германии, Швейцарии (1789). В Париже знакомый продавец картин Лебрен разрешил Мишелю копировать произведения голландских пейзажистов; с увлечением копирует в Лувре работы Рейсдала, Хоббемы и др. Высказывалось предположение, что в период империи ему была поручена реставрация полотен голландских и фламандских художников в Лувре. Наряду с этим Мишель начинает работать в окрестностях Парижа над небольшими этюдами с натуры и на их основе пишет в мастерской картины, став одним из первых французских художников, сделавших пейзаж родной страны главной темой своего искусства. Мишель не стремился к красотам дальних земель и признавался, что для вдохновения ему достаточно пейзажа "в четыре лье" вокруг Парижа. Художник никогда не подписывал свои картины и редко проставлял даты их создания, поэтому точная датировка пейзажей затруднена. Исследователи различают три основных периода в его творчестве, для которых характерны те или иные художественные особенности. Ранний период, до 1808, когда Мишель писал картины в духе голландских шедевров XVII—XVIII вв., оживляя пейзаж фигурками людей и животных (У водопоя, 1794—1795, Нант, Музей изящных искусств; В лесу, Париж, Лувр). Порой эти фигурки писали за него Демарн, Свебах. В 1808—1820 творческая манера художника становится более индивидуальной, он обретает собственное лицо. Его начинают интересовать проблемы передачи пространства, освещения, состояния атмосферы (Дорога, Гавр, Музей; Окрестности СенДени, Париж, музей Карнавале; Мельница, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В картинах позднего периода все явственнее начинают звучать романтические ноты, пейзажи пронизаны ощущением тревоги, эмоциональной взволнованности: небо с темными облаками низко нависает над землей, под порывами ветра гнутся деревья, усиливаются контрасты света и тени. Живописная фактура становится разнообразней, пастозные мазки густым слоем покрывают холст: Гроза (Страсбург, Музей изящных искусств), Две мельницы (Гаага, Музей Месдаг), Мельница на Монмартре перед грозой (Париж, Лувр). Полотна Мишеля согреты чувством искренней любви к миру природы, художник раскрывает какую-то особую, смиренную красоту самого непритязательного и скромного пейзажного мотива.
Лит.: Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962; Larguier L. Georges Michel. Paris, 1927; Georges Michel, catalogue exposition. Paris, 1967.
В. Стародубова
Лит.: Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962; Larguier L. Georges Michel. Paris, 1927; Georges Michel, catalogue exposition. Paris, 1967.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006