МОЛЧАНИЯ ТЕАТР

Найдено 1 определение
МОЛЧАНИЯ ТЕАТР
Одна из характеристик символистской драмы. Наряду с определением «статичный (неподвижный) театр» используется М. Метерлинком в трактате «Сокровище смиренных». Определение символистской драматургии как театра молчания указывает на особый статус слова в символистской пьесе. Слово более ценностно, чем поступок персонажа, воплощенный в сценическом «действе». С другой же стороны, слово менее ценностно, чем молчание, поскольку душа человека наиболее полно выражает себя лишь в молчании. Поэтому герои символистских драм, и, в частности, драм самого М. Метерлинка, очень часто и очень выразительно молчат, в отличие, например, от «разговорчивых» и персонажей натуралистической драмы. Пьесы    М. Метерлинка насыщены огромным количеством пауз. Молчащий персонаж на сцене – своеобразный знак для зрителя, указывающий на то, что сейчас происходит самое важное: в душе героя, как на сценической площадке, сталкиваются две родственные и в то же время враждебные силы (индивидуальная воля человека и противоположная ей, именуемая Метерлинком то Любовью, то Судьбой, то Смертью, то Красотой), борьба которых рождает «пламя недр нашего существа» [43, 146] и вызывает у людей переживание «настоящей» жизни, противопоставленной внешнему, телесному и «миражному» существованию человека. Лит-ра: Жан Мореас. Манифест символизма // Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М., 1981; М. Метерлинк. Сокровище смиренных // Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М., 1981; Французский символизм: Драматургия и театр. – С.-Петербург, 2000.  

Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.