МОР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Мор,

драмат.-водевил. 1850 гг.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Мор
Томас (1478–1535), политич. мыслитель и один из крупнейших представителей утопич. социализма; вместе с Эразмом Роттердамским перевел на лат. яз. произведения Лукиана. Осн. сочинение М. — политич. трактат «Утопия» («De optimo statu rei publicae deque nova insula Utopia» — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», 1516). В ней продолжены традиции обществ, мысли античного мира (Платон, Цицерон и т. д.); от этой книги ведет происхождение сам термин «Утопия» (греч. «место, которое не существует»). М. нарисовал сатирич. картину социально-политич. отношений в Англии и Франции и противопоставил им идеальный обществ, строй острова Утопия (частная собственность ликвидирована, труд обязателен для всех граждан). Сочинение М. стоит у истоков социальных утопич. теорий.

Источник: Словарь античности. 1989

МОР
More), Томас (7.II.1478 - 6.VII.1535) - англ. гуманист, утопич. социалист, гос. деятель. Род. в Лондоне в семье юриста. Учился в 1492-94 в Оксфордском ун-те. Наставниками и друзьями М. были известные гуманисты Колет, Гроцин, Линакр, Эразм Роттердамский. В 1504 был избран в парламент, где выступил против финанс. политики Генриха VII; под угрозой репрессий в том же году был вынужден оставить парламентское поприще. В 1510-18 М. - помощник шерифа Лондона. В 1515-16 в качестве доверенного лица англ. купечества выполнял дипломатич. поручения в Нидерландах и Кале. В 1521 М. был посвящен в рыцари. В 1523-1529 - пред. палаты общин. В 1529 стал лордом-канцлером Англии, но, будучи решительным противником Реформации, М. не разделял церковной политики Генриха VIII и в 1532 вышел в отставку. За отказ принести присягу королю как главе церкви М. был заключен в Тауэр, обвинен в гос. измене и 7 июля 1535 казнен. В 1935 католич. церковь канонизировала М. как святого. В диалоге "Утопия" ("Libellus aureus... de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia", 1516, рус. пер. - 1789, новейший пер. - М., 1953) М. дал уничтожающую критику современных ему социально-политич. порядков, описав нар. бедствия, вызванные массовым обезземеливанием крестьянства в результате первонач. накопления капитала. Осн. источник обществ. зол М. видел в частной собственности. Этому строю М. противопоставил идеальный строй о-ва Утопия (назв. "Утопия" составлено из двух греч. слов: отрицат. частицы oy и topos - место, т. е. страна, к-рой не существует). В Утопии нет частной собственности, труд - обязанность всех граждан. 6-час. рабочий день обеспечивает досуг для всестороннего развития способностей человека. Политич. строй Утопии осн. на демократич. принципах. М. гениально предвосхитил существенные черты будущего коммунистич. общества (обществ. собственность, распределение по потребностям, уничтожение противоположности между городом и деревней и т. д.). Хотя в "Утопии" отразилась ист. ограниченность взглядов М. (отсутствие идеи технич. прогресса, использование рабов и т. д.), книга сыграла большую роль в развитии социалистич. идей. Историю человечества М. трактовал с рационалистич. позиций, руководствуясь принципами общечеловеческой морали. Во взглядах М. на ист. прогресс отразилась гуманистич. вера в просвещенного монарха, сочетавшаяся у М. с ненавистью к деспотизму. Подобно др. гуманистам, М. был противником нар. движений, видя в них лишь разрушит. начало и анархию. В частности, это проявилось в резко отрицательном отношении М. к Реформации и Крест. войне в Германии. Гуманистич. взгляды М. на историю, помимо "Утопии", отразились в его "Истории Ричарда III", ист. трактовка событий в к-рой была целиком воспринята англ. историками 16 в. (Холлом, Холиншедом), а через них - Шекспиром. Лит. наследие М. включает также лат. эпиграммы, перевод на англ. яз. биографии Пико делла Мирандола и его соч. "Двенадцать мечей", несколько полемич. трактатов против Реформации, "Апологию" и обширную переписку.

Соч. (кроме указ. в статье): Complete works, v. 2, 4, (New Haven), 1963-; The works, L., 1557; The correspondence, Princeton, 1947; The Latin epigrams, Chi., 1953; в рус. пер. - Утопия, 2 изд., M., 1953.

Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к пауке, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 191; Виппер Р., "Утопия" Т. Мора, "Мир божий", 1896, No 3; Волгин В. П., Историческое значение "Утопии", в кн.: Мор Т., Утопия, М., 1953; Петровский Ф. А., Т. Мор. Биографический очерк, там же; Малеин А. И., Издания и переводы "Утопии", там же; Деборин А. М., Коммунистическая "Утопия" Т. Мора, в его кн.: Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; Каутский К., Т. Мор и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Мортон А., Английская утопия, пер. с англ., М., 1956; Осиповский И. Н., Томас Мор в английской историографии XX в., в сб.: Ср. века, в. 21, М., 1962; Свентоховский А., История утопий, М., 1910; Тарле Е. В., Обществ. воззрения Т. Мора в связи с экономич. состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Roper W., The life of sir T. More, Oxf., 1935; Chambers R. W., T. More, L., 1963; Retsch D., T. Morus, Warsz., 1962; Routh E., Sir T. More and his friends, N. Y., 1963.

И. Н. Осиновский. Моснва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976