МОРДОВЦЕВМордовцев, Владимир Николаевич

Мордовцев Даниил Лукич

Найдено 2 определения термина Мордовцев Даниил Лукич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Мордовцев Даниил Лукич

Мордовцев, Даниил Лукич - известный писатель (1830 - 1905). Окончил курс в Санкт-Петербургском университете, по историко-филологическому факультету. Поселившись в Саратове, он тесно сошелся с сосланным туда Костомаровым и был помощником его, как секретаря статистического комитета. Был редактором ""Саратовских Губернских Ведомостей"" и правителем канцелярии саратовского губернатора, потом служил в министерстве путей сообщения. Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им ""Малорусском литературном Сборнике"" (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в ""Русском Слове"", ""Русском Вестнике"", ""Вестнике Европы"", ""Всемирном Труде"", посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Отдельно изданы: ""Гайдамачина"" (Санкт-Петербург, 1870 и 1884), ""Самозванцы и понизовая вольница"" (Санкт-Петербург, 1867 и 1884), ""Политические движения русского народа"" (Санкт-Петербург, 1871). Написанные очень живо и интересно, но недостаточно критически, монографии М. обратили на себя внимание; одно время шла даже речь о замещении им в Санкт-Петербургском университете кафедры русской истории. В начале 1870-х годов М. пользовался большою популярностью и как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции: ""Знамения времени"" и ряда публицистических статей в ""Отечественных Записках"", написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С...о-М...ц. В ""Отечественных Записках"" напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу ""Десятилетие русского земства"" (Санкт-Петербург, 1877). С конца 1870-х годов он посвятил себя исключительно историческому роману. Более известны ""Великий раскол"", ""Идеалисты и реалисты"", ""Царь и Гетман"", ""Наносная беда"", ""Лжедимитрий"", ""Похороны"", ""Соловецкое Сидение"", ""Двенадцатый год"", ""Замурованная царица"", ""За чьи грехи"". Художественные достоинства романов М. невелики, но средней публике они нравились; многие выдержали несколько изданий. К лучшим произведениям М. принадлежат описания его путешествий: ""Поездка в Иерусалим"", ""Поездка к пирамидам"", ""По Италии"", ""По Испании"", ""На Арарат"", ""В гостях у Тамерлана"". Обычный лиризм автора здесь более уместен и сообщает описаниям задушевный характер. М. написал также много популярных культурно-исторических очерков, в полубеллетристической форме - ""Ванька Каин"", ""Русские исторические женщины"", ""Русские женщины нового времени"", ""История Пропилеи"" и другие. Малороссийские произведения М. собраны в книжке ""Оповидання"" (Санкт-Петербург, 1885). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Кулиша : ""За Крашанку - писанка"". Собрание сочинений М. в 24 томах дано в 1902 году как приложение к ""Северу"". Предпринято полное издание в 60 томах (Санкт-Петербург).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Мордовцев, Даниил Лукич

— известный писатель. Род. в 1830 г. в Обл. Войска Донского, в семье украинского происхождения. Учился в саратовской гимназии и Казанском и СПб. унив., где в 1854 г. кончил курс по историко-филологич. факультету. Поселившись в Саратове, он тесно сблизился с сосланным туда Костомаровым и был его помощником, как секретаря статистического комитета. Некоторое время он состоял редактором "Саратовских губ. ведомостей", позже был правителем канцелярии сарат. губернатора, довольно долго служил в Министерстве путей сообщения. Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им же "Малорусском литературном сборнике" (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в "Русском слове", "Русском вестнике", "Вестнике Европы", "Всемирном труде", посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Исторические работы его, изданные отдельно, "Гайдамачина" (СПб., 1870 и 1884), "Самозванцы и понизовая вольница" (СПб., 1867 и 1884), "Политические движения русского народа" (СПб., 1871). Написанные очень живо и интересно, хотя и чересчур размашисто и недостаточно критически монографии М. обратили на себя внимание; одно время шла даже речь о замещении им в СПб. унив. кафедры русской истории. В начале 70-х гг. М. пользовался также большою популярностью, как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции "Знамения времени" и ряда публицистических статей в "Отечественных записках", написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С... о-М...ць. В "Отечественных записках" напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу "Десятилетие русского земства" (СПб., 1877). Кроме того, М. много писал в "Голосе", "Деле", "Всемирн. труде", "Неделе" и др. С конца 1870-х гг. он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость. Более известны "Великий раскол", "Идеалисты и реалисты", "Царь и Гетман", "Наносная беда", "Лжедимитрий", и "Похороны", "Соловецкое сидение", "Двенадцатый год", "Замурованная царица", "За чьи грехи". Художественные достоинства романов М. невелики, но средней публике они нравятся; многие выдержали по 2 издания. К лучшим произведениям М. принадлежат описания его путешествий: "Поездка в Иepyсалим", "Поездка к пирамидам", "По Италии", "По Испании", "На Арарат", "В гостях у Тамерлана" и др. Обычный лиризм автора здесь более уместен и сообщает описаниям задушевный характера. М. написал также много популярных культурно-историч. очерков в полубеллетристической форме — "Ванька Каин", "Русские историч. женщины", "Русские женщины нового времени", "Истор. Пропилеи" и др. Малороссийские произведения М. собраны в книжке "Оповидання" (СПб., 1885). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Кулиша "За крашанку писанка".

{Брокгауз}



Мордовцев, Даниил Лукич (дополнение к статье)

— известный писатель; умер в 1905 г.

{Брокгауз}



Мордовцев, Даниил Лукич

— известный русский писатель (1830—1905), украинского происхождения. Выступив впервые на защиту евреев в 1873 г. в журнале "Дело" (подпись Берне из Бердичева), М. откликнулся на погромы 1881 г. в "Письмах мистера Плумпуддинга", помещенных в "Рассвете" за 1882. На тему о погромах написан им рассказ "За что же?" (Сборник Петербургского Общества вспомоществования литераторам, СПб., 1884). Из исторических повестей М., касающихся еврейской жизни, известны: "Между молотом и наковальней" (Восход, 1891), "Разрушение Иерусалима" (имеется на жаргоне), "Последняя иудейская царица" (Восход, 1896). М. написал ряд критико-литературных очерков, посвященных евреям, и между прочим разбор произведений С. Фруга (Певец гонимого народа). В своем незаконченном романе "Профессор Ратмиров" М. описал известное "саратовское дело" по обвинению евреев в преступлениях с ритуальной целью, выведя под Ратмировым историка Костомарова (см.). — Ср.: Систематический указатель литературы о евреях; Восход, 1889, №№ 15 и 16; 1905, № 25 (статья Г. Эйзенбета).

{Евр. энц.}



Мордовцев, Даниил Лукич

известн. беллетрист, историк и публицист, р. 7 дек. 1830 в Обл. войска Донского в с. Даниловке, в семье управл. слоб., † 10 июня 1905 в Кисловодске.

{Венгеров}



Мордовцев, Даниил Лукич

[1830—1905] — беллетрист, публицист, историк. Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения. Свое знакомство с официальными документами неоднократно использовал для статей в либеральной и радикальной прессе; это послужило причиной ряда "служебных неприятностей" для Мордовцева, дослужившегося впрочем до чина действительного статского советника. Свою литературную деятельность начал с поэмы на украинском языке. Сотрудничал в журн. "Русское слово", "Отечественные записки", "Дело", "Русский вестник" и др.

Мировоззрение М. в пору его расцвета как историка и публициста [60—70-е гг.] представляет собой весьма путанную смесь умеренного народничества, "славянских" симпатий и украинского национализма, идеализации русского прошлого в его "народном" творчестве ("Калики перехожие", "Понизовая вольница", русский и особенно украинский фольклор).

Для М. характерна прежде всего тематика его исторических работ, описание жизни народной массы, ее волнений и протестов. На фоне традиционных для официальных историков описаний "подвигов" и "мудрых" начинаний царей, вельмож и полководцев исследования М. безусловно были фактом прогрессивным; сходная же с костомаровской полубеллетристическая манера М. обеспечивала ему успех у широкого читателя. Главное произведение М. — роман "Знамения времени" [1869] — пользовалось чрезвычайной известностью. Цензура 70-х и 80-х гг. сопричислила его к "опасным" в политическом отношении книгам и изъяла из библиотек. Социальный смысл романа, его классовые тенденции истолковывались критикой в диаметрально противоположных направлениях: одни (напр. А. Богданович) считали его реальным отображением народнических настроений 70-х гг., другие (напр. А. Мартынов) связывали направленность романа с идеями одной только наиболее аполитичной части народничества, именно с чайковцами, наконец третьи начисто отрицали какие бы то ни было связи М. с народничеством, утверждая, что роман опошлил молодежь этого "героического времени". Последнее мнение нам кажется наиболее близким к истине. Герои М. отрекаются от "однобоких" идеалов Чернышевского, они утверждают, что "Рахметовы устарели". "Мы, — говорит один из персонажей романа, — йдем в народ не с прокламациями, как делали наши юные и неопытные предшественники в 60-х гг., мы идем не бунты затевать, не волновать народ и не учить, а учиться у него терпению, молотьбе и косьбе... мы уже не дети: мы не верим ни в благотворность французских и испанских революций, ни в благодетельность удобрения земли человеческой кровью. История научила нас не верить этим пустякам... Мы просто идем слиться с народом: мы бросаем себя в землю, как бросают зерно, чтобы зерно это взошло и уродило от сам-пять до сам-сто". Бросающийся в глаза аполитизм этой характеристики не имеет ничего общего с революционным народничеством. Мы не найдем в "Знамениях времени" и типичной для последнего идеализации общины. Герои М. полны раздражения против коммунизма и фурьеризма — "старых пошлых слов", против "бабьих, детских утопий". Ставка на культурничество, связанная с резким отрицанием М. революции как "крови", резко отделяет М. от просветителей 60-х годов, показывая его как представителя той части городской мелкой буржуазии 70-х гг., которая отходила от революционно-демократической интеллигенции, временным попутчиком которой она раньше являлась. Эта точка зрения проведена в "Знамениях времени" недостаточно рельефно; роману свойственна сюжетная рыхлость, малое правдоподобие характеров и т. п.

Необычайно плодовитый писатель, М. был чрезвычайно популярен как исторический? беллетрист. Его перу принадлежат несколько десятков романов из русской, украинской и древней истории. Изображение действительности уступает здесь место длинным и нудным рассуждениям о ней. Интрига романов Мордовцева чаще всего трафаретна, построена на развитии любовных отношений. Идеология этих произведений меняется на протяжении долгой лит-ой деятельности автора. В "Идеалистах и реалистах" Мордовцев явно сочувствует борцам против петровской политики, жестокой, разоряющей и оскорбляющей народ. В романе же "Державный плотник" [1899] М. явно идеализирует Петра. В лучших и более ранних исторических романах М. отразились народнические симпатии к демократической борьбе масс против русского феодализма и буржуазии, связанной с царскими монополиями, крупным землевладением и опиравшейся на дворянство. В этом аспекте М. изобразил разинщину в романе "За чьи грехи" и раскол в "Великом расколе".

Под конец жизни М. писал уже совершенно посредственные романы, печатая их в суворинском "Историческом вестнике" и в еще более сомнительных органах печати, вплоть до "Ведомостей С.-Петербургского градоначальства". Все это не мешало М. пользоваться популярностью у тогдашнего массового читателя и издавать не раз собрания своих сочинений, впрочем далеко не полные.

Библиография: I. Собр. сочин., изд. Н. Ф. Мертца, 24 тт., СПб, 1901 ("Биб-ка "Севера""); Полное собр. сочин., изд. И. П. Перевозчикова, 12 тт., П., 1915; Полное собр. сочин., изд. Сойкина, 25 тт., СПб, 1914 (приложение к журн. "Природа и люди"); Знамения времени, Гиз, М., 1923 (предисловие А. Мартынова).

II. Михайловский Н. К., Полное собр. сочин., т. VT, СПб, 1909; Богданович А. И., Годы перелома, СПб, 1908 ("Знамения времени"); Глинский? Б., Литературная деятельность Мордовцева, "Исторический вестник", 1905, II (в статье ценные библиографические указания, раскрытие псевдонимов и пр.); Его же, Среди литераторов и ученых, СПб, 1914; Скабичевский А., История новейшей русской литературы (1848—1908), неск. изд.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

{Лит. энц.}



Мордовцев, Даниил Лукич

Род. 1830, ум. 1905. Украинский писатель, историк. Специалист по истории народных движений, самозванства. Произведения: "Великий раскол" (роман, 1880), "Соловецкое сидение" (роман, 1880), "За чьи грехи?" (роман, 1890), исторические повести и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Мордовцев Даниил Лукич — 0

Найдено научныех статей по теме Мордовцев Даниил Лукич — 0

Найдено книг по теме Мордовцев Даниил Лукич — 0

Найдено презентаций по теме Мордовцев Даниил Лукич — 0

Найдено рефератов по теме Мордовцев Даниил Лукич — 0