Мученик

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Мученик
человек, причисленный к лику святых за то, что принял мученическую смерть от гонителей Христовой веры.

Источник: Православная энциклопедия.

МУЧЕНИK
(греч. «свидетель») – тот, кто засвидетельствовал свою веру в Господа Иисуса Христа своей кровью. Это слово встречается уже в Новом Завете (см. Деян. 7, 55- 60; 22, 20; Откр. 6, 9; 17, 6). См. Чины (разряды) святости.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

МУЧЕНИК
Человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Мученический, прил – относящийся к мученику или мученичеству. В разговорном русском языке выражение «мука мученическая» означает очень большое мучение.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Мученик
в христианстве святой, принявший мученическую смерть за веру. Чин святых мучеников и исповедников стал первым и наиболее почитаемым чином христианских святых. Претерпевших особо жестокие страдания и привлекавших других людей к вере называют великомучениками. На Руси особо почитались великомученики Георгий Победоносец, Пантелеймон Целитель, Екатерина и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Мученик
гр. martus, лат. martyr), древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Основным значением гр. martus является свидетель, и в этом значении это слово может относиться к апостолам как свидетелям жизни и воскресения Христа, получившим благодатный дар исповедовать Божество Христа, явление Бога Слова во плоти и наступление нового царства, в котором человек усыновляется Богу (ср. Деян. 2. 32). Явившись апостолам после воскресения, Христос говорит: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (martures) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1. 8). С распространением гонений на христиан этот дар свидетельства приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т.е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве. В этом смысле "мученичество есть продолжение апостольского служения в мире" (В.В.Болотов). Вместе с тем мученичество - это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью. Отвечая Пилату, Он говорит: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (marturhsw) об истине" (Ин. 18. 37). Отсюда и наименование Христа свидетелем (мучеником) в Апокалипсисе: "...от Иисуса Христа, Который есть свидетель (martus) верный, первенец из мертвых и владыка царей земных" (Ап. 1. 5; ср. Ап. 3. 14).
Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, первомученика Стефана. Стефан, предстоя осудившему его синедриону (верховному судилищу иудеев), "воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян. 7. 55-56); он таким образом свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он "воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил" (Деян. 7. 60). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23. 34). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа.
В ранний период именно мученичество более всего способствует распространению Церкви, и в этом плане оно также выступает как продолжение апостольского служения. Первое распространение Церкви соотнесено с мученичеством св. Стефана (Деян. 8. 4 и далее), этим мученичеством было подготовлено и обращение апостола Павла (Деян. 22. 20). Одиннадцать из двенадцати апостолов (кроме апостола Иоанна Богослова) закончили жизнь мученическим подвигом. И в дальнейшем вплоть до Миланского эдикта 313 г. мученичество как сильнейшее свидетельство веры было одной из основ распространения христианства. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера.
Итак, первые мученики появляются еще в апостольский период. Их мученичество было результатом преследований со стороны иудеев, смотревших на христиан как на опасную секту и обвинявших их в богохульстве. В Новом Завете содержится несколько свидетельств о мучениках, пострадавших от этих гонений. Кроме уже упоминавшегося мученичества св. Стефана, здесь говорится, например, об Антипе, "верном свидетеле (martus)" Божием, умерщвленном в Пергаме (Ап. 2. 13). Римские власти в этот начальный период христиан не преследуют, не отличая их от иудеев (иудаизм же был в Риме дозволенной - licita - религией). Так, иудеи в нескольких случаях пытались предать ап. Павла на суд римским властям, однако эти власти отказывались осуждать апостола, поскольку рассматривали выдвигаемые против него обвинения как религиозные споры внутри иудаизма, в которые они не желали вмешиваться (Деян. 18. 12-17; Деян. 23. 26-29; Деян. 26. 30-31).
Гонения на христиан со стороны римских властей начинаются со времени императора Нерона (54-68). Они распадаются на три основных периода. К первому периоду относятся гонения при Нероне в 64 г. и гонения при Домициане (81-96). В этот период римская власть еще не рассматривает христианство как особую враждебную ей религию. При Нероне христиан преследуют, возложив на них вину за римский пожар; при Домициане они подвергаются гонениям как иудеи, не декларирующие своего иудейства и отказывающиеся платить "иудейский налог".
Распространение христианства в разных слоях римского общества (далеко за пределы иудейской общины) заставляет римские власти осознать, что они имеют дело с особой религией, причем религией враждебной как римскому государственному строю, так и традиционным культурным ценностям римского общества. С этого времени начинается преследование христиан как религиозной общины. Точная хронология здесь отсутствует. Важнейшим документом для этого периода гонений является письмо Плиния Младшего императору Траяну (около 112 г.). Плиний спрашивает у Траяна, какой юридической процедуры он должен придерживаться в преследовании христиан. Он задает этот вопрос, поскольку "никогда не присутствовал на следствиях о христианах". Из этих слов можно заключить, что преследование христиан как религиозной общины к этому времени уже имело место. Траян в своем ответе говорит о правомерности преследования христиан, причем о правомерности преследования "за самое имя" (nomen ipsum), т.е. за одну принадлежность к христианской общине (поскольку по римским законам христиане в силу своих убеждений совершали два преступления - святотатство, выражавшееся в отказе от принесения жертвы богам и клятвы их именем, и оскорбление величества). Траян, однако, указывает, что нет необходимости "выискивать" христиан, они подвергаются суду и казни лишь в том случае, когда кто-то выдвигает против них обвинение. Траян также пишет, что "тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т.е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением". На этих принципах - с теми или иными отклонениями - и основывались гонения на христиан во второй период. На этот период приходится мученичество таких почитаемых христианских святых, как св. Поликарп Смирнский (ум. ок. 155 г.) и св. Иустин Философ. Для понимания почитания святых в древней Церкви особо следует подчеркнуть принцип добровольности мучений.
Третий период начинается с правления императора Декия (249-251) и продолжается вплоть до Миланского эдикта 313 г. В изданном Декием эдикте изменяется юридическая формула преследования христиан. Преследование христиан вменялось в обязанность правительственным чиновникам, т.е. становилось не результатом инициативы частного обвинителя, а частью государственной деятельности. Целью гонений была, однако, не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению. Для этого применялись изощренные пытки, однако выдержавшие их не всегда подвергались казни. Поэтому гонения данного периода наряду с мучениками дают множество исповедников (см.). Преследованию подвергались прежде всего предстоятели церквей. Гонения отнюдь не были постоянными, и перемежались периодами почти полной терпимости (эдикт императора Галлиена, 260-268, предоставлявший предстоятелям церквей свободно заниматься религиозной деятельностью). Наиболее жестокие гонения приходятся на конец царствования Диоклетиана (284-305) и последующие годы. В 303-304 гг. издается ряд эдиктов, лишающих христиан всяких гражданских прав, предписывающих заключать в тюрьму всех представителей клира и требовать от них отказа от христианства (принесения жертв); последний эдикт 304 г. предписывал всех вообще христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, добиваясь этого любыми пытками. Мученичество в эти годы было массовым, хотя в разных провинциях преследования производились с разной интенсивностью (наиболее жестокими они были на востоке империи). Гонения прекращаются после издания в 311 г. эдикта, в котором христианство признается дозволенной религией (хотя явным образом и не снимаются ограничения с христианского прозелитизма), и в полной мере после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость.
История христианского мученичества, естественно, этим не заканчивается. Мученичества, в том числе и массовые, имели место и позднее, при императорах-арианах, в Персидской империи, в различных странах, где христианство сталкивалось с язычеством, в ходе борьбы ислама с христианством и т.д. Однако именно история мученичества в древнейший период имеет определяющее значение для богословского осмысления мученического подвига, для установления почитания мучеников (и вообще почитания святых) и выработки его форм, что и делает необходимым особое внимание к этому периоду.
Почитание мучеников развивается в древнейшие времена, видимо, одновременно с самим распространением мученичества. Достаточно рано оно облекается в определенные институализованные формы; хотя с течением времени эти формы и эволюционируют, ряд основополагающих элементов преемственно сохраняется при всех изменениях. Эти элементы являются центральными и для формирования культа святых вообще. Осмысление мученичества как торжества благодати над смертью, достижения Царства Небесного, путь к которому был открыт смертью и воскресением Христа, и соответственно как предвосхищения всеобщего воскресения во плоти отражается в складывающихся культовых формах, прежде всего в церковном воспоминании мученика и праздновании его памяти, в молитвенном обращении к мученикам как "друзьям Божиим" и заступникам людей перед Богом, в почитании могил мучеников и их останков (мощей - см.).
По свидетельству "Мученичества Поликарпа (Смирнского)" (Martirium Policarpi, XVIII), ежегодно в годовщину смерти верующие собирались на могиле мученика, служили литургию и раздавали милостыню нищим. Эти основные элементы и образовали первоначальный культ святых. Ежегодные поминовения мучеников понимались как воспоминания дня их нового рождения (dies natalis), рождения их в вечную жизнь. Эти празднования включали чтение актов мученичества, трапезу поминовения и совершение литургии. В III в. такой порядок был уже всеобщим. Подобные поминовения могли усваивать отдельные элементы соответствующих языческих обрядов (например, раздача колива). Над могилами возводились постройки, в которых (или рядом с которыми) совершалось поминовение (гр. marturion лат. memoria); одной из моделей для них служили позднеиудаистические поминальные здания на могилах пророков. После прекращения гонений строительство таких зданий получает дальнейшее развитие; на Востоке к мавзолею, в котором хранились мощи, часто пристраивалась церковь; на Западе мощи обычно хранились под алтарем самой церкви.
В результате развития культа мучеников места христианских погребений становились центром церковной жизни, могилы мучеников - почитаемой святыней. Это означало радикальное изменение в позднеантичном мировосприятии, в котором город живых и город мертвых были разделены непроходимой гранью и только город живых являлся местом социального бытия (кладбища располагались за городской чертой). Этот переворот в сознании делался особенно радикальным, когда в города стали переноситься мощи (см.) мучеников, вокруг которых группировались и обычные захоронения (поскольку погребение рядом с мучеником рассматривалось как средство получить его заступничество).
Развитие культа мучеников побудило Церковь в IV-V вв., после прекращения гонений, определенным образом регламентировать этот культ. Отдельные его формы, совпадавшие с языческими, стали восприниматься как пережитки язычества и подверглись осуждению (так, бл. Августин возражает против устройства поминальных пиршеств на могилах). Бл. Иероним говорит, что подобные эксцессы объясняются "простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин". В этом контексте происходит пересмотр актов мученичества и канонизация (см.) мучеников. Празднование памяти мучеников и построение мемориальных церквей над их могилами получает каноническую санкцию. Празднование памяти перерастает из частного обряда, совершаемого над могилой, в общецерковное торжество - сначала на уровне местной церковной общины, а затем и всей церкви. Дни памяти различных мучеников (dies natalis) объединяются в годовой цикл, фиксируемый в мартирологах (см.). На этой основе формируется неподвижный годовой круг церковного богослужения.
Представление о мучениках как заступниках за людей перед Богом, как о постоянно присутствующих членах церковной общины выразилось и в чине литургии. Мученики с древнейших времен особо упоминаются в ходатайственной молитве (intercessio), произносимой непосредственно после преложения Св. Даров (epiclesis) , и для них отделяется особая частица на проскомидии (при приготовлении Св. Даров). В честь мучеников вынимается пятая частица из третьей, так наз "девятичинной" просфоры, разделяемой по чинам святых. Согласно русскому служебнику эта частица вынимается "в честь и память" "Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц" (в разных православных традициях набор имен может варьироваться).
В истории русской церкви первые мученики появились еще до крещения Руси князем Владимиром: по сообщению Повести временных лет в 983 г. киевские язычники убили двух варягов-христиан (отца и сына). В 1015 г. были убиты свв. князья Борис и Глеб; понимание их гибели как мученичества свидетельствует о расширении в русской духовности самого этого понятия: хотя свв. Борис и Глеб были убиты не за веру, а в результате междоусобия, их смирение в смерти и следование Христу и чтимым мученикам в непротивлении мучителям воспринимались как христианский подвиг. К числу русских мучеников относится и ряд святых, пострадавших за веру в Орде (князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин его Феодор, князь Михаил Ярославич Тверской), литовские мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г. и др. В настоящее время идет процесс канонизации мучеников русской церкви, пострадавших после 1917 г.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Священник Игнатий Гудима (1882-1944) мученик за Православную веру и русские идеалы на Галицкой Руси

Смакоуз Епископ Иов
Исповеднический подвиг смиренного, кроткого раба Божьего и верного Христова священнослужителя Игнатия Гудимы свидетельствует о том, что в Галицкой Руси всегда были, есть и будут верные последователи галицко-волынского подвижника Х
Читать PDF
164.07 кб

Мученик и стража в раннехристианской агиографии

Пантелеев Алексей Дмитриевич
Статья посвящена анализу ранних мученичеств о взаимоотношениях арестованных христиан и их стражи (II–III вв.).
Читать PDF
0.00 байт

Мученик за православную веру и верность славянству

Рыжкова А.Н.
Публикация приводит воспоминания Ариадны Николаевны Рыжковой о своем отце — протоиерее Николае Рыжкове, настоятеле храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах в 1901–1914 гг. В 1968 г.
Читать PDF
98.49 кб

Рецензия на: Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик / пер. С нем. Д. Бумажнова. М.

Максутов Ивар Ханнуевич
Читать PDF
0.00 байт

«Мученик перекрестков»: споры о Гоголе и русско-украинском вопросе в публикациях последних лет

Ковалева Юлия Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

«Мученик возвышенной мысли»

Керимова Наида Муртузалиевна
Читать PDF
0.00 байт

Брендле Р. Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик / Д. Бумажнов, пер. М. : ББИ св. Ап. Андрея

Хлынова Ирина Леонидовна
Читать PDF
169.04 кб

2009. 03. 031-035. Св. Мученик климент римский и «Петровка, 38». (сводный реферат)

Палицын А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Поэма К. Романова «Севастиан-мученик»: поэтика лирико-драматической формы

Павловская Ольга Алексеевна
На примере поэмы К.
Читать PDF
0.00 байт

ТАЙНЫ ГОВОРЯЩИХ ИМЁН В ПЬЕСЕ МАРИУСА ФОН МАЙЕНБУРГА «МУЧЕНИК» И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В КИНОТЕКСТЕ КИРИЛЛА СЕ

Орищенко Светлана Серафимовна
Современный отечественный кинематограф активно исследуется разными гуманитарными науками. Кинокультурология изучает интерпретацию многоаспектного текстового пространства в художественных фильмах.
Читать PDF
342.86 кб

Мученик как аскет в четвёртой Маккавейской книге

Брагинская Нина Владимировна, Шмаина-великанова Анна Ильинична
Происхождение христианской аскезы и подвижничества как практик пустынников, впоследствии монахов, до открытий в Кумране возводили к стоикам и киникам, иногда к индийскими гимнософистам, известным тоже через греков.
Читать PDF
193.36 кб

2008. 03. 028. Палицын А. В. Жизнь и сочинения епископа-мученика Климента Римского в современных нау

Читать PDF
5.23 мб

Храм святых мучеников Мины, Виктора и Викентия в селе Кусва Псковского уезда в XVI-XX вв

Постников Арсений Борисович
Читать PDF
5.23 мб

Храм святых мучеников Мины, Виктора и Викентия в селе Кусва Псковского уезда в XVI-XX вв

Постников Арсений Борисович
Читать PDF
471.60 кб

\ живая Россия \ соловки. Земля преподобных и мучеников

Заикина Ольга

Похожие термины:

  • Антоний, литовский мученик

    — один из трех литовских мучеников, пострадавший в 1342 г. в Вильне, вместе с Иоанном и Евстафием. Будучи на службе у князя литовского Ольгерда, они привяли святое крещение от некоего пресвитера Нест
  • Антоний, мученик

    пронзенный стрелою, в Москве, при нашествии царевича Мазовши, предсказывая победу над ним, во время крестного хода, 2 июля 1451 г. (внесен в святые по рукописн. святц., см. Св. Восток, III, 59). {Половцов}
  • АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ, Владимирский чудотворец, мученик

    Св. мч. Авраамий был родом из приволжских болгар и занимался торговлей. За исповедание им христианства его сограждане, магометане, подвергли его страшным пыткам в родном городе - Великие Болгары и
  • Авраамий, мученик Болгарский

    святый мученик Болгарский XVI в. {Половцов}
  • Авраамий, мученик

    — мученик за христианство, родом болгарин, из торговых людей; преставился в 1229 или в 1230 г. Погребен русскими купцами в Болгарах, а через год, в правление великого князя Георгия Всеволодовича, мощи А
  • Феодор, преподобно-мученик

    Печерский; † 1098 г. {Половцов}
  • Пахомий, препод. мученик

    † 7 мая 1730 г. {Половцов}
  • Константин (мученик)

    Константин (мученик) - один из наиболее чтимых святых грузинской церкви. Происходил из княжеского рода и, вместе со своим братом Давидом, был наследственным управителем Аргветской области. Когда н
  • Павел, блаженный мученик

    — блаженный мученик русский в Крыму, пострадавший от турок, † 6 апреля 1683 г.; неканонизирован. В юных летах был уведен татарами из России и продан в Константинополь; прослужив несколько лет своему г
  • ЭДУАРД II МУЧЕНИК

    Король Англии из Саксонской династии, правивший в 975-978 гг. Сын Эдгара. Род. 962 г. Умер 18 марта 978 г. Время правления Эдуарда было заполнено ожесточенными церковными распрями между святым Дунстаном, ар
  • Феодор, неканонизов. мученик

    Муч., убитый "в Болгарех, иже на Каме и на Волге, за веру", 21 апр. 1323 г. Не канонизован. {Половцов}
  • Феодор, мученик печерский

    — преподобный, мученик печерский. Раздав все свое имение нищим, Ф. вступил в монастырь и поселился в Варяжской пещере, соседней с пещерами Феодосия. Много лет прожил он тут строгой монашеской жизнь
  • Иоанн, мученик казанский

    — святой, мученик казанский, умер 24 января 1529 г., память в день смерти. Попавшись в плен казанцам, он вытерпел сильные мучения за твердое исповедание христианства; израненный мучителями и брошенный
  • Стефан (святой мученик, воин)

    Стефан (святой мученик, воин) - см. в статье Стефан (святые православной церкви) .
  • Иоанн, мученик киевский

    — святой, мученик киевский, убит в 983 г. с отцом своим Феодором за то, что отец не выдал своего сына язычникам, когда на него пал жребий послужить жертвою языческим богам. Память совершается 12 июля. Э
  • Иоанн, св., мученик виленский

    память его совершается 14 марта. {Половцов}
  • Иоанн, мученик виленский

    — святой, мученик виленский, замучен 23 апреля 1362 г. Он был слугою вел. кн. Ольгерда и вместе с братом Антонием принял тайно христианство. Когда это стало известно, их заключили в темницу; Иоанн через
  • Петр, св. мученик казанский

    Петр (св. мученик казанский) - см. в статье Петр (святые) .
  • Василий святой, мангазейский мученик

    † 23 марта 1600 г. {Половцов}
  • Меркурий св., мученик

    и новый чудотворец смоленский, убит 1238, ноября 28, мощи почив. в Авраамиевом смоленском мон. Вероятно, одно лицо, что и Меркурий святой, см. {Половцов}