Мусульмане в Оренбургском казачьем войскеМусульманин

Мусульмане на ярмарках Урала

Найдено 1 определение:

Мусульмане на ярмарках Урала

Положение Уральского региона обусловило его важную роль в развитии торговых отношений России с вост. соседями – Казахстаном и Ср. Азией. Это стало возможным благодаря таким экономическим ин-там, как ярмарки, меновые дворы и приграничная торговля, которые стали возникать в регионе с XVII в. Напр., в 1643 г. была учреждена Ирбитская ярмарка. В XVIII в. Россия начала интенсивно развивать торговлю со Ср. Азией. В 1743 г. возник г. Оренбург, игравший важную роль в этом процессе. Аналогичным было и возникновение Троицка: он был основан в 1743 г. как военная крепость и почти сразу же приобрел значение одного из пунктов меновой торговли с народами Казахстана и Ср. Азии. Переговоры дипломата И.И. Неплюева об открытии менового торга в Троицкой крепости, начавшиеся в 1743 г., возобновились в августе 1749 г. Приехавший в Оренбург тархан Джаныбек настойчиво просил разрешить казахам Ср. жуза торговать в Троицке. Ярмарка была открыта в 1750 г., в ней участвовали как русские купцы, так и «торговые татары». С 1807 г. было разрешено торговать в приграничных городах, а также на Ирбитской ярмарке бухарским купцам. Подобными привилегиями прав-во компенсировало их транспортные расходы. Благодаря этому в окрестностях Петропавловска, Оренбурга и др. городов стали возникать колонии бухарцев. Оренб. губ. занимала особое положение в проведении внешнеэкономич. политики России на Востоке. В Оренбурге более 100 лет находилось представительство Азиатского департамента МИД России. Через юго-вост. границу происходила активная торговля предметами, произведенными на всей терр. России. Через Оренбург активно осуществлялась караванная торговля с Хивой, Кокандом, Бухарой, Индией. Во 2-й пол. XIX в. среди 23 крупнейших ярмарок России Оренб. ярмарка занимала 3-е место после Нижегородской и Ирбитской. Заметное место представители мус. купечества из Ср. Азии занимали и на крупнейшей ярмарке региона – Ирбитской. Они стали приезжать сюда еще с нач. XVIII в. Через Ирбитскую ярмарку в гос-ва Ср. Азии и Китай экспортировались железопромышленные (особенно после отмены в 1801 г. запрета на экспорт металлов в страны Азии) и текстильные изделия, пушнина. Караваны увозили со Ср. Урала в Хиву, Бухару и Самарканд металлические инструменты, легковесную кухонную утварь, топоры, котлы, кувшины, тазы, подносы, зеркала, пуговицы, иглы, сундуки и чистую медь, из которой в Самарканде и Бухаре чеканилась монета. Обширная торговля со странами Востока способствовала быстрому увеличению товарооборота и капитализации Ирбитской ярмарки: в 1809 г. сумма привоза товаров составляла 3,5 млн руб. ассигнациями, к 1824 г. увеличилась до 7 млн, а в 1829 г. равнялась уже 10,8 млн руб. Охотно посещали купцы из Ср. Азии и КрестовскоИвановскую ярмарку (в 30 км от г. Шадринска, приобрела свой статус в 1858 г., время работы – август), которая считалась самой крупной с/х ярмаркой Урала. В 1849 г. на Урале было уже 194 ярмарки (более 4% их общего кол-ва по России), их торговый оборот по привозу составил 41 491 тыс. руб. (18% общерос. показателя), по продаже – 30159 тыс. руб. (ок. 22% всерос. продажи). В 1863 г. на Урале действовало 359 ярмарок с торговым оборотом по привозу 72 272 тыс. руб., по продаже – 47 040 тыс. руб. Значительную посредническую роль в развитии торговых отношений Урала с госвами Ср. Азии сыграли татарские купцы. Становление татарского купеческого сословия происходило достаточно болезненно: согласно Соборному уложению 1649 г., для получения права на торговлю надо было приписаться к определенному посадскому тяглу, служилым же или крестьянам (а именно к этим двум сословиям в абсолютном большинстве принадлежали татары) торговлю иметь не разрешалось. Немногочисленные «служилые торговые татары» были вынуждены заниматься торговлей лишь «меж службами». Сфера деятельности татарского купечества стала расширяться после отмены внутренних пошлин 1754 г. и либерализации торговли при Екатерине II. Во 2-й пол. XVIII в. татары получили право записываться в гильдии. «Если в кон. XVIII столетия купец татарин был весьма редким явлением, – писал историк Г. Губайдуллин, – к нач. XIX в. число купцов было уже довольно значительно». Только в Троицке с 1843 по 1868 г. количество купцов-магометан I и II гильдий увеличилось в 5,5 раза, а русских – в 2,8 раза. По кол-ву купцов первых двух гильдий Троицк в 1860е гг. даже опережал Оренбург. Среди купцов, торговавших в Казахской степи, преобладали русские, но среди торговцев, служивших приказчиками или работниками у др. купцов, большинство составляли татары и башкиры. Объясняется это в т.ч. их этноконфессиональной близостью к народам Казахстана и Ср. Азии. Известно, что власти среднеазиатских ханств долгое время не допускали в свои владения немусульман. И в более позднее время русским купцам было выгоднее отправлять свои караваны под начальством татар или башкир, т.к. в том же Коканде с мусульман взималась пошлина в один червонец с 40 червонцев товара, а с немусульман – вдвое больше. Татарские купцы сыграли выдающуюся роль в развитии международной и внутрирос. торговли. Так, троицкий купец сер. XIX в. А.А. Абубакиров стал одним из основателей чайной торговли с Китаем. На Урале сложились династии таких выдающихся купцов и меценатов, как Яушевы, Агафуровы, Богатиевы, Бакировы, Тимкины. Известными обществ. деятелями на Урале были коммерсанты М.Х. Хабибуллин, М.Ф. Валеев, Г.М. Ахмаров, З. Ибатуллин, Г. Хамидуллин и др. О значении татарского капитала говорят данные об их торговых операциях на Ирбитской ярмарке. По данным Н. Таирова, на ярмарке 1901 г. было представлено 532 фирмы России, из которых 52 фирмы принадлежали татарам. Кроме фирм, устроители ярмарки взяли на учет и почти 700 отдельных предпринимателей, из них татар было 83 чел.: из Казани и Казанской губ. (15 чел.), Оренб. (12 чел.), Московской (2 чел.), Пермской губ. (3 чел.). Больше всего татар было из Сибири и Степного края (Семипалатинск, Петропавловск и др.) – 36 чел. Еще большим было участие татар (252 из 1369 фирм и торговцев) на ярмарке 1911 г. Столь значительная роль и количество мусульман на ярмарках и в торговле Урала обусловило необходимость удовлетворения их религиозных потребностей. С этой целью в местах мена и торга строились мечети. По указу Екатерины II от 8.07.1782 г. было предписано строить на границах Уфимского наместничества и Тобольской губ., в Оренбурге, Троицке и др. пристойных местах мечети для привлечения кочующих казахов и среднеазиатских торговцев. С 1783 г. в течение 4 лет на эти цели было выделено 20 тыс. руб. В результате были построены Оренбургская меновнинская мечеть и II мечеть г. Троицка. В нач. 1860-х гг. была построена Ярмарочная мечеть г. Ирбита. Подобные меры создавали благоприятную психологическую среду для деятельности мус. купцов. С приходом сов. власти ярмарки прекратили свою работу, ненадолго возобновив ее в годы нэпа. Ярмарки и др. торговые площадки Урала сыграли значительную роль в установлении торговых контактов со Ср. Азией и дальнейшем включении ее в орбиту влияния России. Лит.: Агишев С.Х. Социальная эволюция служилых татар во второй половине XVI–XVIII веков // Исследования по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. – Казань, 1984, с. 68; Бекмаханова Н.Е. Формирование многонационального населения Казахстана и Северной Киргизии. Последняя четверть XVIII – 60-е годы XIX в. – М., 1980, с. 197; Витевский В.Н. И.И Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., т. I, II. – Казань, 1897, с. 185; Гизатулин Р.Н. Торг в Троицкой крепости (255 лет со времени выхода Высочайшего указа об учреждении торга) // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. 2004. – Челябинск, 2003, с. 172; Дмитриев А. Ирбитская ярмарка // Урал. – 2004, № 5(542), с. 179–220; Загидуллин И. Нижегородская ярмарка как центр экономической и общественной жизни татарских предпринимателей // Форумы российских мусульман. – Н. Новгород, 2006; Манькова И.Л., Денисевич М.Н., Мельников А.В. Ярмарка // Уральская историческая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Алексеев. – Екатеринбург, 1998; Небольсин П.И. Очерки торговли России со странами Средней Азии, Хивой, Бухарой и Кокандом (со стороны Оренбургской линии). – СПб., 1856, с. 49; Пушкарев Н.Г. Крестовско-Ивановская ярмарка // Очерки истории Шадринска: к 50-летию Курганской области. – Шадринск, 1993, с. 24–28; Рожкова М.К. Экономические связи России со Средней Азией (40–60-е годы XIX в.). – М., 1963, с. 121–25; Таиров Н. Татары на Ирбитской ярмарке // Гасырлар авазы (Эхо веков). – Казань, 2004, № 1. А.С., Р. Гиз.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Мусульмане на ярмарках Урала — 0

Найдено научныех статей по теме Мусульмане на ярмарках Урала — 0

Найдено книг по теме Мусульмане на ярмарках Урала — 0

Найдено презентаций по теме Мусульмане на ярмарках Урала — 0

Найдено рефератов по теме Мусульмане на ярмарках Урала — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!