Мусульманская община г. Бузулука

Найдено 1 определение
Мусульманская община г. Бузулука
в XIX – нач. ХХ вв. По данным 1851 г., в Бузулуке проживало 6 душ обоего пола мусульман. Темпы роста м.о. были значительными в пореформенный период, численность мусульман увеличилась с 39 чел. в 1862 г. до 814 чел. в 1910 г., т.е. возросла в 21 раз, и происходила за счет переселенцев и естественного прироста. Подавляющее большинство среди мусульман-горожан составляли татары – 98,6%, мещеряки – 1%, казахи – 0,2%, чуваши, принявшие ислам, – 0,1%. Значительное место среди занятий членов м.о. занимала торговля, в которой было занято 13% мусульман, распространенными были извозный промысел, переработка с/х продукции, изготовление одежды, служба в вооруженных силах, а также в качестве прислуги и поденщиков. В 1898 г. с дозволения самарского епархиального начальства мусульмане Бузулука получили право на дворовое место № 2253 по городскому плану, где располагался дом, купленный купцом Г. Гимрановым и использовавшийся в качестве молитвенного помещения м.о. На верхнем этаже жилого здания находилась молельня, на первом – медресе. 19.02.1897 г. муллой в молитвенный дом был определен крестьянин д. Нов. Ибрайкиной Чистопольского уезда Казанской губ. Галиаскар Мугайнетдинов, имевший свидетельство ОМДС от 30.01.1896 г. Он состоял в должности хатыба и мударриса до 12.03.1914 г., после чего уволился по собств. желанию. Вследствие увеличения численности м.о., расширения тер. проживания в городской черте м.о. ходатайствала о строительстве второй мечети с образованием самост. прихода. Накануне I мировой войны м.о. объединяла 180 постоянно проживавших домохозяев. 23.04.1913 г. часть махалли составила приговор о постройке новой мечети на отведенном городской управой земельном участке. Одновременно 58 домохозяев выразили пожелание остаться прихожанами при существующем молитвенном доме. В октябре 1913 г. администрация разрешила постройку новой мечети в г. Бузулуке, зарегистрировав второй приход. Соборная мечеть Бузулука располагалась на юго-вост. окраине города, между Палимовскими выселками и Лесными складами. Общая площадь земли, отведенной городской управой для строительства деревянной 2-этажной мечети, равнялась 312 кв. саженям. Мечеть была 16 саженей длиной, 12 саженей шириной, 8 саженей высотой, учитывая высоту минарета. Характерной чертой мусульман Бузулука был высокий уровень грамотности – 15% грамотных по-татарски и самый высокий среди горожан Самарской губ. уровень грамотности по-русски – 6%, причем среди 10–19-летних этот показатель составлял 12%, что стало следствием деятельности в Бузулуке с 1890-х гг. единственного в уездных городах русскотатарского училища, на содержание учителя в котором из городской казны ежегодно выделялось 500 руб. Лит.: Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. – Н. Новгород, 2008; Госархив Самарской обл., ф. 1, оп. 1, д. 324, л. 7–28; д. 4324, л. 12–57; оп. 12, д. 5213, л. 3–4; Нац. архив Респ. Татарстан, ф. 92, оп. 2, д. 2246, л. 45; Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / Под ред. Н.А. Тройницкого. – СПб., 1904. Т. XXXVI: Самарская губерния, с. 184–93; РГИА, ф. 821, оп. 8, д. 930, л. 75–76, 93–94; Список населенных мест Самарской губернии, составлен в 1910 г. / Сост. Н.Г. Подковыров. – Самара, 1910, с. XIII. Э.Г.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009