Мусульманская община г. Миасса

Найдено 1 определение
Мусульманская община г. Миасса
Миасс был основан в 1773 г. как поселок при Миасском медеплавильном заводе купца Л.И. Лугинина. Открытие в Миасской долине золота превратило его в центр золотодобывающей промышленности. Еще в 1860-е гг. на Миасском заводе трудилось до 200 башкир, но все они имели здесь только временное пребывание. Появление же пост. мус. населения было связано с подъемом металлургической промышленности на Юж. Урале в кон. XIX в., притоком татарских и башкирских крестьян на заработки из малоземельных р-нов. Усилению трудовой миграции способствовало сооружение в 1890–91 гг. участка ж/д, соединившего поселок со Златоустом. Указом Оренб. губ. правления от 23.10.1891 г. было разрешено построить на Миасском заводе соборную мечеть. Большую помощь в ее сооружении оказал троицкий купец Г.Ф. Уразаев, который купил для нее дворовое место с многочисленными постройками на Пичугинской ул. Деревянное здание мечети было завершено только в 1894 г., а по указу губ. правления от 20.01.1895 г. в званиях ахуна, имама-хатыба и мударриса к ней был утвержден С.С. Баширов. Он открыл в приходе 4-годичную мус. муж. школу, где обучал 50–60 мальчиков основам ислама, чтению и письму на татарском яз. Мектебе занимало дом из 4 комнат, при нем действовал интернат на 10 мест для приезжих учеников, находившихся под надзором брата муллы И.С. Баширова. Супруга имама обучала 20 девочек у себя на квартире. С 1906 г. миасского муллу стали приглашать для исполнения религиозных обрядов в свои семьи рабочие приисков Кочкарский и Кособрянский, расположенных в Троицком уезде. На руб. XIX–XX вв. к мечети Миасса был пристроен отдельно стоящий каменный минарет, который представлял собой многогранную башню на кубическом основании со срезанными углами. Такое архитектурное решение встречается на Юж. Урале только в проекте Караван-Сарайской мечети в Оренбурге. Минарет был украшен балконом с декорированной кованой решеткой, профильным карнизом, фризом с геометрическим рисунком, а венчал его купол шлемовидной формы со шпилем. Получив разрешение МВД, в 1910 г. Г.Ф. Уразаев официально пожертвовал приходу земельный участок, на котором располагалась мечеть. Часть места арендовал имам С.С. Баширов, построивший тут каменное здание типографии. В 1911 г. Уразаев подарил местной общине еще один участок по Златоустовской ул. (ныне ул. Ленина). На вакуфной земле был возведен 2-этажный каменный магазин, который сдавался в аренду и приносил ежегодный доход от 800 до 1000 руб. В сентябре 1918 г. по договору с прихожанами его снял Е.С. Шишкин под устройство кинотеатра. Мус. нач. школа при мечети просуществовала до 1920 г. 21.07.1929 г. общее собрание татаробашкирского населения в кол-ве 139 чел. (80% общего числа проживающих в Миассе мусульман) приняло решение о закрытии в городе мечети и передаче здания под школу. 19.08.1929 г. ходатайство Злагоустовского окружного исполкома, поддержавшего решение собрания, было удовлетворено на заседании мал. президиума Уральского облисполкома (см. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала). В наст. время от миасской мечети остались только развалины каменного минарета. Средств на ее восстановление у м.о. нет. Переговоры о возможности реставрации мечети как памятника истории и культуры за счет бюджета и выделении участка под строительство новой были проведены муфтием Р.А. Раевым с городскими властями 4.12.2007 г., однако вопрос остается нерешенным. Поэтому для молитв используются др. помещения, хотя имеется эскизный проект новой мечети. В 2007 г. имам-хатыбом Миасса был назначен выпускник Российского исламского ун-та им. Р. Фахретдина (Уфа) Акрам Сабиров. В Миассе действуют две мус. религиозные организации: МРОМ «Махалля-мечеть № 918», располагается по адресу: ул. Романенко, 31, возглавляется Акрамом Фахриддиновичем Мирзиным, входит в состав Регионального ДУМ Челябинской обл. Вторая община была образованна в составе Челябинского муфтията ДУМ АЧР 22.02.2009 г., ее имам-хатыбом и председателем является Ахмед Шайбаков. Почетным гостем на празднике в честь этого события был муфтий В.И. Акперов. Представители м.о. занимают заметное место в обществ. жизни города. Наиболее известен своей благотв. деятельностью предприниматель Маменджан Иминджанович Имеров (р. 1955 в г. Кульджа СиньцзянУйгурского автономного р-на КНР, уйгур по национальности; работая в милиции, отличился при задержании опасной банды преступников). На мус. кладбище Миасса похоронен Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов, более известный как башкирский поэт Акмулла (14.12.1831–8.10.1895). В городе проводятся мероприятия, связанные с жизнью и творчеством поэта-просветителя, их гостями становятся мусульмане из др. городов Челябинской обл. и Башкортостана. В Миассе действует башкирский центр культуры и просвещения «Ильмен-Тау». Лит.: Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории европейской части России и Сибири в конце XIX – начале XX вв. – Уфа, 2000, с. 52; В Миассе назначен новый имам. – http://newsmiass.ru/index.php?news=12547; ГАОО, ф. 11, оп. 2, д. 3366, л. 18–18 об.; оп. 3, д. 4213, л. 1056–1056 об.; ГАСО, ф. Р-102, оп. 1, д. 490; Загидуллин И.К. Махалля в промышленных поселениях в европейской части России и Сибири (XIX – начало ХХ вв.) // Татарские мусульманские приходы в Российской империи. Мат. науч.-практ. конф. (27–28.09.2005 г., Казань). – Казань, 2006, с. 82; Маулид ан-Наби в г. Миассе. – http://ihlas. su/main/2009/03/22.htm; МРОМ «Махалля-мечеть № 918».// Текущий архив РДУМ ЧО; Почитатели творчества Акмуллы побывали в Миассе. – newsmiass.ru/index. php?news=8161; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 6, д. 2383. Д.Д., А.С., Р.Б.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009