Мусульманская община г. Пласт

Найдено 1 определение
Мусульманская община г. Пласт
Челябинская обл.). Пласт возник в 1845 г. с начала освоения золотоносных приисков Кочкарской системы: Успенского, Воскресенского, Аверьяновского, Новотроицкого и др. Постепенно поселки старателей вокруг каждого из приисков слились в один населенный пункт, который в 1919–31 гг. носил название Екатеринб. сельсовет, в 1931 г. был переименован в пос. Пласт, а в 1940 г. получил статус города. Ныне – администр. центр Пластовского р-на Челябинской обл. Тяжелое экономическое положение башкирских и татарских крестьян, малоземелье вынуждали их массово наниматься на горные разработки. В 1887 г. по просьбе мусульман, постоянно проживавших на Аполлинариевском прииске Кочкарской системы, золотопромышленник Гавриил Ермолаевич Подвинцев построил для них молитвенный дом, но долгое время при нем не было духовных лиц. В 1901 г. местные мусульмане возбудили ходатайство о разрешении постройки на данном прииске соборной мечети с образованием самост. прихода и утверждении собств. имама. Первоначально 15.06.1905 г. Оренб. губ. правление отклонило их просьбу, поскольку Войсковое хоз. правление Оренб. казачьего войска как собственник земли отказалось отвести мусульманам участок для строительства мечети. Однако в ответ на жалобу местных мусульман ДДДИИ МВД разъяснил, что молитвенный дом может быть устроен в любом пригодном для этого частном помещении, а вопрос о владении землей не стоит в непосредственной связи с устройством дух. нужд мусульман. Поэтому новым указом Оренб. губ. правления от 12.06.1906 г. им было разрешено образовать самост. приход, а избранный общиной крестьянин Мухаммедсадык Сагидеев был утвержден к молитвенном дому в должности имама. С 1906 г. он отправлял религиозные обряды на всех золотых приисках Кочкарской и Кособродской систем наряду с муллой Миасского завода С.С. Башировым. При молельном доме работала мус. школа. В нач. 1930-х гг. молитвенный дом был закрыт. До 1951 г. в нем располагалась золотоскупка, после этого – универмаг и мебельный магазин. В здании мектеба работала библиотека, а затем склад мебельного магазина. В одном из архивных документов ОГАЧО, датированном 10.03.1962 г., сообщается, что в Пласте наряду с несколькими др. городами обл. проходит «большое количество религиозных обрядов». Это можно объяснить значительным кол-вом мусульман, проживающих в Пласте и р-не. Так, по данным переписи 2002 г., мусульмане составляют 10,51% населения Пластовского р-на (татар 7%, башкир 1,8%, казахов 1,7%). Здание мечети (ул. Ленина, 13) сохранилось и было возвращено мусульманам в 1990 г. В Пласте действует МРОМ «Махаллямечеть № 196», входящая в Региональное ДУМ Челябинской обл. Руководит общиной имам-хатыб Раис Мирзоянович Султанов. В 2007–08 гг. в мечети был сделан внутренний ремонт: появились новые пластиковые окна и мебель. В планах м.о. – покрыть крышу мечети и подсобных помещений металлочерепицей. На пятничный намаз здесь собирается от 15 до 20 чел., на Курбан- и Ураза-Байрам – более 150 чел. При мечети работает мектеб, где по субботам прихожане преимущественно старшего возраста обучаются основам религии и арабской графики. Содействие м.о. оказывают глава р-на А.В. Неклюдов, предприниматели Д.Г. Талиев и С. Маткулов. На мус. кладбище города м.о. регулярно проводит субботники. Лит.: ГАОО, ф. 11, оп. 3, д. 4235, л. 439–41; Загидуллин И.К. Махалля в промышленных поселениях в европейской части России и Сибири (XIX – начало XX вв.) // Татарские мусульманские приходы в Российской империи. Мат. науч.-практ. конф. (27–28.09.2005 г., Казань). – Казань, 2006, с.79; РГИА, ф. 821, оп. 8, д. 700, л. 116–118 об.; Старостин А.Н. Интервью с Р.М. Султановым. – 28.05.2009 // Архив автора; Трохова Н. В начале апреля в мечети прошел Маулид-байрам // Знамя Октября. – 25.04.2009, № 45. Д.Д., А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009