Мусульманская община г. Златоуста. Златоуст

Найдено 1 определение
Мусульманская община г. Златоуста. Златоуст
город с 1865 г.) был основан в 1754 г. как село при Златоустовском (Косотурском) медеплавильном, чугуноплавильном и железоделательном заводе на землях по р. Б. Тесьма (притоку р. Ай), купленных И.П. Мосоловым у башкир Айлинской вол. Сибирской дороги. Центр Златоустовского горного округа (1811–18), Златоустовского уезда (1865–1923). В 1815 г. при заводе начала работать крупная оружейная фабрика. Со Златоустом связана судьба ряда выдающихся мусульман Урала. В частности, в 1872 г. в течение 8 мес. в городской тюрьме провел З. Расулев, арестованный по целому ряду доносов. Как отмечает историк Р. Насыров, «когда башкиры и казахи узнали о задержании ишан-хазрета, они стали толпами съезжаться в Златоуст и молиться перед зданием тюрьмы днем и ночью. От массового чтения молитв на улице города стоял гул». Такое внимание к арестанту встревожило власти, в связи с чем он был переведен в отдаленный г. Никольск Вологодской губ. В кон. XIX в. председателем вол. суда и гласным Златоустовского уездного земского собрания был Ш.А. Кульбаков, ставший впоследствии депутатом Госдумы 2-го созыва. Стремительное формирование М.о. было во многом обусловлено строительством в 1885–90 гг. Самаро-Златоустовской ж/д, которая связала город с центр. р-нами страны и облегчила трудовую миграцию. В 1-й пол. 1890-х гг. здесь постоянно или временно проживало уже ок. 70 семей мусульман. Большинство татарских поселенцев были выходцами с правобережной Горной стороны Волги, из Цивильского и Свияжского уездов, нынешних сс. Бакрче, Карашам, Кугушево, Сунчелеево, Тат. Наратлы, Тат. Азелеево, Ураспуги Зеленодольского р-на, Бурундуки и Кайбицы Кайбицкого р-на Татарстана. Башкирское население стекалось в город на заработки из разл. деревень самого Златоустовского уезда. На первых порах для совершения религиозных обрядов и регистрации актов гражданского состояния мусульмане были вынуждены ездить в ближайший приход за 50 верст от города. По постановлению от 20.11.1899 г. ОМДС временно командировало в Златоуст муллу д. Сюрюбаевой Хузиахмета Мухамедлатипова, а для богослужений там был открыт молитвенный дом в наемном помещении. По данным переписи населения 1897 г., в Златоусте насчитывалось уже 456 мусульман (2,3% общей численности), в т.ч. татар – 277 и башкир – 179. Рост м.о. заставил мус. население в 1900 г. возбудить ходатайство о постройке полноценной соборной мечети с назначением собств. духовенства, но оно было отклонено, поскольку из 230 мужчин только 130 проживали в городе более 2 лет, а остальные не могли считаться пост. жителями. По распоряжению ОМДС от 31.11.1901 г. в Златоуст был командирован имам-хатыб и мударрис д. Чубаркаевой Абдулкабир Абдулвалиев (1873, д. Ст. Студенец Буинского уезда Симбирской губ. – ?). В 1902 г. местные мусульмане вновь ходатайствовали о разрешении им строительства соборной мечети с образованием самост. прихода, причем все расходы по ее возведению согласился принять на свой счет крестьянин д. Бакрче Цивильского уезда Казанской губ. Губайдулла Валитов. В 1903 г. он заключил с горным инженером В.И. Покровским предварительное соглашение о покупке для этих целей за 4000 руб. дворового места площадью 630 кв. саж. с многочисленными постройками в центре города, на углу Бол. и Мал. Немецких ул. (ныне ул. Ленина и Октябрьской), рядом с горнозаводским госпиталем. К этому времени в Златоусте проживало постоянно 227 мужчин, исповедовавших ислам, и временно еще около 300, в т.ч. 219 рабочих казенного завода и оружейной фабрики, 33 нижних чина в четырех ротах 214-го Мокшанского резервного батальона, 11 чел. в местной и конвойной командах, 10 служащих гор. полиции. Кроме того, от 50 до 85 мусульман ежегодно прибывали со всего уезда в Златоустовскую земскую больницу, а среди заключенных в местной тюрьме было до 30 мусульман. Однако церковноприходское попечительство при Свято-Троицком соборе г. Златоуста в том же 1903 г. наметило приобрести выбранный мусульманами участок под постройку богадельни и домовой церкви при ней. Местный благочинный Страхов был согласен на возведение мечети, но только не в центре, а в Уренгинской части, по Бол. или Мал. Грамотушным ул. (ныне ул. В. Геппа), на беднейших окраинах, где проживала основная масса мусульман. Из-за его противодействия дело застопорилось, и только указом Уфимского губ. правления от 25.10.1907 г. местным мусульманам наконец было дозволено построить каменную соборную мечеть в г. Златоусте, на углу Бол. и Мал. Немецких ул. М.о. состояла в основном из людей бедного достатка: рабочих, поденщиков, крестьян и собирала деньги на строительство мечети в течение 1908–14 гг. В 1913–14 гг. имам А. Абдулвалиев оставил должность, а на его место был переведен имам-хатыб 1-й соборной мечети д. Верх. Киги Златоустовского уезда Г.М. Габдулгафаров. Уже под его руководством в 1914–15 гг. была возведена Златоустовская соборная мечеть, которая представляла собой 1-этажное здание из красного кирпича с пристроенным минаретом. На ее тер. располагались также дом муллы и мектеб. По данным 1929 г., численность м.о. достигала 800 чел. старше 18 лет. В октябре 1929 г. городскими властями было созвано фиктивное собрание м.о., которое вынесло постановление о передаче здания мечети на культурно-просветительные нужды (см. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала). Как отмечает в жалобе член мус. приходского совета Хисамутдин Дяушев, активисты м.о. не допускались на собрание силами спец. выставленной для этой цели охраны. Несмотря на протесты, здание мечети в кон. 1929 г. было переоборудовано под нацменклуб. В 1936 г. на месте мечети было построено здание ср. школой № 14, в годы войны в нем размещался госпиталь и больница УВС-32, а с 1945 г. – ср. школа № 3. Лишенные молитвенного помещения мусульмане Златоуста совершали религиозные обряды в частных домах и на тер. мус. кладбища на горе Уреньга. В 1981 г. активисты м.о. построили там молельный дом, который посещали до нач. 1990-х гг. Во 2-й пол. 1980-х гг. верующие обратились в Совет министров СССР с просьбой создать «Объединение верующих мусульман Златоуста». Власти удовлетворили их просьбу. В 1991 г. городские власти выделили мусульманам дом по адресу: ул. Ленина, 35, до революции бывший особняком, а после – общежитием и конторой. М.о. под руководством имам-хатыба Сабитуллы Мусабирова своими силами произвела ремонт и газификацию дома. Сейчас это мечеть «Чулпан» юрисдикции ЦДУМ. Возглавляет приход имам-мухтасиб Горнозаводской зоны Челябинской обл. от ЦДУМ М.Х. Минигалиев. В кон. 1990-х гг. казый Челябинской обл. от ДУМ АЧР Гази Салех Абдель Рахман сумел заручиться поддержкой городских властей и части м.о. для строительства новой соборной мечети. В высокогорной части города был выделен земельный участок. 15.06.2000 г. в присутствии председателя ДУМ АЧР Н. Аширова в этом месте произошла церемония закладки первого камня, между ДУМ АЧР и городской администрацией было подписано соглашение о сотрудничестве. Однако из-за организационных и финансовых трудностей строительство мечети так и не началось. В 2001 г. мэр г. Златоуста Д.С. Мигашкин выделил еще одно помещение для нужд мусульман по ул. Ацыкеева, 4. В нем действует мечеть «Ихлас» юрисдикции ДУМ АЧР. 09.11.2001 г. решением собрания прихожан имам-хатыбом мечети был избран В.З. Загиров, ныне зам. председателя Челябинского муфтията ДУМ АЧР, имам-мухтасиб Горнозаводского округа Челябинской обл. от ДУМ АЧР, муэдзином – Дауд Мингажович Гималов. Силами прихода был произведен капитальный ремонт здания. Также в 2001 г. было открыто представительство союзной ДУМ АЧР партии «Рефах» во главе с Ильдаром Шаяхметовым (в наст. время не действует). В 2006 г. м.о. повторно выступила с инициативой строительства новой соборной мечети, т.к. обе мечети не вмещают всех мусульман города. В Златоусте был создан попечительский совет, куда вошли руководители ведущих предприятий города, депутаты горсовета и лидеры м.о. Выделен земельный участок в центре города. Согласно проекту мечеть будет представлять собой 3-этажное здание с двумя минаретами общей площадью 1000 кв. м, рассчитанное на 350 верующих. Также в комплекс будут входить медресе, котельная, гараж и др. В наст. время идет сбор средств на проведение строительных работ. По данным на 2007 г., численность м.о. превышает 30 тыс. чел., представленных преимущественно татарами и башкирами. В Златоусте действуют Центр татаро-башкирской культуры «Нух», ансамбль песни и танца «Сандугач». Лит.: Адрес мусульман: г. Златоуст Челябинской области // Мусульмане Сибири. Июнь 2000; Гарницкая А.В Златоусте создана новая партия // Златоустовский рабочий. – 11.04.2001, с.2; ГАСО, ф. Р-102, оп. 1, д. 183; Златоуст – город крылатого коня / Авт.-сост. А.В. Козлов. – Златоуст, 2004, с. 18, 102, 194, 202; Косиков Н. Мусульманская мечеть // Златоустовская энциклопедия. Т. 2 / Под ред. М.А. Тарынина, В.Г. Глыбовского. – Златоуст, 1997, с. 48; Средняя общеобразовательная школа № 3, г. Златоуст. История. – http://74205s3.edusite.ru/ p3aa1.html; Старостин А. Мусульмане города оружейников и металлургов. – http://www.islam.ru/pressclub/ donate/me4eti/zlatoust/?print page; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 2, д. 4, л. 129; оп. 3, д. 13919; д. 16521, л. 22–22 об.; оп. 5, д. 13013; оп. 6, д. 591; д. 3202, л. 1. Д.Д., А.С., Р.Б.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009