Мусульманские благотворительные и культурно-просветительские организации Оренбургской губ

Найдено 1 определение
Мусульманские благотворительные и культурно-просветительские организации Оренбургской губ.
Первой мус. обществ. организацией в Оренб. губ. стало Троицкое мус. благотв. общество, учрежденное в июне 1898 г. По инициативе крупных татарских предпринимателей братьев Хусаиновых, Рамиевых, М.Ю. Девишева и др. в январе 1899 г. была предпринята попытка создать аналогичное общество в Оренбурге, однако она не увенчалась успехом. Отсутствие единого законодательного акта, регламентировавшего деятельность обществ. объединений, сложная процедура регистрации, жесткий контроль за этой сферой со стороны пр-ва и скрытое противодействие властей препятствовали открытию мусульманами собств. благотв. и культурно-просветительских организаций. Только в годы Первой русской революции после издания Манифеста от 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу объединений, и «Временных правил об обществах и союзах» от 4.03.1906 г. развернулся массовый процесс оформления новых обществ. структур: 4.02.1906 г. было зарегистрировано Челябинское мус. благотв. общество, 19.06.1906 г. – Мус. общество Оренбурга, 27.10.1906 г. – Мус. общество г. Илецкая Защита, 18.12.1906 г. – Мус. общество башкир семи Усерганских волостей, 20.01.1907 г. – Мус. общество башкир Бурзян-Кипчакской, 1-й и 2-й Каракипчакских и Аллабердинской волостей, 7.07.1907 г. – Мус. общество башкир Бушман-Суун-Каракипчакской волости, 20.09.1907 г. – Мус. общество башкир Бурзянской волости, 27.03.1908 г. – Мус. общество Сеитовского посада и Мус. общество пос. Никитинского Пречистенской станицы, 28.11.1908 г. – Мус. общество г. Орска, 30.11.1910 г. – Просветительское общество мусульман Сеитовского посада, 12.03.1911 г. – 1-е Имангуловское благотв. культурноэкономическое общество и Благотв. общество д. 2-й Имангуловой, 5.06.1911 г. – Троицкое общество распространения просвещения, 27.08.1911 г. – Троицкое общество поощрения сценического и театрального искусства, 11.05.1912 г. – Оренб. мус. женское общество и Оренб. общество попечения об учащихся мусульманах, 18.02.1913 г. – троицкое общество «Хайрат» в память 300-летия царствования дома Романовых, 8.06.1913 г. – Челябинское мус. благотв. общество, учрежденное в память юбилея 300-летия царствования дома Романовых, 21.01.1916 г. – Оренб. мус. музыкально-драматическое общество, 18.03.1917 г. – Оренб. мус. общество коммерческих служащих, в апреле 1917 г. – Оренб. мус. женский комитет, в июне 1917 г. – Троицкое мус. женское благотв. общество, Общество мусульманок г. Каргалы и др. Наряду с постоянно действовавшими мус. организациями в период I мировой войны в Оренб. губ. начали создаваться временные комитеты: мус. женские комитеты по оказанию помощи раненым в Оренбурге и Троицке (1914), Оренб. комитет вспомоществования мусульманам Карской обл. (1915), Оренб. комитет по оказанию помощи мус. беженцам из Польши и Литвы (1915). 5.03.1917 г. руководители большинства мус. организаций губернии (благотв., профессиональных и др.) объединились в рамках Оренб. мус. бюро, призванного координировать их действия и согласовывать интересы разл. политич. сил. Сразу вслед за этим были созданы Орское и Троицкое мус. бюро. Широкое распространение М.б.к.о. в Оренб. губ. по сравнению с соседними регионами свидетельствует о достаточно либеральном отношении местных властей. Оно объясняется той важной ролью, которую мусульмане традиционно играли в экономике края, его торговле и обрабатывающей промышленности. Тем не менее оренб. власти не были полностью свободны от конъюнктуры, действуя в рамках общеполитич. курса и обеспечивая исполнение решений пр-ва на местах. По политич. соображениям или формальным основаниям Оренб. губернское по делам об обществах и союзах присутствие отказало в регистрации уставов Миасского общества мусульман-прогрессистов (1912), Мус. благотв. общества дер. Новомусиной (1912), Мус. общества трезвости Сеитовского посада (1913), Общества попечения о детях мусульман, учащихся в г. Верхнеуральске при 2-м соборном мектебе (1913), Восточного коммерческого собрания в г.Оренбурге (1914). После издания 1.06.1911 г. закона «Об изменении порядка утверждения уставов благотв. заведений и правил для заведования ими», выполняя политич. заказ, губ. власти закрыли в 1912 г. Челябинское мус. благотв. общество, под угрозой оказалось и дальнейшее существование Троицкого мус. благотв. общества. В состав М.б.к.о. входили преимущественно представители нац. буржуазии, а также приказчики, конторские служащие, мус. духовные деятели, интеллигенция (педагоги, врачи, юристы, лица творческих профессий и др.). Сельские М.б.к.о. объединяли духовенство, учителей, зажиточных крестьян, мелких лавочников, выборных должностных лиц органов обществ. самоуправления. Исходя из уставных целей, основными направлениями деятельности М.б.к.о. были содействие просвещению и оказание помощи нуждающимся в широком смысле этого слова. В рамках культурно-просветительской работы практиковались такие формы, как финансирование существующих и открытие новых учебных заведений; организация краткосрочных курсов, чтений, научнопопулярных лекций, литературных вечеров и бесед; выдача стипендий и поддержка нуждающихся учеников; открытие бесплатных библиотек. Благотв. деятельность осуществлялась в таких формах, как организация горячего питания, бесплатных столовых, раздача хлеба, одежды и обуви в р-нах, пострадавших от неурожая; оказание денежной помощи лицам, попавшим в трудные жизненные ситуации; финансирование приютов для бедных и сирот; организация медицинского обслуживания; совершение похоронных обрядов и погребение неимущих, благоустройство и охрана мус. кладбищ. Источниками финансирования деятельности М.б.к.о. были пожертвования, членские взносы, пособия от городских и земских органов местного самоуправления, доходы от собств. предпринимательской деятельности, сдачи в аренду недвижимости и продажи имущества, проценты с банковских капиталов и за пользование средствами, вложенными в торговые предприятия, поступления от организации благотв. спектаклей, киносеансов, народных гуляний, от устройства моментальных лотерей и др. Создание М.б.к.о. в кон. XIX – нач. XX вв. стало адекватным ответом на вызовы и угрозы времени, успешной попыткой адаптации традиционных исламских ин-тов к новым капиталистическим условиям. Оно позволило консолидировать усилия и финансовые ресурсы, наладить систематический сбор пожертвований и их адресное перераспределение, обеспечить комплексное решение проблем социальной сферы на постоянной, регулярной и планомерной основе. Деятельность М.б.к.о. в губернии оказала большое влияние на реформирование и развитие народного образования, культуры, становление нац. драматургии и театра, профессионального музыкального искусства. Несмотря на то что М.б.к.о. прекратили существование в 1917–19 гг., некоторые созданные ими учреждения продолжают работать и по наст. время (библиотека им. Х. Ямашева в Оренбурге, татаро-башкирская библиотека «Наджат» в г. Троицке, татаро-башкирская библиотека им. Ш. Бабича в Челябинске). Лит.: Денисов Д.Н. Основные направления и формы деятельности мусульманских благотворительных организаций в Оренбургской губернии (1898–1918 гг.) // Форумы российских мусульман. – Н. Новгород, 2008, № 3, с. 66–69; Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). – Уфа, 2002. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009