Мусульманское кладбище Екатеринбурга

Найдено 1 определение
Мусульманское кладбище Екатеринбурга
расположено в зап. части Екатеринбурга, на углу ул. Репина, Металлургов и Черкасской. Площадь – 5,2 га. Является одним из старейших кладбищ города: землеотвод оформлен в 1879 г., однако анализ дат, высеченных на надгробиях, позволяет говорить о том, что захоронения здесь начали производиться не позднее чем с сер. XIX в. На м.к. имеется значительное кол-во мраморных и гранитных надгробий в виде плит с лаконичным орнаментальным декором и текстами, вырезанными в стиле «рокига», представляющими большую художественную ценность. Также на м.к. находится мавзолей основателя династии Агафуровых Хисаметдина (1831– 83). По оценкам специалистов, в России сохранилось всего 10 татарских мавзолеев, подобных этому. 23.08.1912 его сын Зайнетдин Агафуров от лица мус. общины Екатеринбурга на собрании городской Думы поднял вопрос о прирезке к кладбищу 1800 кв. сажен. В ноябре Дума приняла решение о бесплатном отчуждении просимого участка. После закрытия молельного дома Екатеринбурга в 1930 г. м.к. стало центром жизни мус. общины. Начиная с 1930-х гг., имамами по пятницам в здании сторожки проводились пятничные намазы, в этот период до 1937 г. собраниями верующих руководили имамы М. Галимов и К. Мусакаев (см. Репрессированные имамы Свердловской обл.). В годы Великой Отечественной войны на м.к. были похоронены 53 военнослужащих-мусульманина, умерших в госпиталях Свердловска. С сер. 1950-х гг. – нач. 1960-х гг. деятельностью общины руководили Гарей Зиганшин и Ахмет Сайфутдинов. Их усилиями в 1954 г. была отремонтирована и утеплена катаверна, использовавшаяся для молитв, к ней был сделан дощатый пристрой. Они неоднократно обращались к властям с просьбой построить новое ритуальное помещение, но получали отказ. По данным уполномоченного СДРК по Свердловской обл. В.И. Рапусова, общая численность мус. общины Свердловска оценивалась в 3000 чел. Из 67 известных Рапусову активистов общины, которые регулярно собирались на м.к., все были мужчинами, большей частью старше 60 лет. Всего на м.к. на пятничные молитвы в этот период собиралось до 120 чел., на праздники Ураза- и Курбан-байрам – до 2000 чел. Так, 2.06.1954 г. на м.к. Ураза-байрам праздновало бол. 1000 чел. «На моление верующие стали собираться с утра и к 10 часам (к началу моления) было не менее 1000 чел. Причем была и молодежь», – отмечал уполномоченный. 24.08.1954 г. в связи с этим В.И. Рапусов написал докладную записку о деятельности мусульман Свердловска, лично вручив ее первому секретарю Свердловского горкома партии. Вскоре вышло постановление горисполкома «О незаконных действиях групп верующих на Шарташском и мус. кладбищах». Деятельность мус. общины в катаверне была запрещена. Вскоре, с 1960-х гг., на м.к. перестали производиться захоронения. С 1964 по 2006 г. смотрителем кладбища работала Гульзифа Ахметшина (р. 1928, уроженка Казани), которая следила за сохранностью и порядком на м.к. Летом–осенью 2006 г. м.к. дважды подвергалось нападению вандалов. В первый раз были повреждены несколько надгробий и разбито окно в доме смотрителя, во второй раз был подожжен сам дом. Чудом удалось избежать жертв. Эти события привлекли внимание мус. общественности. Председатель ДУМ АЧР Н. Аширов обратился к президенту РФ В.В. Путину с просьбой оказать содействие в расследовании этих актов вандализма и в наказании преступников и придании кладбищу статуса мемориального. Однако эти просьбы не дали результата: преступники не пойманы, статус мемориального м.к. не присвоен. Под свою опеку м.к. взяла татарская молодежная обществ. организация «Яшен», которая регулярно проводит там субботники. В декабре 2007 г. активисты «Яшен» установили над воротами кладбища мемориальную доску зеленого цвета, на которой золотыми буквами на русском, татарском и арабском яз. представлена информация о м.к. в обрамлении аятов Корана. Мус. организации неоднократно пытались построить рядом с м.к. мечеть или религиозный комплекс: в 1993 г. благотв. фонд «Якташ» занялся реализацией грандиозного проекта по строительству масштабного исламского комплекса на базе кинотеатра «Комсомолец» рядом с м.к. Архитектурной мастерской Валерия Баранцева было заказано разработать проект, в который должны были войти мечеть, медресе, вост. лицей, библиотека, музей, гостиница и бизнес-центр. Стоимость проекта оценивалась в 30 млн долларов. С целью привлечения средств на строительство комплекса были проведены переговоры с посольствами Саудовской Аравии, Кувейта и Турции. Однако комплекс так и не был построен. Переговоры в городской администрации тянулись с 1993 по 1997 г., но затем мэрия потеряла интерес к этому проекту. Распоряжением главы Екатеринбурга № 839-Р от 3.04.2006 г. землеотвод под строительство мечети по ул. Репина и Металлургов площадью 2007,8 кв. м удалось получить Свердловской обл. обществ. организации «Азербайджан», но представители азербайджанской диаспоры (см. Азербайджанцы на Урале) также пока не преступили к строительству. 29.08.2008 г. письмом к главе Екатеринбурга с просьбой предоставить землеотвод под строительство образовательного центра для мусульман обратился председатель ЦДУМ Т. Таджутдин. По мысли муфтия, данный центр должен будет стать филиалом Российского исламского ун-та им. Р. Фахретдина (Уфа), но пока земельный вопрос также не решен. Лит.: В Екатеринбурге осквернено мусульманское кладбище. – http://www.rusk.ru/newsdata. php?idar=210992; Вот только бы город помог // Вечерний Екатеринбург. 23.04.1997; Гусев М. «Я на кладбище живу». Почти полвека Г. Ахметшина присматривает за могилами мусульман Екатеринбурга. – http:// www.islam.ru/lib/jzm/gupiket/; Дислокация подразделений (кладбищ). Предприятия спецбытового обслуживания. 1991 г. Заключение 257 по оценке состояния территорий и объектов застройки кладбищ Свердловска. – Свердловск, 1991; ДУМ АЧР обратилось к президенту Путину с просьбой содействовать расследованию актов вандализма на мусульманском кладбище Екатеринбурга. – http://religion.sova-center.ru/ events/13B74CE/14C8529/7EE6E62.html; Екатеринбургские мусульмане позаботились о старинном кладбище. – http://www.islamrf.ru/news/events/umma/4201/; Кородоров Э. Мечеть, которую увидят отовсюду // Вечерний Екатеринбург. 11.03.1994; Некрасов В. Некрополи старого Екатеринбурга //Уральская старина. Литературнокраеведческие записки. Вып. 4. – Екатеринбург, 2000, с. 238–47; Старостин А. Исламские памятники Урала. – http://www.islamrf.ru/news/legacy/culture/2530/; Уральская жизнь. – Екатеринбург, 23.08.1912; 13.11.1912; ЦДООСО, ф. 4, оп. 53, д. 111; оп. 64, д. 113. А.С., Р.Б.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009