природный естественный — направление в литературе и искусстве, возникшее во второй половине XIX в., отождествляющее общественные законы с законами природы и стремящееся к внешне точному воспроизведению действительности. Ведущий философский принцип европейской просветительской мысли XVII—XVIII вв. В широком значении — изображение грубой, физиологической стороны жизни, садистских и жестоких подробностей чего-либо.
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРАЛИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Натурализм
фр. naturalism + лат. natura – природа) – 1) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, «сверхъестественное»; 2) направление в европейском и американском искусстве последней трети ХIХ в. Исходило из представления о полном предопределении судьбы, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось к бесстрастному, «объективному» воспроизведению реальности.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
НАТУРАЛИЗМ
(лат. Natura — природа) — направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США, стремившееся к объ-ективному и бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, и исходившее из предпосылки, что судьбы людей предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями, независимо от их воли. Натурализм зародился во французской литературе под влиянием достижений естественных наук и философии позитивизма. Теоретиком этого направления является Э. Золя, выразивший кредо натурализма в сборниках «Экспериментальный роман», «Романистынатуралисты» и др. Представители натурализма воспроизводили в своих произведениях жизнь такой «как она есть», что приводило их к увлечению частным, случайным в противовес общему, к отказу от рассмотрения жизненных явлений в их целости и противоречивости, к обилию фактов и детальных описаний, призванных передать аромат эпохи». Однако при всей ограниченности творческого метода и отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества, натурализм способствовал про-грессу ее художественного отражения и становлению критического реализма
XIX в. Этот прогресс выразился во введении в искусство новых тем, в целенаправленном интересе к изображению «социального дна», взаимодействия личности и толпы и др. Расцвет натурализма при-ходится на 70-80-е годы XIX века, а его наиболее яркими представителями, кроме Золя, были Э. и Ж. Гонкуры, Г. Гауптман (Германия), Д. Гиссинг, Д. Мур, Н. Моррисон (Англия). В русской культуре натурализм заметного развития не получил.
XIX в. Этот прогресс выразился во введении в искусство новых тем, в целенаправленном интересе к изображению «социального дна», взаимодействия личности и толпы и др. Расцвет натурализма при-ходится на 70-80-е годы XIX века, а его наиболее яркими представителями, кроме Золя, были Э. и Ж. Гонкуры, Г. Гауптман (Германия), Д. Гиссинг, Д. Мур, Н. Моррисон (Англия). В русской культуре натурализм заметного развития не получил.
НАТУРАЛИЗМ
от лат. natura – природа), литературное направление, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. Натурализм исследовал человека и его жизнь в обществе, стремясь показать ее с максимальной реалистичностью и уделяя особое внимание взаимодействию человека и той среды, в которой он существует. Название этого направления связано с идеей о подобии общества и природы: писатель может изучить общество так же, как ученый-естествоиспытатель изучает природу, может открыть законы, установить связи. Представители натурализма считали, что природа человека обусловлена средой, обществом, окружением. Одна из основных задач – привлечь внимание общества к тому, в каких ужасных условиях живут простые люди, показать, как эти условия ломают их психику и делают их жизнь невыносимо тяжелой. Писатели старались максимально приблизить произведение к документальной форме: они отказывались от выведения морали, философских рассуждений в пользу изображения жизни «под диктовку» реальности. Это позволило литературе 19 в. расширить круг тем и мотивов, показать новые пласты действительности. Основателем натурализма был Э. Золя (автор цикла романов «Ругон-Маккары», куда входили: «Чрево Парижа», «Жерминаль», «Земля», «Западня», «Нана» и др., всего 20 романов). Золя в своих произведениях показывал жизнь людей из низов (напр., роман «Жерминаль» изображает жизнь шахтеров) или применял ту же описательную документалистскую методику, чтобы показать безнравственность и бездуховность высшего общества («Нана»). Вокруг Золя в 1870-е гг. сложилась натуралистическая школа, куда входили Э. де Гонкур (автор романов «Жермини Лассерте», «Актриса» и др., написанных совместно с братом Ж. де Гонкуром), Г. де Мопассан («Жизнь», «Милый друг»), Ж. К. Гюисманс («Там, внизу», «Наоборот», «По течению»), А. Доде («Набоб»). Э. Золя разработал теорию натурализма, изложенную в сборниках «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др. В кон. 1880-х гг. натуралистическая школа распалась. Представители натурализма стали появляться и в других странах – А. Хольц и Г. Гауптман в Германии, Х. Гарленд и С. Крейн в США. В Италии появилось аналогичное движение в литературе – веризм. В России термин «натурализм» не был употребителен, хотя сходные тенденции к максимально реалистичному описанию действительности проявлялись в творчестве представителей натуральной школы.
Философские предпосылки натурализма связаны с позитивизмом, особенно с теориями О. Конта о «биологическом» изучении общества и выявлении определенных стадий в его развитии (так же, как в развитии живого организма). Уподобление художественного произведения научному трактату привело к тому, что главной ценностью для натуралистов в литературном произведении стала познавательная, сведения, которые можно получить из него о людях и обществе. Акт эстетического наслаждения был приравнен к акту познания. При этом писатель, как ученый, не включал в произведение свои собственные идеи и верования. В литературе предшественниками натурализма можно назвать Шанфлери, Л. Э. Дюранти, Г. Флобера.
Философские предпосылки натурализма связаны с позитивизмом, особенно с теориями О. Конта о «биологическом» изучении общества и выявлении определенных стадий в его развитии (так же, как в развитии живого организма). Уподобление художественного произведения научному трактату привело к тому, что главной ценностью для натуралистов в литературном произведении стала познавательная, сведения, которые можно получить из него о людях и обществе. Акт эстетического наслаждения был приравнен к акту познания. При этом писатель, как ученый, не включал в произведение свои собственные идеи и верования. В литературе предшественниками натурализма можно назвать Шанфлери, Л. Э. Дюранти, Г. Флобера.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006