НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Немирович-Данченко Владимир Иванович
(1858-1943) – драматург, прозаик, критик. В 1898 вместе с К.С. Станиславским основал Московский Художественный театр.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович
11/ 23.12.1858 - 25.04.1943), драматург, прозаик, критик. Родился в семье офицера.
С 1881 пишет свыше десяти пьес, но успешной критика и зритель признали лишь комедию "Новое дело" (1890), удостоенную Грибоедовской премии. В 1891 выходит его роман "На литературных хлебах", резко осуждающий продажных журналистов.
Роман "Мгла" (1894) и "Старый дом" (1895) посвящены теме "оскудения" родовитого дворянства в пореформенной России. Успехом пользуются его пьесы "Золото" и "Цена жизни".
В 1898 вместе с К.С. Станиславским основал Московский Художественный театр. Как режиссер требовал от актеров "вживания" в роль, выявления ее "второго плана". После революции проводил гибкую административную и репертуарную политику, стремясь сохранить лицо МХАТа, его традиции и уровень художественного мастерства. В 1919 - основывает Музыкальную студию (с 1926 - Музыкальный театр, носящий его имя).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович
(1858-1943) - российский и советский деятель культуры, театральный режиссер и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936), лауреат Сталинской премии (1942,1943). В 1870-х гг. — театральный критик. В 1880—1890-х гг. создал: пьесы («Новое дело», 1890; «Золото», 1895; «Цена жизни», 1896); романы («На литературных хлебах», 1891; «Старый дом», 1895; «Драма за сценой», 1896), повесть («Губернаторская ревизия», 1896). В 1891—1901 гг. преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. Реформатор русского театра — вместе с К. С. Станиславским в 1898 г. основал Московский Художественный театр (МХТ). Утверждал передовой современный (отечественный и зарубежный) репертуар, ставил пьесы, затрагивавшие острые общественные проблемы, боролся за новые принципы режиссуры, сценический реализм и мастерство психологического анализа при создании драматического образа. Наиболее значительные постановки: «Юлий Цезарь» (1903) У. Шекспира; «Братья Карамазовы» (1910) Ф.М.Достоевского; «На всякого мудреца довольно простоты» (1910) А. Я. Островского; «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) Л. Я Толстого; «На дне» (1902) и «Враги» (1935) А. М. Горького; «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901 и 1940), «Вишневый сад» (1904) А Я Чехова; «Кремлевские куранты» (1942) Н. Ф. Погодина. В 1919 г. основал при МХТ Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко, с 1941 — Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). Поставил спектакли: «Дочь Анго» Ш. Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Травиата» Дж. Верди, «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича, «В бурю» Т. Н. Хренникова и др.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Немирович-Данченко Владимир Иванович - талантливый драматический деятель и беллетрист, брат предыдущего. Родился в 1858 г.; образование получил в Московском университете. Еще в бытность студентом состоял театральным критиком в ""Русском Курьере"". Был членом московского литературно-театрального комитета и преподавал в Московском театральном училище сценическое искусство. Крупное место в истории русского театра Немирович-Данченко занимает как основатель, вместе со Станиславским , Московского Художественного театра. Начиная с 1882 г. (не имевшая успеха пьеса ""Наши Американцы""), поставлены были в Москве и других городах комедии Немировича-Данченко: ""Шиповник"", ""Счастливец"" (1887), ""Последняя воля"" (1888), ""Новое дело"" (1890) и драмы: ""Темный бор"" (1884), ""Соколы и Вороны"" (в сотрудничестве с князем Сумбатовым ), ""Цена жизни"" (1896), ""В мечтах"" (1902) и др., отводящие автору заметное место среди современных драматургов. Из небольших рассказов и повестей Немировича Данченко выделяется повесть ""С дипломом"" (""Артист"", 1892). Более крупные беллетристические произведения Немировича-Данченко: ""На литературных хлебах"" (1891), ""Старый дом"" (1895), ""Губернаторская ревизия"" (1896), ""Мгла"", ""Драма за сценой"", ""Сны"" (1898), ""В степи"" (1900), сборник рассказов ""Слезы"" (1894). Произведения Немировича-Данченко, при тщательной отделке деталей и обрисовке характеров, отличаются определенностью мысли. В своих больших романах он изображает крушение высоких стремлений и благих порывов людей, не лишенных таланта, но не имеющих достаточно силы воли и характера для борьбы с препятствиями и для усидчивого труда. Самые порывы этих людей вытекают из искания ими смысла жизни. Дать идеалистический ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни, Немирович-Данченко пытается и в своей драме: ""Цена жизни"". С. В.

Источник: Биографический словарь. 2008

Немирович-Данченко, Владимир Иванович

— талантливый драматург и беллетрист, брат Василия Ивановича Н.-Д.; род. в 1858 г.; образование получил в тифлисской гимназии и московском университете, литературой стал заниматься еще в бытность студентом и был театральным критиком в "Русском Курьере". Состоит членом московского литературно-театрального комитета и преподает в московском театральном училище сценическое искусство. Начиная с 1882 г. поставлены были в Москве и др. городах комедии Н.-Данченко: "Шиповник", "Счастливец" (1887), "Последняя воля" (1888), "Новое дело" (1891) и драмы: "Темный бор" (1884), "Соколы и Вороны" (написана в сотрудничестве с князем Сумбатовым), "Цена жизни" (1896), имевшие, в общем, успех все более возраставший. Не имела успеха пьеса Н.-Данченко "Наши американцы" (1882). Из небольших рассказов и повестей Н.-Данченко выделяется повесть "С дипломом" ("Артист", 1892). Более крупные беллетристические произведения Н.-Данченко: "На литературных хлебах" (1891) и "Старый дом", "Губернаторская ревизия", "Мгла" и "Драма за сценой", появившиеся в 1895—96 гг. в журналах, а затем и в отдельных изданиях. Произведения Н.-Данченко, при тщательной отделке деталей и обрисовке характеров, отличаются определенностью идеи. В своих больших романах он изображает крушение высоких стремлений и благих порывов людей, не лишенных таланта, но не имеющих достаточно силы воли и характера для борьбы с препятствиями и для усидчивого труда. Самые порывы этих людей вытекают из искания ими смысла жизни. Дать прямой ответ на вопрос: в чем заключается смысл жизни Н.-Данченко пытается в своей последней драме: "Цена жизни" (напечатана в № 2 "Северного Вестника" за 1897 г.).


{Брокгауз}





Немирович-Данченко, Владимир Иванович


[1858—] — драматург и режиссер, народный артист республики. Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко. Род. в Тифлисе, учился в Тифлисской гимназии и на математическом факультете Московского университета. Сотрудничал в юмористических журналах "Будильник" и "Стрекоза", был театральным рецензентом и критиком "Русского курьера" (одно время редактировал эту газету). Вместе с Станиславским Немирович-Данченко основал Московский художественный театр и руководил рядом его студий, в частности Музыкальной (в настоящее время Музыкальный театр им. Немировича-Данченко).


Из беллетристических произведений Н.-Д, выделяются повести и романы: "С дипломом" [1892], "На литературных хлебах" [1891], "Старый дом" [1895], "Губернаторская ревизия" [1896], "В степи" [1900] и др. Как драматург Немирович-Данченко является автором пьес "Шиповник" [1882], "Наши американцы" [1882], "Темный бор" [1884], "Новое дело" [1890] и "Цена жизни" [1896].


Изображая в своих произведениях жизнь мелкого служилого дворянства ("Губернаторская ревизия"), провинциального актерства ("Драма за сценой"), Немирович-Данченко тяготеет к образам буржуазной интеллигенции, которая, томясь в затхлой атмосфере окружающего быта, не умеет его преодолеть. Творчеству Немировича-Данченко совершенно чужд сколько-нибудь широкий социальный охват действительности. Его психологизм почти никогда не переходит рамок индивидуального анализа.



Библиография: II. Скабичевский А. М., Сочин., т. II, изд. 3-е, СПб, 1903; Михайловский H., Отклики, т. I, СПе, 1904 ("Старый дом"); Соболев Ю., Вл. Ив. Немирович-Данченко (Опыт характеристики), изд. "Светозар", П., 1918; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, изд. "Academia", Л., 1928 (неск. изд.).


III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Словарь членов Общества любителей российской словесности при Моск. университете, М., 191 і (данные основаны на собств. показаниях Н.-Д.); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924.


П. Н.


{Лит. энц.}






Немирович-Данченко, Владимир Иванович


Род. 1858, ум. 1943. Театральный режиссер, реформатор русского театра; критик, писатель, драматург, педагог. Один из создателей Московского Художественного театра (1898, с К. С. Станиславским). Основал собственную музыкальную студию (1919; теперь Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Постановки: "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1903), "Братья Карамазовы" (1910), "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), "Враги" (1935), "Три сестры" (1940), "Кремлевские куранты" (1942). Автор пьес ("Новое дело", "Золото", "На литературных хлебах", "Старый дом", "Драма за сценой"), повестей, романов. Народный артист СССР (1936). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1943). Брат Василия Ивановича Немировича-Данченко (см.).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008