НИКИФОРОВ Иван Михайлович

Найдено 1 определение
НИКИФОРОВ Иван Михайлович
1897–1971, Пушкино, Московская обл.) — художник. Родился в селе Монаково под Москвой, окончил два класса церковно-приходской школы, в одиннадцать лет был отдан в обучение кондитеру в Москве. Воевал на фронтах Первой мировой войны, затем Гражданской. До середины 1930-х гг. жил в деревне, был председателем колхоза, потом работал в Москве и, наконец, оказался грузчиком на железнодорожной станции Пушкино, где жил с семьей в станционной будке. В 1960 г. Н. начал писать рассказы и автобиографический роман «Моя жизнь». Рисовать начал, помогая внучке в начале 1960-х гг., и рисунками иллюстрировал свой роман. Во многих листах акварелью он рассказал бурную историю своей молодости: «Первая варка конфет на фабрике Сан-Ривал и первая затрещина от мастера Ляпина-Баламута», «В шорной мастерской шил кошельки, сумочки, сбрую», «Встреча с дядей Андреем на Хитровом рынке», «Ушел с Хитровки, поступил грузчиком в магазин мешки таскать». Другие темы были исторические, повествующие о жизни Москвы со множеством забавных деталей, свидетельствующих о том, что Н. был внимательным наблюдателем окружающей жизни. Его городские сюжеты с примитивно распластанной перспективой уникальны как произведения, посвященные Москве, и как образцы наивного искусства.Он, как и многие другие наивные художники, очень любил русские песни, и некоторые его акварели им посвящены: «Бывали дни веселые», «В саду ягодамалинка». Есть у него и сказочные сюжеты. Процесс работы Н. был очень сложным. Он был инвалидом, и у него дрожала рука, поэтому он делал работу так: сперва эскиз, который он затушевывал карандашом с обратной стороны. Лист с эскизом накладывался на чистый лист бумаги, и художник вновь проходил по всем линиям, получая на втором листе отпечаток, который раскрашивал акварелью. По раскраске листы Н. напоминают лоскутные одеяла, пестрота сочетается в них с чувством ритма. Все знавшие Н. свидетельствуют, что он был необыкновенным оптимистом. Талант художника-самоучки оценил живший по соседству художник-график В. Андрушкевич, который даже добился того, что Н. приняли в члены Союза художников. В 1969 г. он побывал на творческой даче «Челюскинская» под Москвой, где познакомился со многими художниками-профессионалами, полюбившими его искусство. О нем высоко отозвался известный художник О. Верейский. Выставка Н. в 1971 г. в Москве стала событием для интеллигенции, продвинувшим признание наивного творчества как художественного феномена. Режиссер В.В. Орехов снял о нем документальный фильм «Поздний восход». (К. Б.) Персональные выставки: Центральный дом литератора, Москва, 1971; выставочный зал Союза художников РСФСР (на ул. Усиевича), Москва, 1988. Выставки: «Naifs sovietiques» (Франция), 1988; «Миф и реальность в наивном искусстве», «Царицыно», 1992; «Наивное искусство России», 1997 ; «Пушкинские образы…», Москва, 1999; ИНСИТА-2000; «И увидел я…», 2001; «Фестнаив-04». Коллекции: «Царицыно», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, ГРДНТ. Лит.: Шкаровская Н. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975; World Encyclopedia of Naive Art. London, 1984. Р. 454–455; Народная картинка Ивана Никифорова. Каталог выставки / Вст. ст. Н.С. Шкаровской Н. М., 1988; Богемская К. Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество. Очерки истории 1960–1990-е годы. СПб., 1999.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010