НИККОЛО ПИЗАНО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пизано, Никколо
Pisano, Niccolo) Ок. 1215 — 1278/1284. Итальянский скульптор 2-й пол. XIII в., один из ведущих мастеров т. н. "эпохи Данте и Джотто", ставшей началом нового этапа в истории итальянской и европейской культуры. Биографические сведения о Никколо Пизано крайне скудны. В одном из документов, датированном 1266 (Сиена, городской архив), Никколо Пизано называет себя сыном некоего Пьетро из Апулии (Южной Италии). Работал в Пизе (1260), Сиене (1265—1268), Перудже (1278). С сер. 1260-х возглавлял мастерскую, в которой работали его сын Джованни Пизано и скульптор (а впоследствии и архитектор) Арнольфо ди Камбио. Первая достоверная и точно датированная работа Никколо Пизано — кафедра баптистерия в Пизе (1260) — открыла новую эпоху в истории итальянской и западноевропейской скульптуры. Кафедры, на которые поднимались по лестнице священники, чтобы произнести проповедь, были характерной деталью церковных интерьеров. Иногда они представляли подобие балконов, украшавших одну из стен, но большей частью представляли отдельные, опирающиеся на каменные столбы сооружения обычно прямоугольной формы. Кафедра пизанского баптистерия (крещальни) должна была поразить современников великолепием и новизной своего облика. Традиционной прямоугольной форме Никколо Пизано предпочел пластически более выразительную форму шестигранника, богатейший скульптурный и архитектурный декор, многоцветье, сочетание белого мрамора рельефов и скульптур с розово-красным и зеленым мрамором архитектурных деталей придали ее облику неслыханное великолепие. 3 из 6 колонн из зеленого и розово-красного мрамора, поддерживающих кафедру, опираются на спины рычащих львов, капители колонн становятся постаментом для аллегорических фигур, стоящих по углам, трехлопастные арки, опирающиеся на колонны, украшают рельефы с фигурами пророков, по углам кафедры, непосредственно над капителями колонн — аллегорические фигуры Добродетелей, и, наконец, парапет кафедры образуют шесть больших прямоугольных рельефов из белого мрамора, обрамленных розово-красными тягами и сдвоенными коринфскими колоннами. Все это праздничное многоцветие и многообразие форм в облике кафедры подчиняется сияющей белизне мрамора шести больших рельефов, образующих парапет, их образной насыщенности и величавости стиля. Одним из лучших творений Никколо Пизано является рельеф Благовещение, Рождество Христа, Поклонение пастухов, открывающий повествовательный цикл, завершающийся Распятием. Общее решение этого рельефа, плотно заполненного, как и другие рельефы кафедры, человеческими фигурами, характерный рисунок складок, применение таких инструментов, как буравчик и троянка, свидетельствуют о том, что Никколо Пизано внимательно изучал не только работы, но и технологию античных мастеров. В то же время величественный облик его персонажей, сдержанная возвышенность и величавое достоинство персонажей Благовещения, благоговейность, с которой склоняются над Младенцем омывающие его женщины, или преклоняют колена перед Девой Марией волхвы, выдают иное качество духовности и озарения, нежели в античном искусстве. Этот оттенок духовной озаренности определяет и облик стоящих в углах трехлопастных арок аллегорических фигур — в том числе и самой известной из них — аллегории Силы, предстающей в облике обнаженного Геркулеса. За кафедрой пизанского баптистерия последовала кафедра собора в Сиене (1265—1268), над которой Никколо Пизано работал со своими помощниками — сыном Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, в которой язык мастера становится более экспрессивным и динамичным, что, по-видимому, связано с достаточно активным участием в работе над кафедрой сына мастера — Джованни. Никколо Пизано, находившийся на службе у Карла Анжуйского, получил от последнего заказ на создание и скульптурное оформление фонтана в Перудже. Этот т. н. Большой фонтан, украшавший площадь перед Дворцом приоров, над которым Никколо Пизано работал вместе с сыном Джованни и Арнольфо ди Камбио, — одно из самых величественных и эффектных сооружений этого времени. Фонтаны в Италии не имели ничего общего с фонтанами с бьющими вверх и в стороны струями воды, появившимися в Европе в более позднее время. Фонтаны в средневековом городе больше соответствовали итальянскому слову fonte — источник: струя воды подводилась по керамическим трубам к отверстию в вертикальной плите, а оттуда стекала в небольшой четырехугольный каменный водоем, куда нередко пригоняли на водопой скот. Замысел Большого фонтана в Перудже, разработанный Никколо Пизано и его помощниками, поражает своей грандиозностью. Он состоит из двух огромных многоугольных бассейнов — чаш, находящихся на разном уровне — нижнего, украшенного многочисленными рельефами, и как бы вырастающего из него второго, несколько меньшего по размерам бассейна той же конфигурации, окруженного многочисленными аллегорическими фигурами. Из этого второго бассейна поднимается колонна, поддерживающая небольшую верхнюю чашу с фигурой ангела. В своем теперешнем виде это эффектное и сложное сооружение не сохранило первоначальный облик, так как подвергалось многочисленным переделкам, в результате которых некоторые скульптуры и рельефы оказались "лишними" и ныне находятся в Нац. музее Перуджи. В результате этих реконструкций была, видимо, искажена и программа ансамбля; в наши дни трудно установить, какие именно рельефы и статуи персонифицируют провинции Италии, Добродетели и другие понятия. Столь же сложно отделить работы самого Никколо от статуй и рельефов, сделанных его помощниками Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано. По-видимому, растянувшаяся на несколько лет работа над Большим фонтаном завершила творческий путь мастера.
Лит.: Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939; Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Проторенессанса. М., 1956. Т. I. С. 80—87; Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI века. М., 1977. Т. I; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987; Crichton G. H. & Crichton E. K. Niccolo e Giovanni Pisano & Revival of Sculpture in Italy. Cambridge, 1938; Nicco Fasola G. Niccolo Pisano. Roma, 1941; Carti E. Niccolo Pisano. Firenze, 1950; Poeschke J. Die siener Domkanzel des Niccolo Pisano. Berlin; N. Y., 1972.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

НИККОЛО ПИЗАНО
между 1220 и 1225 — после 1278) Во второй половине XIII века появился итальянский скульптор, который, по примеру французских мастеров, обратился к изучению античной пластики и приемов натуроподобного изображения. Это был Никколо Пизано, работавший в крупном портовом и торговом городе Пизе. Его называли «величайшим и, в некотором смысле, последним мастером средневекового классицизма». О жизни Пизано можно почерпнуть не так много достоверных сведений. Никколо Пизано родился между 1220 и 1225 годами, умер после 1278 года. Скорее всего он происходил из Апулии. О его жизни в первой половине тринадцатого столетия рассказывает в своей знаменитой книге Вазари: «…Никколо, который был не менее превосходным скульптором, чем архитектором; на фасаде церкви Сан-Мартино в Лукке под портиком, что над малой дверью по левой руке при входе в церковь, там, где находится Христос, снятый с креста, он сделал мраморную историю полурельефом, всю покрытую фигурами, выполненными с большой тщательностью; он буравил мрамор и отделывал целое так, что для тех, кто раньше занимался этим искусством с величайшими усилиями, возникала надежда, что скоро явится тот, кто принесет им большую легкость, оказав им лучшую помощь. Тот же Никколо представил в 1240 году проект церкви Сан-Якопо в Пистойе и пригласил туда для мозаичных работ нескольких тосканских мастеров, выполнивших свод ниши, который, хотя это и считалось в те времена делом трудным и весьма дорогим, вызывает в нас ныне скорее смех и сожаление, чем удивление; и тем более, что подобная нестройность, происходившая от недостаточности рисунка, была не только в Тоскане, но и во всей Италии, где много построек и других вещей, выполнявшихся без правил и рисунка, свидетельствуют в равной степени как о бедности талантов, так и о несметных, но дурно истраченных богатствах людей тех времен, не располагавших мастерами, которые могли бы выполнить для них в доброй манере все, что они предпринимали. Итак, Никколо со своими скульптурными и архитектурными работами приобретал известность все большую по сравнению со скульпторами и архитекторами, работавшими тогда в Романье…» Постепенно античность и современность у Пизано сливаются в единый поток. «Творческий путь Никколо Пизано может быть схематически представлен в виде параболы, идущей от классики к готике, хотя классический опыт включается им в лоно готического направления, развивающегося вначале в романских формах», — пишет Ньюди. В 1260 году Пизано завершил в баптистерии Пизанского собора мраморную кафедру, покрытую сюжетными рельефами. Она представляет собой обособленное, самостоятельное сооружение. Из-за скученности фигур рельефов скульптурные элементы с трудом отделяются от архитектурных. Трибуна кафедры представляет собою шестиугольник, поддерживаемый снизу шестью колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину трибуны, — на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову. Капители угловых колонн соединены между собою арками. На угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей. Бока трибуны украшены пятью рельефами, изображающими: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение Младенца Христа во храм, Распятие и Страшный суд. Не сразу можно разобрать, что изображено на рельефах, поскольку Пизано, следуя средневековой традиции, объединил в одной композиции несколько сюжетов. В левом углу он изобразил Благовещение, в центральной части — Рождество Христово: Мария приподнимается на ложе, две служанки омывают младенца, а Святой Иосиф показан сидящим слева внизу. Вначале может показаться, что на эту группу надвигается стадо овец, но на самом деле оно относится к третьему эпизоду — Поклонение пастухов, где снова можно увидеть младенца Христа, на сей раз лежащим в яслях. Таким образом, три евангельских эпизода представлены в последовательности от Благовещения до Поклонения пастухов, и хотя при первом взгляде композиция кажется перегруженной и запутанной, следует признать, что художник нашел для каждого сюжета и точное место, и яркие детали. Пизано получал явное удовольствие от таких выхваченных из жизни частностей. Он многое вынес из знакомства с античной и раннехристианской пластикой, что особенно заметно в трактовке голов и одежд. Вся композиция основана на идеальной иерархии, господстве духовных сил — аллегории добродетелей и пороков, над языческими символами и природными силами — львы, откуда прямой путь ведет к божественному откровению, отождествляемому с земной жизнью Христа и приводящему в конечном счете к Страшному суду. В ходе развития этой мысли каждый образ приобретает сложное значение. Можно смело сказать, что Пизано — представитель синтетической культуры как по форме, так и по содержанию. Речь идет о подлинном синтезе, ведь скульптор выявляет общие принципы и основы этих культур в их соотношении с римской и христианской античностью. Если «формой» божественного откровения является история, то свойственное римскому искусству отображение истории в художественных образах является надежной путеводной нитью. Действие в творениях художника представляется не только как давно прошедшее, но и как настоящее. Пизано умело выделяет композиционный центр, ядро действия. Он изображает удаленные фигуры, хотя и в меньшем масштабе, но на уровне более близких к зрителю фигур, считая их присутствие столь же необходимым и важным. Каждый персонаж является, таким образом, «историческим», и история придает ему достоинство и величие. Подобное сосуществование фигур, естественно, порождает взаимосвязь различных сторон события. Если некоторые лица наделяются напряженной выразительностью римских портретов, то делается это не из склонности к реализму, а потому, что человеческое никогда не проявляется в большей степени, чем когда оно становится частью истории. А вот что Вазари рассказывает о последних годах знаменитого скульптора: «Равным образом Никколо составил проект церкви и монастыря Сан-Доменико в Ареццо для синьоров Пьетрамала, их выстроивших. А по просьбе епископа дельи Убертини он перестроил приходскую церковь в Кортоне и заложил церковь Санта-Маргарита для братьев-францисканцев, на самом высоком месте этого города. И так как столь многие работы все увеличивали славу Никколо, он в 1267 году был вызван папой Климентом IV в Витербо, где, помимо многого другого, перестроил церковь и монастырь братьев-проповедников. Из Витербо он отправился в Неаполь к королю Карлу I, который, разбив и убив в долине Тальякоццо Конрада, повелел соорудить на этом месте церковь и богатейшее аббатство и похоронить там тела бесчисленного множества убитых в этот день и приказал затем, чтобы много монахов день и ночь молились за их души. Король Карл, удовлетворившись работой Никколо, обласкал его и щедро вознаградил. Возвратившись из Неаполя в Тоскану, Никколо задержался на строительстве собора в Санта-Мариа в Орвието и, работая там вместе с несколькими немцами, выполнил из мрамора для фасада этой церкви несколько круглых фигур и, в частности, две истории Страшного суда с раем и адом на них. И подобно тому, как он постарался придать в раю наибольшую ведомую ему красоту душам блаженных, возвратившихся в свои тела, так в аду он изобразил в самых странных, какие только можно видеть, формах дьяволов, весьма ревностно истязающих души грешников. В работе этой он превзошел к вящей своей славе не только немцев, которые там работали, но и самого себя. И так как он выполнил там большое число фигур и вложил много трудов, он больше, чем кто-либо другой, прославляется и по наши дни всеми обладающими достаточным пониманием скульптуры. В числе других детей Никколо имел сына по имени Джованни, который, всегда следуя за отцом и занимаясь под его руководством скульптурой и архитектурой, в немногие годы не только догнал отца, но кое в чем и превзошел его. И потому, будучи уже старым, Никколо возвратился в Пизу и, живя там спокойно, передал ведение всех дел сыну». Умер Никколо Пизано после 1278 года.

Источник: 100 великих скульпторов. 2002

Найдено схем по теме — 1