НОМИНАЛИЗМ
Номинализм
В строгом значении — теория знания, противопоставляемая реализму. Иногда, однако, термин используется по отношению к "via moderna".
НОМИНАЛИЗМ
одно из главных направлений средневековой схоластической философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положения реализма, признававшего объективное существование общих понятий в божественном уме. Н. вел к отрицанию единой божественной субстанции трех лиц христианской троицы. Возник в XI—XII вв., особое развитие получил в XIV—XV вв.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Номинализм
Этот термин относится к оживленно обсуждавшейся в Средние века доктрине, согласно которой сущности, или общие идеи, представляют собой лишь условные знаки, слова, а не реальные существа или вещи. В конце XI - XII в. в средневековых университетах среди схоластов разгорелся бурный спор, известный иод названием «спора об универсалиях». Универсалии - это универсальные, родовые понятия, сущности (например, человек), в отличие от единичных вещей. По сути, проблема заключается в том, чтобы понять, как эти общие идеи соотносятся с реальностью. Они предшествуют вещам, которые являются их следствием, или же они существуют лишь в языке? Сторонники реальности универсалий, например Гийом де Шампо (1070-1121), считали, что только универсалии существуют сами по себе, тогда как единичные вещи - всего лишь формы, подчиненные общей для них сущности. Номиналисты же отвергали эту концепцию в духе платонизма, приписывавшую универсалиям имманентное априорное существование, и полагали, что они представляют собой условные порождения рассудка и языка, а существуют только единичные, конкретные индивиды. Приверженность этой доктрине сохраняли несколько выдающихся средневековых мыслителей, например Пьер Абеляр (1079-1142), чья концепция близка к номинализму, а позднее - Вильгельм Оккам (ок. 1285-1348), в трудах которого номинализм получил дальнейшее развитие. В широком смысле научный номинализм в настоящее время является теорией познания, согласно которой научные законы и теории представляют собой не реальные и объективные знания о вещах, а умственные конструкции, имеющие чисто инструментальную ценность. В сфере общественных наук эссенциализм долгое время сохранялся, подчас не вполне осознанно. Однако творчество Мишеля Фуко в интерпретации Поля Вена можно рассматривать как номиналистскую критику истории. Он непрестанно стремился показать, что слова вводят нас в заблуждение, что наши мыслительные категории заставляют нас верить в естественный характер вещей, тогда как все исторично. Одной из несомненных больших заслуг Фуко перед историками является следующее: он показал им, что они слишком часто принимают слова за вещи и что изучаемые ими объекты (безумие, преступность, сексуальность и т. д.) оказываются вырванными из исторического контекста, в который их надо поместить и исследовать их зарождение и конструирование. Норберт Элиас, который принципиально противостоял любому эссенциализму и метафизике субстанций, также был в полной мере мыслителем-номиналистом, рассматривавшим понятия как ментальные конструкции. В конечном счете влияние номинализма на историческую науку осуществилось именно благодаря успеху релятивистских, антиметафизических, конструктивистских идей Мишеля Фуко, Норберта Элиаса, а также Пьера Бурдьё. В настоящее время определенное влияние лингвистического поворота и нарративистских постулатов можно рассматривать как усиление позиций номинализма в исторической науке.
• Лингвистический поворот (Linguistic turn)
• Лингвистический поворот (Linguistic turn)
Источник: Словарь историка 2011