НОВЫЙ ГОД

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Новый год
евр. Рош а-шана). См. «Год».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

НОВЫЙ ГОД

праздник наступления нового года, главный календарный праздник многих народов. См. также МОХАРРАМ, ТЭТ, НОУРУЗ, СОНГКРАН.

Источник: Словарь этнографических терминов

НОВЫЙ ГОД
в Древней Руси первый день года, который начинался с 1 марта. В 1492 вел. кн. Иоанн III Васильевич окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда повелено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для того чтобы придать более торжественности этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости.
Первообразом той церковной церемонии, с какою происходило на Руси празднование сентябрьского новолетия в царский период ее существования, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим. Один из иностранных современников так описывает, между прочим, виденное им в России в 1636 торжественное зрелище встречи Нового года: "На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идет об Успенском соборе. - Н.С.), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников: все в церковном облачении со множеством образов и с развернутыми старыми книгами. Его Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий Князь с непокрытою головою и патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнес благословение Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: "Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великою Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичи и царевны, и со своими государевыми богомольцы, с преосвященными митрополиты, и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем освященным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущие многие лета в год и во веки". Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "Аминь!" Сирые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения эти относились в царские покои".
Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября в 1698. Проведен он был весело в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводою Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов; к ним подходил сам царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий. Царь Петр Великий, явившись в Успенский собор в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и супруги царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутствовавшие, за исключением вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны, сам поздравлял народ с Новым годом, с новым счастьем. Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и высоких ботфортах.
"Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" Петр Великий изменил коренным образом и летосчисление наше, и способ празднования Нового года. В первый год XVIII ст. он уже приказал вести летосчисление от воплощения на земле Богочеловека, отменив летосчисление от дня Сотворения мира. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им в Голландии и других странах Западной Европы. В оправдание своих начинаний царь приводил те простые и очевидные основания, что "не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы (т.е. малороссы), и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".
Проведение в жизнь этой реформы, имевшей столь важное общественное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 барабанный бой возвестил о чем-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, стоя на котором так, чтобы было видно всему народу, царский дьяк громко читал царский указ о том, что великий государь Петр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". В знак того доброго начинания и нового столетнего века, "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было: "по большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, - собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же". Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной. На другой день царь принимал поздравления у себя во дворце.
Н.П. Степанов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
202.00 кб

Новый перевод «Времен года»К. Донелайтиса

Цвигун Татьяна Валентиновна
Читать PDF
139.06 кб

Французский новый Роман 50-х годов. Опыт диахронической типологизации

Вишняков Алексей Георгиевич
Статья посвящена характеристике яркого течения литературы Франции второй половины ХХ века Нового Романа.
Читать PDF
247.87 кб

Новый этап в развитии самолетных радиолокационных станций в 1960-х годах

Агарев А.Ф.
Статья посвящена малоизученным аспектам проблемы холодной войны совершенствованию боевой авиационной техники в годы противостояния двух сверхдержав: СССР и США.
Читать PDF
286.23 кб

Новый взгляд на политику государства в области культуры (конец 1980-х годов)

Кузнецова Е. И.
Посвящена развитию отечественной исторической мысли в области культурной политики в период «перестройки».
Читать PDF
711.39 кб

"НОВЫЙ БИОГРАФИЗМ" В РУССКОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ КОНЦА 1980-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГОДОВ

Афанасьев Антон Сергеевич, Мухаметшина Резеда Фаилевна
Статья посвящена исследованию феномена русской женской прозы конца 1980-х начала 1990-х гг.
Читать PDF
1.29 мб

Новый взгляд на боеспособность армии сша в годы испано-американской войны 1898 г.

Байбакова Лариса Вилоровна
США начали борьбу за передел мира в ходе испано-американской войны 1898 г.
Читать PDF
232.30 кб

К первому дню нового года (поучение на новый (1860) год. Христианство и прогресс)

Архимандрит Никанор (Бровкович)
Текст архимандрита Никанора посвящен христианской оценке учения о прогрессе как стремлении человечества ко всеобщему благоденствию, свободе, комфорту и безопасности.
Читать PDF
248.78 кб

Величайший полководец Г. К. Жуков в 1941 году новый взгляд на Приграничное сражение

Жевалов С.А.
В статье исследуется проблема начала Великой Отечественной войны. Автор указывает на то, что Маршал Победы Г. К.
Читать PDF
367.35 кб

Новый источник о деятельности Л. М. Кагановича в Нижнем Новгороде в годы гражданской войны

Сапон Владимир Петрович
Читать PDF
248.76 кб

Гайдаровский форум 2015. Россия и мир: новый вектор, 14-16 января 2015 года, Санкт-Петербург

Алимов Андрей Алексеевич, Стецко Елена Владимировна
Читать PDF
169.95 кб

«Новый герой» драматургии В. А. Дьяченко в контексте русской литературы 60-х 70-х годов XIX века

Деготьков А. А.
На материале ряда пьес популярного в 1860-1870-х гг. драматурга В. А. Дьяченко рассматривается ход творческого освоения и решения проблемы поиска «нового героя» в общелитературном контексте эпохи. В. А.
Читать PDF
296.28 кб

Журнал «Новый мир» в контексте общественных настроений в СССР в конце 50 – начале 60-х годов XX века

Плужников Сергей Владимирович
Анализируется влияние публикаций в журнале « Новый мир» на общественную атмосферу в СССР. Приводятся читательские отклики на произведение А.И.
Читать PDF
300.78 кб

Коллаборационизм, немецкий «Новый порядок» и религиозный вопрос на юге России в годы оккупации (1942

Журавлев Евгений Иванович
Рассматривается проблема религиозного возрождения на оккупированной территории на Юге России в период Великой Отечественной Войны (1941-1945гг).
Читать PDF
183.42 кб

2013. 03. 023. Томбс Р. Насколько кровавой была «Кровавая неделя» 1871 года? Новый взгляд. Tombs R.

Фадеева Т. М.
Читать PDF
295.71 кб

«Новый» мир и его герои в произведениях каслинского художественного литья из чугуна 1920-1930-х годо

Гилева К.А.
В статье рассматриваются вопросы формирования нового ассортимента каслинского чугунолитейного завода в 1920-1930-е годы.