Новый Завет

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОВЫЙ ЗАВЕТ
вторая, христианская часть Библии. Датируется, скорее всего, второй половиной 1-го— началом II веков.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НОВЫЙ ЗАВЕТ
название, данное христ. богословами христ. части Библии (составленной якобы учениками Христа и их последователями и признаваемой только христ. церковью) для отличия от Ветхого завета. См. Библия.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Новый Завет
часть Библии, в которой содержится описание жизни Иисуса Христа, его проповеди. Состоит из 27 книг: четыре Евангелия, деяния Апостолов, 21 послание апостолов, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

НОВЫЙ ЗАВЕТ
часть библии, почитаемой только христианами. Н. з. включает четыре евангелия: «Деяния апостолов», 21 «Послание апостолов» и «Откровения Иоанна», или Апокалипсис. Н. з. написан на греч. яз. Христ. богословы приписывают составление Н. з. ученикам основателя христианства Иисуса Христа и их ближайшим последователям.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

НОВЫЙ ЗАВЕТ
1. Вторая часть Библии. Совокупность канонических священных текстов, основу которых составляет Четвероевангелие (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) и 23 дополнения к нему: книги Деяний апостолов, Послания апостолов и Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Всего 27 книг. 2. Новое соглашение, новый договор между Богом и человеком. Во многом отличается от Ветхого Завета. Образцом христианской жизни стал Сам Бог, принявший образ человека, Иисус Христос. Основой Его жизни, а значит, и жизни каждого христианина стала заповедь любви.

Источник: Основы православной культуры. 2011

НОВЫЙ ЗАВЕТ
часть Библии, излагающая жизнеописание Иисуса Христа, а также содержание его проповедей и др. основы христианского вероучения; название выражает идею нового договора, завета между Богом и людьми — в противоположность первоначальному Ветхому Завету (см.). Включает в себя 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов (из них 14 принадлежат апостолу Павлу) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Состав канонических книг Нового Завета был определен в 363 г. на Лаодикейском соборе и окончательно подтвержден VI Вселенским (III Константинопольским) собором (680 — 681 гг.).
        

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Новый завет
часть Библии, почитаемая в качестве священного писания христианами. Название Новый завет связано с учением о новом договоре (древнерусск. «завет» - договор) бога с людьми через Иисуса Христа (См. Иисус Христос). Состоит из 27 книг: 4 евангелия, Деяния апостолов, 21 Послание, Апокалипсис. Общий смысл всех книг в повествовании о воплощении в человеческом образе сына божьего Иисуса Христа (мессии), явившегося на землю, чтобы искупить первородный грех, о выполнении этой миссии; о его воскресении после казни и вознесении на небо, где он должен дожидаться, когда ему надо будет во второй раз явиться на землю и завершить дело спасения рода человеческого; о проповеднической деятельности апостолов Христа, в результате которой возникли первые христианские общины, а затем и церковь. См. Христианство.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Новый завет
корпус религиозных текстов, созданных христианством в процессе его становления и официально одобр. христианской церковью. Он включает повествовательные книги (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также Деяния апостолов), Послания и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Этот комплекс текстов явился результатом внутрихристианских размежеваний. Утверждавшаяся церковь выделила среди прочих пригодные для нее сочинения в качестве канонических, т. е. исчерпывающих и обязательных для всех христиан. К исходу 2 в. н. э. Евангелия, на божеств, происхождении которых настаивал еще Иреней, приобрели прочный статус, что позволило Оригену и Евсевию назвать их «в лоне церкви необоримыми в поднебесной»; полный канон Ветхого и Нового заветов был твердо установлен егип. церковным деятелем и геологом Афанасием. Согласно его определению, новозаветный канон включает двадцать семь книг. Помимо них, традиция сохраняет апокрифические, или «тайные», писания, исключ. из церковного обихода. Канонизированные, равно как апокрифич., писания представляют исторически ценное свидетельство об идеологии и мировоззрении прахристианских общин. Древнейшие отрывки подобных писаний, сохранившиеся на папирусных фрагментах, принадлежат к 1-й пол. 2 в. н. э.; наиболее ранние из них, составляющие в совокупности связный текст, датируются 3 в.; самые ранние писания, дошедшие до нас целиком, относятся к 4 в. Церковь, т. о., вынуждена была отказаться от попыток найти первоначальный текст Н. з. Принятый текст был реконструирован около 380 по греч. рукописям, ранним переводам и цитатам из «отцов церкви».

Источник: Словарь античности. 1989

Новый Завет
книги ранних христиан, возникшие как дополнение и переосмысление Библии с позиций христианской секты в иудаизме. Канонические книги Н.з., согласно церковной традиции, включали четыре евангелия, Деяния апостолов, приписываемые апостолу Луке, послания апостолов, в том числе 14 посланий Павла и 7 посланий, приписываемых др. апостолам, Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова, предполагаемого автора четвертого Евангелия). Порядок этих сочинений в Н.з. не соответствует их хронологии. Видимо, самыми ранними были послания Павла, несколько более поздним - Апокалипсис (68 - 69 гг. н.э.). Евангелия датируют концом I - нач. II в., Деяния апостолов написаны не ранее середины II в. Несмотря на расхождения и фантастические преувеличения, канонические тексты Н.з. рисуют в целом правдоподобную картину возникновения христианства как ответвления иудаизма - секты, преследуемой иудейским жречеством и римскими властями, раздираемой противоречиями догматического и тактического порядка. Эти противоречия объясняют различие в оценках одних и тех же событий в разных текстах, наличие проповедей, рассчитанных на восприятие различных прослоек и групп верующих, сочетание страстного ожидания гибели ненавистного Нового Вавилона (Рима) с призывами к смирению и покорности властям. От раннего христианства наряду с каноническими сочинениями остались произведения, не принятые в канон, - апокрифические евангелия, деяния и др. тексты, отражающие духовную жизнь первохристиан и начало церковной организации.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
сб. священных кн. христ. религии. В сочетании с Ветхим Заветом составляет Библию. Название обусловлено верой христиан в то, что через крестную смерть Христа Бог заключает с человеком новый договор (завет). Н. 3. состоит из 27 кн., написанных во 2-й пол. I в.- нач. II в. на койнэ. В 4 Евангелиях («Благовестив») рассказывается о земной жизни Христа, его проповедях и мученической смерти. В Деяниях апостолов речь идет о распространении апостолами учения Христа. Послания апостолов явл. поучениями, к-рые обращались к рассеянным по всей Рим. империи христ. общинам. Завершает Н. 3. Апокалипсис, или «Откровение Иоанна Богослова», содержащее пророчество о втором пришествии Христа, о конце мира и Страшном суде.
   Лит.: Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.
   Я. Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Новый Завет
Иер 31.31; Мф 26.28; Мк 14.24; Лк 22.20; 1Кор 11.25; 2Кор 3.6; Евр 9.15)-последний, окончательный завет Бога с людьми в искупительной Жертве (Крови) Господа нашего Иисуса Христа, заключенный, когда наступила полнота времени (Гал 4.4-5), о котором было открыто уже ветхозаветным пророкам (Иер 31.31-34; Иез 36.26-27). Новым Заветом также называются и все писания (Евангелия, Деяния Апостолов, Послания и Откровение), написанные после смерти, воскресения и вознесения Христа и признанные каноническими. Они были написаны (примерно):
Иак около 48-61 гг.,
1 и 2Фес - 51 г.,
Мк                                      - 51-63 гг.,
Гал - 53 г.,
1 и 2Кор -     55 г.,
Рим - 57 г.,
Мф - 57-67 гг.,
    Лк - 59-69 гг.,
Ин - 59-85 гг.,
Еф, Кол, Флм      - 60 г.,
1Пет, Флп - 61 г.,
1Тим - 62 г.,
          Тит - 63-65 гг.,
Деян - 63-70 гг.,
2Пет                  - 65-68 гг.,
Иуд - 65 г. или 80 г.,
2Тим - 66 г.,
Евр - 67 г.,
1-3Ин - 85-95 гг.,
От                                           - 95 г. (См. Библия)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

НОВЫЙ ЗАВЕТ
часть Библии. Содержит 27 книг. Иисус не оставил после себя никаких сочинений; все сведения, приведенные в книгах, описывающих его жизнь и объясняющих смысл его служения, исходят от его первых учеников – апостолов и их учеников. Первые четыре книги называются Евангелиями, их содержание составляет «благая весть» об Иисусе Христе – о его рождении, служении, выразившемся в проповеди и в сотворенных им чудесах, о его смерти и воскресении. Деяния апостолов, пятая книга Нового Завета, представляет собой исторический рассказ о подвижничестве последователей Христа, распространявших христианскую веру, и о росте и усилении древней Церкви. Сочинения эпистолярного жанра представлены в Новом Завете особенно широко: в него входят 13 посланий апостола Павла, 9 из которых адресованы различным церквам, еще 4 – трем частным лицам, а также анонимное Послание к Евреям (приписанное в Вульгате апостолу Павлу) и семь так называемых соборных посланий, одно из которых приписывается Иакову, два – Петру, три – Иоанну и одно – Иуде (не Искариоту). Последняя книга, завершающая Новый Завет – Откровение Иоанна Богослова, принадлежит к жанру апокалиптической литературы: ее предметом является «откровение», возвещающее о грядущих событиях, которым предстоит совершиться на земле и на небесах. Все эти книги располагаются в Новом Завете в соответствии с естественной смысловой последовательностью: сначала приводится рассказ о Христе и принесенной им благой вести, затем излагается история распространения этой вести древней Церковью, далее следуют разъяснения и практические выводы, а завершается все рассказом о конечной цели божественного домостроительства.
Язык, на котором написаны все 27 книг Нового Завета, – койне (от греч. «общий», общегреческий язык той эпохи). Оригинальные рукописи книг Нового Завета до нас не дошли. Все знания об этих текстах мы черпаем из трех источников: греческих рукописей, датируемых II в. или последующими веками, древних переводов на другие языки (прежде всего – сирийский, латинский и коптский) и новозаветных цитат, которые встречаются в сочинениях древних церковных писателей. Известно более 4000 греческих рукописей Нового Завета.
Kанон Нового Завета складывался постепенно. Еще до того, как были написаны Евангелия, христианам читались послания апостола Павла, адресованные данной церкви (общине). Эти послания обращались также в соседних общинах (см. Kол. 4, 16). Послания Павла, как и послания других апостолов, были предназначены для многократного чтения перед собранием верующих. Позднее, когда во множестве стали возникать еретические секты, каждая из которых располагала своим «писанием», Церковь должна была более четко определить границы истинного канона. Во второй половине II в. Церковь уже располагала каноном, в который входили четыре известных нам Евангелия, Деяния апостолов, 13 посланий Павла, Первое послание Петра и Первое послание Иоанна. В IV в. состав канона начинает закрепляться в официальных постановлениях – сначала епископов Поместных Церквей, а затем Поместных и Вселенских Соборов. Афанасий Александрийский был первым, кто, в своем праздничном послании (367 г.), привел список из современных 27 канонических книг Нового Завета. Kаноничность отдельных книг оценивалась по определенным признакам, главными из которых являлись их апостольское происхождение (или апостольское признание), согласие их с Ветхим Заветом и другими частями Нового Завета и широкое распространение этих книг.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

НОВЫЙ ЗАВЕТ
является самым выдающимся памятником раннехристианской литературы, составившим вторую часть Библии. Объединение священных книг под заглавием Ветхий Завет и Новый Завет приписывается апостолу Павлу (I в. н.э.), основателю христианской общины в городе Коринфе, ревностному проповеднику новой веры в Греции, Македонии, на Кипре, в Малой Азии, принявшему за нее мученическую смерть (по преданию, был обезглавлен). В Новом Завете сформулированы основные положения христианства, которые разрабатывались на протяжении I – IV вв. и были окончательно утверждены на Лаодикийском соборе в 364 г. Полный канон Ветхого и Нового заветов, насчитывавший 66 книг (39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета), был установлен церковным деятелем и богословом Афанасием Александрийским. Большое влияние на новозаветные писания оказали не только идеи Ветхого Завета, но и религиозномистическое учение Филона Александрийского, рассматривавшего логос в качестве аналога бытия и посредника между Богом и человеком, а также философия стоицизма (исходные положения о провидении – высшей божественной силе, управляющей судьбами людей и мира) и неоплатонизма (идеи о тождестве мышления и бытия как эманации «единого», о бессмертии души, о красоте и гармонии как свидетельстве божественного происхождения мира). В новозаветный канон входят четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), «Деяния святых апостолов» (греч. apostolos – «посол, посланник»; книги Павла, Петра, Андрея, Иоанна и ПсевдоКлимента, рассказывающие о чудесах, творимых апостолами после Сошествия св. Духа), семь соборных посланий апостолов: Иакова (одно), Петра (два), Иоанна (три), Иуды (одно) и четырнадцать посланий апостола Павла. Завершает Новый Завет «Откровение» («Апокалипсис» от греч. «раскрытие, проявление») Иоанна Богослова (68 н.э.), основными темами которого являются второе пришествие Иисуса Христа, его победа над Сатаной и Страшный суд. Евангелие (греч. «радостная, благая весть») от Матфея (Левия), согласно древнецерковному преданию, было написано учеником Христа, сборщиком податей (мытарем) в Капернауме, вероятно, в 60 – 00 гг. Это наиболее обширное из канонических евангелий, рассказывающее о родословной Иисуса Христа (Христос – греческий перевод арамейского «помазанник», что соответствовало древнееврейскому «мессия»), потомка царя Давида, о бегстве Марии в Египет, о рождении Иисуса в Вифлееме, его крещении и искушении в пустыне, о первых учениках (СимонеПетре и его брате Андрее), проповедях и чудесных деяниях Иисуса, о его торжественном входе в Иерусалим, пасхальном ужине (Тайной вечере) со своими 12 учениками (апостолами), причащении хлебом и вином. Затем следует предательство Иуды, арест Иисуса «первосвященниками со старейшинами и книжниками и всем синедрионом», которые отвели его к римскому прокуратору Понтию Пилату, отпустившему Варраву, а «Иисуса, бив, предал на распятие». Заканчивается повествование распятием и смертью Иисуса, его погребением и воскресением. Основная мысль Евангелия заключается в том, что в Иисусе нашли воплощение мессианские чаяния Ветхого Завета о Спасителе. Евангелие от Марка, одного из спутников апостола Павла, а затем переводчика и писца апостола Петра, было написано предположительно ок. 60 – 06 гг. в Риме. Оно начинается с крещения Иисуса Иоанном Крестителем в Иордане, его искушения в пустыне сатаной, призвании им первых четырех апостолов (СимонаПетра, Андрея, Иакова, Иоанна), чудес, которые он совершает в качестве служителя Бога, выполняющего Божью волю (изгнание легиона бесов, воскрешение дочери Иаира, исцеление женщины, страдавшей от болезни 12 лет, слепого в Вифсаиде, насыщение 5000 «пятью хлебами и двумя рыбами», хождение по воде и др.). В Евангелии содержатся предсказания Христа о разрушении Иерусалима и о своей смерти, описание «Вечери Господней», предательства Иуды, распятия, погребения, воскресения и встречи учеников с воскресшим Иисусом. Отличительной особенностью Евангелия от Луки (ок. 60 – 00), адресованного образованному греку Феофилу, является стремление автора, спутника апостола Павла в миссионерских поездках, связать события священной истории с мировой и представить Иисуса как совершенного Богочеловека. Оно открывается предсказаниями «во дни Ирода, царя Иудейского» о рождении Иоанна Крестителя и Иисуса, пришедшего в мир, чтобы привести отверженных к Богу. По сравнению с другими авторами Лука уделяет больше внимания истории Марии, рождению Иисуса, явлению ангела пастухам, событиям в Галилее (в синагоге в Назарете, откуда Иисуса выгнали, и в Капернауме, где он изгонял бесов и исцелял больных), описанию посещения Иерусалима, призванию Иисусом двенадцати учеников (СимонаПетра, Андрея, Иакова, Иоанна, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова «Алфеева», Симона Зилота, «Иуду Иаковлева и Иуду Искариота»), которых он «наименовал апостолами», дал им «силу и власть изгонять демонов и исцелять болезни». В Евангелии от Иоанна (ок. 85 – 50) Иисус прославляется как вечный Логос («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…Слово стало Человеком и жило среди нас»), как свет, истина, любовь, «пастырь добрый», «хлеб, пришедший с небес». Символика призвана выявить и подчеркнуть всю полноту миссии Иисуса Христа, ставшей понятной его ученикам лишь после нисхождения св. Духа. Свою главную цель евангелист видел в том, чтобы люди «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Центральным образом Нового Завета является образ проповедника из Галилеи, основателя одной из трех мировых религий, названной его именем, – Иисуса Христа (эпитеты: «Сын Божий», «Спаситель», «Искупитель», «Пантократор», «Великий Архиерей», «Царь Царей» и др.). Архангел Гавриил предсказал деве Марии, обрученной с плотником Иосифом, рождение младенца, непорочно зачатого по действию св. Духа. Во время переписи населения Иосиф и Мария отправились в палестинский город Вифлеем, чтобы записаться по месту проживания своего рода. Согласно Евангелию от Матфея, Иисус родился в царствование Ирода I Великого (37 или 40 – 4 до н.э.) в Вифлееме. Через восемь дней младенца подвергли обряду обрезания и нарекли по Божьему указанию Иисусом; на сороковой день его принесли в иерусалимский храм для посвящения Богу. Во время избиения младенцев, устроенного по приказу царя Ирода, Иосиф и Мария бегут с Иисусом в Египет. В тридцатилетнем возрасте Иисус был крещен в реке Иордан Иоанном Крестителем, затем удалился в пустыню, где постился сорок дней, искушаемый дьяволом. После возвращения он призвал первых учеников и начал проповедовать богооткровенное, данное свыше учение в Кане, месте первого чуда, совершенного Иисусом, Капернауме и других городах на берегу Геннисаретского озера. Нарушая запреты иудаизма, Иисус исцелял в субботу, общался с отверженными, прощал им грехи, воскрешал из мертвых, учил людей «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи», что вызвало негодование иудейских раввинов. В дни перед пасхой Иисус торжественно въехал в Иерусалим, где толпа приветствовала его ритуальными возгласами. В синедрионе состоялся суд над Иисусом как над опасным для властей претендентом на роль царя. Один из его учеников – Иуда Искариот – предал своего учителя. Иисуса арестовали и привели к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату (26 – 66 гг.) для утверждения приговора синедриона – бичевание и распятие на кресте. На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых, а на сороковой день вознесся с Елеонской горы на небо в присутствии одиннадцати учеников. На протяжении веков образ Иисуса Христа, «самого великого религиозного гения во всей истории человечества» (Э. Ренан), и связанные с ним новозаветные сюжеты, легенды и мотивы широко использовались в искусстве и литературе.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
2.17 мб

Прецедентные высказывания с субсферой-источником 'Новый Завет' в произведениях Л. Н. Толстого

Распаева Гульжан Джамбуловна
В статье рассматриваются прецедентные высказывания с субсферой-источником Новый Завет в произведениях Л. Н. Толстого.
Читать PDF
287.22 кб

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / пер. В. А. Жуковского; под ред. Ф. З. Кануновой, И. А. Ай

Березкина С. В.
Читать PDF
109.61 кб

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Перевод В. А. Жуковского / ред. Кол. : Ф. З. Канунова (гл.

Сидорин Евгений Юрьевич
Рецензируется научное издание перевода Нового Завета В.А. Жуковского.

Похожие термины:

  • ЗАВЕТ ВЕТХИЙ И НОВЫЙ

    иначе сказать, древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя (первоевангелие о семени жены в раю прародител
  • Завет Ветхий и Завет Новый

    древний союз Бога и человека и новый союз Бога и человека. Суть Ветхого Завета заключалась в том, что Господь обещал людям Спасителя и через пророчества и знамения постепенно подготавливал их к пр