Обожение

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОБОЖЕНИЕ
православное, богословско-мистическое учение о спасительном приобщении человека к Богу в нетварных энергиях Божиих, способствующем преображению его тварной природы и делающем человека Божественным существом не по естеству, но по благодати. Согласно православному вероучению, Промысл Божий предначертал обожение в качестве призвания человека и конечной цели бытия тварного мира. Обожение – следствие благодатного действия свыше, однако обожение не может совершиться без личной воли человека и его стремления к преображению своего естества. Во всей полноте обожение твари произойдет только после воскресения мертвых.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Обожение
православное богословскомистическое учение о спасительном приобщении человека к Богу в нетварных энергиях Божиих, способствующем преображению его тварной природы и делающем человека Божественным существом не по естеству, но по благодати. Согласно православному вероучению, Промысл Божий предначертал О. в качестве призвания человека и конечной цели бытия тварного мира. Однако О. не может совершиться без личной воли человека и его стремления к преображению своего естества. О. – следствие благодатного действия свыше. Во всей полноте О. твари произойдет только после воскресения мертвых, однако в предварительных формах оно может и должно осуществляться в земной жизни как ознаменование и предуготовление грядущей жизни вечной.

Источник: Краткий православный словарь.

Обожение
основная для богословия святости концепция, согласно которой человек может проникаться Божественными энергиями и соединяться с Богом. Это соединение и составляет существо святости (см.). Учение об обожении в своих начальных формах складывается в византийском богословии уже в период между Первым и Вторым Вселенскими соборами в писаниях св. Афанасия Великого и каппадокийских отцов (св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского). В полемике с арианами уясняется смысл Боговоплощения, значение его в спасении человека. Боговоплощение, т.е. нераздельное и неслиянное соединение в одном Лице Божественной и человеческой природ открывает человеку путь к Богу, соединение с Богом: благодаря тому что Христос сделался человеком, человек может сделаться Богом по благодати, т.е. сделаться причастником Божества.
Эта причастность осуществляется за счет Божественных энергий. "Божественные энергии нисходят до нас", - пишет св. Василий Великий, тогда как Божественная "сущность остается неприступной" (PG, 32, 869АВ). "Бог, невидимый по природе, делается видимым благодаря энергиям", - учит св. Григорий Нисский (PG, 44, 1269А). Возможность восприятия этих энергий тварным естеством и прежде всего человеческой природой была следующей проблемой, поставленной византийским богословием. Существенное значение для решения этого богословского вопроса имело учение Псевдо-Дионисия Ареопагита о благих волениях Божиих, т.е. о Промысле Божием, предназначившим тварь к преображению, спасению и соединению с Божеством как началом, вложившим в нее благое бытие.
Учение об обожении получило решительное развитие в творениях преп. Максима Исповедника. Преп. Максим пишет об изначальной предназначенности природы человека к обожению. Он говорит: "Сделаемся богами через Господа, потому что именно для этого человек получил существование - Бог и Господин по природе" (PG, 90, 953В). Это предназначение содержится в природном начале человека, в его природном логосе (logos ths fusews), это и есть тот образ и подобие Божие, по которому Бог создает человека. Между тем способ существования человека может входить в противоречие с его природным логосом, первородный грех и был становлением этого противоречия. Это противоречие преодолевается в воплощении Бога Слова благодаря взаимопроникновению (pericwrhsis) Божественной и человеческой природ во Христе. Следуя за Христом и согласуя свою волю с природным логосом, человек становится причастником Божества. Конечным моментом этого движения и является обожение, когда "люди все целиком соучаствуют в Боге всем целиком, чтобы по образу соединения души и тела Бог становился доступным соучастию в Нем души, а через посредство души и тела, дабы душа получила постоянство, а тело - бессмертие и дабы человек весь целиком сделался Богом, обоженный благодатью Бога, сделавшегося человеком, полностью (душею и телом) оставаясь человеком по природе и полностью (душею и телом) становясь Богом по благодати" (PG, 91, 1088С). Эта конечная цель достигается и в исторической жизни церкви - в Евхаристии как предвосхищении грядущего Царства Небесного и в святости.
Это учение об обожении лежит в основе того понимания святости, которое излагает св. Иоанн Дамаскин как в своей полемике с иконоборцами, так и в "Точном изложении". Говоря о необходимости почитания святых, он пишет: "Богами же, и царями, и господами называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы... Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе" (Точное изложение, кн. IV гл. 15). Это учение входит в православную традицию и является богословским основанием для почитания святых.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Обожение согласно учению архимандрита Киприана (Керна)

Булыко Иван Петрович
Понятие обожения является важным в христианском богословии и означает единение человека с Богом.
Читать PDF
314.99 кб

Обожение, согласно учению архимандрита Киприана (Керна)

Булыко Иоанн
В статье рассматривается трактовка теозиса в наследии известного богослова архимандрита Киприана (Керна), как конкретная реальность, а не как отвлеченное понятие.
Читать PDF
0.00 байт

Обожение в философской и богословской традициях

Бузина Татьяна Вячеславовна
В статье определяются типы обожения (субстанциальный и функциональный), основные категории, связываемые с божественной природой (бессмертие, свобода) и рассматривается развитие понятие обожения от раннефилософской традиции (Платон
Читать PDF
301.78 кб

Учение об обожении в богословии православной Церкви

Булыко Иоанн
Учение о спасении является важнейшим разделом христианского вероучения. Именно сотериология может ответить на вопрос о смысле жизни христианина, о её конечной цели, а также о средствах к достижению этих целей.
Читать PDF
3.47 мб

Логос Мелхиседека. Экзегеза и парадигма обожения у прп. Максима Исповедника

Беневич Г. И.
Читать PDF
219.84 кб

Тема обожения в мистической антропологии Симеона Нового Богослова

Побирченко Е.М.
Читать PDF
220.12 кб

Тема обожения в мистической антропологии Симеона Нового Богослова

Побирченко Е. М.
Читать PDF
653.98 кб

Библейское основание христианского учения об обожении

Пастор Крис Баундз
В настоящей статье рассмотрено новозаветное учение о создании человечества для славы и чести творца.
Читать PDF
134.62 кб

Элементы учения об обожении в латинской патристике

Фокин Алексей Русланович
В статье исследуются основные элементы классического восточно-христианского учения об обожении в латинской патристике, такие как тесная связь обожения человека с воплощением Бога, обожение человеческой природы Христа, усыновление
Читать PDF
158.63 кб

Представления о свободе, воле, обожении и самообожении в древнерусской литературе

Бузина Татьяна Вячеславовна
В статье рассматривается идея трансцендентного прорыва за пределы смертной человеческой природы, или обожения, как конечного телоса человеческого бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Гносеологическое значение учения об обожении в критике оригенизма Максимом Исповедником

Каптен Герман Юриевич
В статье анализируется представление о Субботе в системе Максима Исповедника и раскрывается ее гносеологическое значение в контексте учения об обожении.
Читать PDF
0.00 байт

Богословы русского зарубежья о соотношении идей «Обожения» и «Естественного созерцания» у преподобно

(Пономаренко) Иеромонах Амфилохий
Полемизируя с представителями западной богословской науки, богословы русского зарубежья XX в. показывают, что в трудах преподобного Максима Исповедника «естественное созерцание» есть не просто изучение тварной природы.
Читать PDF
0.00 байт

Концепции «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника

А. Р. Фокин
Статья посвящена концепциям «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника.