ОБРАЗ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБРАЗ
результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека, способ и форма освоения действительности в искусстве. В религии — изображение лика Иисуса Христа, Богоматери, святого (икона).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Образ
Господь сотворил людей по Своему образу и подобию. Об Иисусе Христе говорится, что Он является образом Божьим. Слово «образ» означает полное сходство, подобно сходству рисунка печати и отпечатка с нее. Первоначально люди были подобны Богу в своем знании, чистоте и блаженстве. К сожалению, высшие черты этого образа затмил первородный грех. Однако и до наших дней черты Божьего образа проявляются у некоторых людей в виде ума и прочих положительных черт личности, в том числе во владычестве над низшими тварями и духовном бессмертии. Точным образом Отца Небесного является Господь наш Иисус Христос, который обладает всеми Божьими совершенствами и Его славой.

Источник: Православная энциклопедия.

ОБРАЗ
Быт 1:26,27). В книге Бытия говорится, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе говорится, что Он есть образ Божий (Кол 1:15). Слово образ выражает совершенно полное и точное сходство, подобное тому какое существует между печатью и отпечатком ее. Человек первоначально Обладал образом Божиим в своем знании, в своей чистоте и в своем блаженстве. Высшие духовные черты образа Божия затмились в нем чрез грех и падение, но еще и доселе многие черты образа Божия появляются в падшем человечестве в его уме, его личности, его владычестве над низшими тварями и наконец в его бессмертии. Господь Иисус Христос обладает всеми совершенствами Божиими и славою, и потому Он точный образ Отца Небесного. По изъяснении ап. Павла, образ Божий состоит в праведности и святости истины (Еф. 4:24).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ОБРАЗ
воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов, объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира (образы природы, образы городов, образы вещей и т. д.). Образ – одна из основных категорий литературоведения. Понятие «образ» не является исключительно литературоведческим термином; оно употребляется и в искусствоведении, и в музыковедении: принято говорить о живописных, скульптурных, архитектурных и музыкальных образах, хотя в архитектуре и музыке не воссоздаются предметы реального мира. Понятие «образ» употребляется также в психологии для обозначения конкретно-чувственных представлений о каких-либо предметах (реальных или воображаемых) в сознании человека.
Образ не является простой копией реально существующего предмета. Это всегда художественное обобщение. Так, безымянный уездный город в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» – не описание единичного действительно существующего российского города, известного автору, а художественная модель русского провинциального города вообще, в конечном счете – модель всей современной писателю России. Значение образа не заключено лишь в нем самом, оно неразрывно связано с его окружением, с контекстом в произведении. Например, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» куст репейника (татарник) – не просто изображение растения. Репейник, поврежденный, но стойкий, ассоциируется с горцем Хаджи-Муратом, до последнего мига мужественно бившимся со своими врагами.
В каждом художественном произведении существует иерархически выстроенная система образов. Минимальный, мельчайший образ, «кирпичик» в составе целого – здания художественного текста, – отдельное слово или выражение, употребленное не в прямом, а в переносном смысле, т. е. троп. В строках из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Пчела из кельи восковой/Летит за данью полевой» выражения «келья восковая», обозначающее соты, и «дань полевая», подразумевающее собираемый пчелою цветочный нектар, – это метафорические образы (см. Метафора). Образ – это не только троп, но и многозначное слово или выражение. Многозначность, приращение смысла – отличительная черта образа. Более высокий уровень художественной образности – описание, изображение отдельных объектов – персонажей, вещей и т. д. Однако в своем единстве такие образы также создают новый образ, принадлежащий к еще более высокому уровню художественной структуры произведения. К примеру, из образов обитателей губернского города NN и из образов городского пространства – описаний домов, бульвара и т. д. в 1-м т. поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» создается единый образ этого губернского города. Но и сам этот образ, наряду с образами Чичикова, помещиков, крестьян, с образами русской природы, – часть грандиозного образа России.
Изображенный в произведении мир во всей его цельности может рассматриваться как единый образ. Образ – элемент произведения, принадлежащий и к его форме, и к его содержанию. Образ неразрывно связан с идеей произведения или с авторской позицией в произведении. Он одновременно является и конкретным, чувственным представлением, и воплощением идеи. Образ всегда конкретен, а не абстрактен, в отличие от идеи, но он не обязательно должен вызывать определенное, четкое зрительное представление об изображаемом предмете.
Особый вид образа – образы, заключающие в себе переносные, иносказательные смыслы: аллегория и символ. Образ не обязательно символичен, но всякий символ всегда есть образ. Иногда образ, в котором органично соединены внешнее и внутреннее, форма и смысл, противопоставляется аллегории, в которой прямое и иносказательное значение связаны поверхностно. Так, немецкий философ Г. В. Ф. Гегель в «Лекциях по эстетике» писал: «Аллегория в такой степени делает ясность смысла своей господствующей целью, что олицетворение и его атрибуты оказываются низведенными до уровня чисто внешнего знака. Образное выражение делает наглядным ясно осознаваемый смысл в форме родственного внешнего явления, и делает это так, что при этом возникает не задача, требующая решения, а такая образность, через которую с полной ясностью просвечивает представляемый смысл, обнаруживая себя тем, что он есть на самом деле».
Образ – это не сам описанный в произведении предмет (напр., герой), а именно его изображение. Так, понятие «образ персонажа» это не то, как действует, чувствует и мыслит персонаж, а то, как он создан автором с помощью определенных литературных приемов. В образ персонажа входит и авторская оценка героя, и средства его изображения: описание внешности (портрет), речевая характеристика (как герой говорит), восприятие героя другими персонажами, оценка его автором. Иногда существенную роль в создании образа персонажа играют его значимые имя и фамилия, как, напр., в классицистической комедии и отчасти в более поздней драматургии. Так, в драме А. Н. Островского «Гроза» главная героиня, искупающая свой грех покаянием, носит имя «Катерина» («Екатерина» по-гречески «всегда чистая»), фамилия тиранящей ее свекрови – Кабанова (ассоциации с «грубым» животным, кабаном), а имя ее безвольного мужа – Тихон (ассоциации со словом «тихий»).
Понятие «образ» неоднократно подвергалось в науке о литературе критике как недостаточно определенное и иногда отвергалось как ненужное. Однако, как показывает опыт, анализ и истолкование художественных произведений при отказе от этого термина оказываются практически невозможными.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
905.05 кб

Образ СССР в Италии конца 40-х годов ХХ века

Зонова Т. В.
Читать PDF
221.05 кб

Свет американской свободы и «Империя Тьмы»: образ России в контексте «новой мессианской идеи» в США

Журавлева В. И.
Читать PDF
329.33 кб

Имя и образ герба в датской геральдике XII-XVIII вв.

Антонов В. А.
Читать PDF
216.22 кб

Мифологический образ Петра I в сочинениях Ф. Прокоповича и В.Н. Татищева

Конанова Е. И.
Читать PDF
917.78 кб

Образ СССР во Франции в 1945 г.

Канинская Г. Н.
Читать PDF
229.46 кб

Мифологический образ утки в традиционном декоративно-прикладном искусстве коми (зырян)

Волокитина Н. А.
Читать PDF
341.81 кб

Образ другого (Восток в европейской традиции). Статья 2

Любимов Юрий Васильевич
Рассматривается история формирования образа Востока в русской традиции. Контекст этого процесса во многом обусловлен событиями, связанными с колонизацией осваиваемых новых территорий как на востоке, так и на юге.
Читать PDF
114.17 кб

Русский патриотизм и образ «Новой России» в нацистской пропаганде

Черняков Д. И.
Статья посвящена проблеме использования нацистской пропагандой идей русского патриотизма.
Читать PDF
343.85 кб

ЕВРЕЙСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ ИЗ РОССИИ В США НА РУБЕЖЕ XIX XX вв.: ОБРАЗ «ЧУЖОГО» В СОЗНАНИИ АМЕРИКАНЦЕВ

Журавлева Виктория Ивановна
Читать PDF
278.37 кб

ОБРАЗ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В РУССКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НАЧ. 60-ХХ гг. XIX ВЕКА

Волвенко А. А.
Читать PDF
218.72 кб

Цивилизационный подход и его воздействие на образ российской исторической науки

Юдельсон А. В.
Читать PDF
245.52 кб

Образ идеального правителя в латинской риторической традиции II начала V вв.

Шкаренков П. П.
Учитывая ту роль, которую занял император в христианской религии, он с несомненной выгодой для себя обменял своей божественный статус, который всегда вызывал много сомнений, на место поборника и представителя Бога на земле.
Читать PDF
346.67 кб

Вторая мировая война и историческая память: образ прошлого в контексте современной геополитики **

Сенявский А. С., Сенявская Е. С.
Статья посвящена проблеме эволюции исторической памяти о Второй мировой войне в России и на Западе в связи с изменением международной обстановки, складыванием новых геополитических реалий в результате распада СССР и «лагеря социал
Читать PDF
382.53 кб

Образ другого (восток в европейской традиции). Статья 1

Любимов Юрий Васильевич
В статье рассматривается проблема Imago alterius на примере образа Востока в западноевропейской традиции.
Читать PDF
127.70 кб

Образ Германии в русской прессе 1905-1914 годов

Фишер Лариса Анатольевна
В статье автор проследил реакцию русской прессы на действия германской дипломатии на примере политических кризисов накануне Первой мировой войны.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ

    от позднелат. associatio – соединение), художественный образ, возникающий в результате сочетания в тексте далеких друг от друга понятий. Обычно ассоциативный образ создается за счет набора сравнений
  • АВТОРА ОБРАЗ

    один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении; персонифицированный повествователь, наделенный рядом индивидуальных признаков, но не тождественный ли
  • Образ Христа

    Возникновение О. X. тесно связано с развитием специфич. христианского образного языка в недрах языч. рим. искусства. Первоначальный иудейский запрет на изображения имел силу также и для христиан. Е
  • Художественный образ

    форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осу
  • ОБЫЧАЙ, или ОБРАЗ ПОВЕДЕНИЯ

    В послебиблейский период этот термин означает нормы поведения при выполнении заповедей и обрядов, а также правил и обычаев, не упомянутых непосредственно в Торе. В более узком значении: образ пове
  • Образ Божий

    духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность. Образ Божий – не безличный отпечаток в н
  • НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ

    Сюжет иконографии. По преданию, записанному церковным историком Евсевием Кесарийским, сам Иисус Христос утер Свое лицо платом и Его образ запечатлелся на ткани. Поэтому икона изображает плат – ку
  • Образ жизни

       • ??????,          общее выражение, обозначавшее всякую комнату, столовую, спальню, беседку и т. п., даже всю квартиру или целый флигель дома. Так же называлось и соглашение тяжущихся пред мировым п
  • КИНОСЪЕМКИ И.В. СТАЛИНА И ЕГО ОБРАЗ В ИГРОВОМ КИНО

    Первая, специально организованная киносъемка И.В. Сталина была проведена в день его 50‑летия в декабре 1929. Съемка производилась в Кремле. Со Сталиным были Л. Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Куйб
  • ВЫНОСНОЙ (ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ) ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    икона Богородицы, укрепленная, как и выносной крест, на длинном древке. Выносной образ Божией Матери помещается в алтаре слева от престола и вместе с крестом выносится во время крестных ходов.
  • ВЫНОСНОЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    икона Богородицы, укрепленная, как и выносной крест, на длинном древке. Выносной образ Божией Матери помещается в алтаре слева от престола и вместе с крестом выносится во время крестных ходов.