Ойт, Арне АлександровичОЙУЭЛА КЛАРА И ЭЛЕНА

Ойунский, Платон Алексеевич

Найдено 1 определение:

Ойунский, Платон Алексеевич

[1893—] — якутский писатель и общественный деятель. Сын крестьянина-бедняка. В 1917 окончил Якутскую учительскую семинарию. После Февральской революции вступил в ряды ВКП(б). По ликвидации колчаковщины руководил работой по организации советской власти на местах. С 1922 по 1925 — председатель ЦИК ЯАССР. В 1927 — наркомпрос ЯАССР. С 1928 по 1931 возглавлял Якгиз и местные научно-исследовательские организации. С 1931 учится в Институте национальностей в Москве. О. — первый якутский революционный писатель, выдвинутый Октябрем.

В период гражданской войны песни Ойунского распевались в Якутии бойцами за советскую власть. Прекрасными образцами якутской революционной поэзии являются его стихи: "Да укрепится победа", "Власть советам", "Железный конь", "Китайскому народу", "Заветы орла", "Интернационал" (перевод) и др. Они призывают к борьбе против тоенов-феодалов за социалистическое строительство, проникнуты верой в победу пролетарской революции. Многие песни поэта стали народными. В восстановительный период в творчестве О. преобладают лирические мотивы. В первом крупном произведении писателя — поэме "Красный шаман" (последний перев. в 1929) — сказалось влияние поэзии русских символистов и мистики якутского эпоса. Сюжет заимствован из народной мифологии. В поэме шаман показан борцом за интересы трудящихся и пророком революции.

Попытка воплотить революционную идею в архаичную форму устного эпоса потерпела полную неудачу.

В дальнейшем О. приближается к реализму. Его пьеса "Большевик" [1927] является наиболее выдержанной в идеологическом отношении пьесой в якутской послереволюционной литературе и знаменует начало пролетарской литературы в Советской Якутии. Написав ряд произведений, наиболее полно отразивших пройденный путь социальной борьбы широких трудящихся масс в Якутии, Ойунский однако не создал еще произведения, созвучного эпохе социалистического строительства. От революционной тематики писатель временами отдалялся. На своем творческом пути он моментами переживал чрезмерные увлечения народной мифологией, народным эпосом, объективно принимавшие характер идеализации старины.

В повести "Великий Кудангса" (1929—1930, журн. "Чолбон") феодал Кудангса представлен "отцом нации", заботящимся о благосостоянии своего народа: он спасает народ от холода и болезней. Ни на классовый гнет ни на классовую борьбу нет и намекав Из произведений О. следует выделить оригинальные сказки — "олонхо" — в стихах, отличающиеся научным содержанием и формальным мастерством. Позднейшие произведения Ойунского посвящены социалистическому строительству и борьбе с извращениями генеральной линии партии.

О. высоко поднял культуру якутского стиха — создал рифмованный, музыкальный, метрико-силлабический стих. Особое культурно-политическое значение имеет деятельность О. как председателя Комитета якутской письменности и теоретика по якутскому литературному яз. Он также известен как собиратель и исследователь якутского фольклора, историк якутов и их религии — шаманизма.

Библиография: I. На русск. яз.: Якутская сказка, ее сюжет и содержание. Сб. трудов научно-исследовательского об-ва "Саха-Кэскиля", Якутск, 1927, № 1 (4); О якутском стихосложении, "Бюллетень Наркомпроса ЯАССР", Якутск, 1929, № 6—8; Сб. стихотворений, Якгиз, 1925; Большевик, Пьеса, Якгиз, 1927; Сб. революционных стихотворений, Якгиз, 1927; Материалы о происхождении якутов, журн. "Чолбон", Якутск, 1928, № 4; Дни и годы. О революционном движении в Якутии, журн. "Чолбон", № 4—7, 1928; Туйарынса-Кур, Поэтическая драма, 1930; О шаманизме и религии, Якгиз, 1930; Великий Кундагса, Якгиз, 1930; Нюргун-Ботур, сказка-олонхо, 193 0—1931.

II. Саха-Кан, Якутский язык и литература, "МСЭ", том X, ст. 402—404; Кюнде, Оппортунистический "шум-гам", газ. "Автономная Якутия", Якутск, 1930, № 234; Кулачиков, Буржуазно-национальные тенденции в якутской литературе, "Автономная Якутия", 1931, № 36.

Г. Эргис-Гермогенов.

{Лит. энц.}



Ойунский, Платон Алексеевич

(Слепцов; 10.11.1893—31.10.1939) — якутский (саха) писатель, ученый, полит. деятель. Род. в Ботурусском улусе Якутской обл. (ныне Таттинский улус Республики Саха). Принимал активное участие в Февральской революции. В 1918 — рук. Комиссии Центра Сибири по установлению Сов. власти в Якутии. С 1921 — пред. Якутского губревкома. В 1922—1928 — Предс. СНК и Предс. Якутского ЦИК. По полит. обвинениям снят с этой работы. В 1928—1929 — нарком просвещения и здравоохранения Я АССР. Репрессирован. С 1929 целиком посвятил себя лит. и науч. деятельности. О. — основоположник саха сов. литературы, автор науч. трудов по истории, языкознанию и литературоведению. В 1935— 1937 — директор Ин-та языка и литературы при СНК ЯАССР. Эволюцию филос. взглядов О. можно проследить на примере трех его художеств. произведений: "Красный шаман" (1917—1925), "Великий Кудангса" и "Александр Македонский" (1937). Поэма "Красный шаман" проникнута пафосом классовой борьбы и богоборчества. О. считает, что старый мир полон зла и заслуживает уничтожения. Человек должен сам стать Богом-творцом нового мира. В повести "Великий Кудангса" О. отрекается от идеи человекобожия. Мудрец Великий Кудангса решил осчастливить своих соплеменников. Важнейшим условием счастья он считает подчинение личных интересов обществ. Однако, по его мнению, не все люди способны правильно понять обществ. интересы, а потому не могут добиться личного счастья. Во имя обществ. блага Великий Кудангса устанавливает собственную диктатуру и требует себе божественных почестей. Ради счастья всех людей он восстает даже против законов природы. Однако планы Великого Кудангсы терпят крах, вместо счастья он приносит людям только горе. Так, в своей повести О. выражает разочарование в революц. утопизме. В рассказе "Александр Македонский" О. раскрывает развращающее влияние власти на ее носителей и превращение насилия из средства в самоцель. Автор устами Аристотеля отстаивает свободу мысли и самоценность знания. О. был противником нац. нигилизма, считая нац. не только формой, но и содержанием культуры.

Соч.: Сочинения. В 7 т. Якутск, 1958—1962; Нюргун Боотур Стремительный. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский. Перевел на русский язык Владимир Державин. 2-е изд. Якутск, 1982;

Великий Кудангса // Полярная звезда. 1991. № 1.

А.Г.Новиков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Ойунский, Платон Алексеевич — 0

Найдено научныех статей по теме Ойунский, Платон Алексеевич — 0

Найдено книг по теме Ойунский, Платон Алексеевич — 0

Найдено презентаций по теме Ойунский, Платон Алексеевич — 0

Найдено рефератов по теме Ойунский, Платон Алексеевич — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!