река подземного царства Аида.
Океан
Океан
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
ОКЕАН
в греческой мифологии один из богов — титанов, сын Урана. Обладал властью над мировым потоком, окружавшим, по представлениям греков, земную твердь.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ОКЕАН
в греч. миф. божест-во одноим. реки, омыв. землю. Титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Тефиды, с к-рой он породил три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков. О . не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть, а также доверие олимпийцев. Он отец Метиды — мудрой супруги Зевса. Известен своим миролюбием и добротой (О. пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом). Он омывает на крайнем З. границы между миром жизни и смерти.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Океан
в греческой мифологии божество одноименной реки, омывающей землю. Титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Тефиды, от которой он породил три тысячи дочерей- Океанид и три тысячи сыновей — речных потоков. Океан — отец Метиды, мудрой супруги Зевса. Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть и доверие олимпийцев. Океан был известен своим миролюбием и добротой: пытался примирить Прометея и Зевса, но безуспешно. Океан омывал на крайнем западе границы между миром жизни и смерти.
Океан
(гр. беспредельное море) – крупный структурно-геологический и геоморфологический элемент земной поверхности. В географии под О. понимают самый крупный по площади и глубине участок Земли и элемент гидросферы, тип водоема. В геологии делают акцент на том, что это структура, имеющая океанический тип земной коры, бассейн своеобразной седиментации и специфических процессов; это историко-геологическое понятие, фиксирующее стадию и состояние развития литосферы соответствующих площадей. Обычно выделяют 4 современных О.: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Наряду с этим, геология изучает О. прошлого (см.). Вместе с материками О. составляют важнейшие глобальные структурные элементы ЗК.
Океан
(греч., лат. Oceanus). По древнейшим представлениям греков, как и др. народов Востока, поток, окружающий обитаемый земной диск. Лишь позднее, после обнаружения почти полной закрытости Средиземного м. (до Гибралтарскою прол. т. н. . Геркулесовых сюлпов), О. сгали представлять как великое мировое море, окружающее материки или окруж. ими, «внешнее море» в противоположность «внутреннему» Средиземному м. Эго различие точек зрения на распределение суши и моря по поверхности Земли сформировалось с развитием теории шарообразности Земли и явствует уже из сочинений Платона и Аристотеля. Впоследствии появляется обширная океанографич. литература. Так, Пифей, Эратосфен и Посидоний защищали гипотезу о мировом О., окружающем материки, гипотезу, господствовавшую также в европ. и араб, средневековье, в то время как Гиппарх из Никеи, Полибий, Марин Тирский и Птолемей придерживались мнения, что О. делится цепью материков на зап. и вост. В своем сочинении «Об Океане» Посидоний утверждал, что мировой О. некогда покрывал и Maтерики, следами чего являются раковины, находимые на суше, и залежи соли. Поскольку было известно о влиянии Луны на приливы и отливы, он рассматривал О. как посредника между светилами и Землей (мировая симпатия). Со времен Гомера треки соединяли с О. представления о фантастич. островах, странах и народах. По древнейшим генеалогич. воззрениям греков, О. титан, сын Урана и Геи, cynpyг Тефиды, родившей ему океанид и реки.
Источник: Словарь античности. 1989
Океан
греч. okeanos)
в греческой мифологии прародитель всех богов, по Гесиоду - сын Урана и Геи, брат Крона, Гипериона и Реи, муж Тефиды, родившей ему три тысячи сыновей и дочерей - мелких речных и морских богов.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
титан, сын Урана и Геи, брат Кроноса, Гипериона, Реи, супруг Тефиды, которая родила от него три тысячи сыновей - речных потоков и три тысячи дочерей - океанид. Одна из них, Метида, стала супругой Зевса. О. не участвовал в титаномахии и сохранил свою власть и расположение богов.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
В ранних греческих мифах Океан представляет собой скорее стихию, чем личность: у Гомера Океан - это река, омывающая своими водами весь мир, в которую садятся и из которой вновь появляются солнце и звезды. Изображение Океана окаймляет щит, сделанный Гефестом для Ахилла. У Гесиода Океан становится сыном Урана и Геи (то есть Неба и Земли), мужем Тефиды и отцом всех морских и речных богов. В качестве самостоятельного действующего лица Океан выступает только у Эсхила в "Прометее прикованном", и в отличие от Посейдона он так и не приобретает в греческой мифологии законченного образа.
Античные географы придали слову "океан" современный смысл, хотя еще в римскую эпоху антропоморфный образ присутствовал в произведениях искусства в виде бородатого бога. Он известен своим добродушием и миролюбием: так, Океан пытался (безуспешно) примирить Прометея с Зевсом. На крайнем Западе он омывает границы между жизнью и смертью.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии прародитель всех богов, по Гесиоду - сын Урана и Геи, брат Крона, Гипериона и Реи, муж Тефиды, родившей ему три тысячи сыновей и дочерей - мелких речных и морских богов.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
титан, сын Урана и Геи, брат Кроноса, Гипериона, Реи, супруг Тефиды, которая родила от него три тысячи сыновей - речных потоков и три тысячи дочерей - океанид. Одна из них, Метида, стала супругой Зевса. О. не участвовал в титаномахии и сохранил свою власть и расположение богов.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
В ранних греческих мифах Океан представляет собой скорее стихию, чем личность: у Гомера Океан - это река, омывающая своими водами весь мир, в которую садятся и из которой вновь появляются солнце и звезды. Изображение Океана окаймляет щит, сделанный Гефестом для Ахилла. У Гесиода Океан становится сыном Урана и Геи (то есть Неба и Земли), мужем Тефиды и отцом всех морских и речных богов. В качестве самостоятельного действующего лица Океан выступает только у Эсхила в "Прометее прикованном", и в отличие от Посейдона он так и не приобретает в греческой мифологии законченного образа.
Античные географы придали слову "океан" современный смысл, хотя еще в римскую эпоху антропоморфный образ присутствовал в произведениях искусства в виде бородатого бога. Он известен своим добродушием и миролюбием: так, Океан пытался (безуспешно) примирить Прометея с Зевсом. На крайнем Западе он омывает границы между жизнью и смертью.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ОКЕАН
• Oce?nus,
???????, величайшая река в мире (??????? ??., Ноm. Il. 14, 245), которая окружает землю и море. В ней берут начало все морские течения, реки и источники (Ноm. Il. 21, 196); из нее восходит солнце, луна и звезды и опять заходят в нее. Ноm. Il. 7, 422. 8, 485. 5, 6. Хотя река эта граничит с морем, но волны ее не сливаются с ним: тихо течет она, широкая и глубокая, катя свои обильные воды в необъятную даль. На берегах ее в отдаленнейших концах земли живут счастливые и справедливые киммерийцы, без солнечного света, покрытые ночью и туманом, подобно блаженным эфиопам (Ноm. Il. 1, 423. 23, 205. Ноm. Od. 1, 22. 11, 14 слл.). На западе по ту сторону О. царит вечная ночь; там находятся роща Персефоны и вход в ад (Ноm. Od. 10, 508 слл.), а по эту сторону — счастливый Элизион. Ноm. Od. 4. 568. Гомер не знает источников и начала О.; у Гесиода он имеет источники (Hesiod. theog. 282). Стикс есть рукав этой реки, ее десятая часть; остальные части обтекают землю и море и, совершив свой круг, опять вливаются в нее (Hesiod. theog. 789 слл.). У Гомера О. — живое существо: он прародитель всех богов, титанов и олимпийцев (Il. 14, 201. 246) По Гомеру, он имеет родителей; у Гесиода же он сын Урана и Геи, старейших из титанов; со своею женой Тефисой он родил 3000 рек и 4000 океанид (Hesiod. theog. 153. 337 слл.); для правящих богов он почтенный престарелый родитель, предмет их особенных забот, хотя он и не принимает никакого участия в управлении миром. По свержении его сына Кроноса он подчинил себе новых правителей, но сам живет в уединении и никогда не является в собрания богов. Ноm. Il. 20, 7. Гомеровское представление об О. как мировой реке долго удерживалось у позднейших поэтов. Еврипид первый называет его морем (Orest. 1376). Геродот (2, 23. 102. 3, 115. 4, 8. 13. 45) смотрит на мнение об О. как о мировой реке, как на выдумку поэтов и принимает О. за мировое море, каковое мнение его разделяют все, признающие шарообразность земли, как Платон (в Тимее) и Аристотель (de coel. 2, 14). Со времени Аристотеля О. считался внешним большим морем в противоположность морю внутреннему. О. изображают вообще очень опасным и почти невозможным для плавания, и рассказы о его темноте, опасных мелях и постоянном штиле держались до средних веков. Из О. вытекает на западе Средиземное море у столбов Геркулеса, почему пролив этот и называется Oceani ostium. В Средиземное море вливается на северо-востоке Каспийское море, хотя уже Геродот (1, 203) описывает его как огромное озеро. Позднее отличали различные части О.: О. эфиопский, эритрейский, германский, гиперборейский, галльский и т. д. У Цезаря О. называется то Атлантический О. (Caes. b. g. 3, 7), то Северное море (4, 10).
???????, величайшая река в мире (??????? ??., Ноm. Il. 14, 245), которая окружает землю и море. В ней берут начало все морские течения, реки и источники (Ноm. Il. 21, 196); из нее восходит солнце, луна и звезды и опять заходят в нее. Ноm. Il. 7, 422. 8, 485. 5, 6. Хотя река эта граничит с морем, но волны ее не сливаются с ним: тихо течет она, широкая и глубокая, катя свои обильные воды в необъятную даль. На берегах ее в отдаленнейших концах земли живут счастливые и справедливые киммерийцы, без солнечного света, покрытые ночью и туманом, подобно блаженным эфиопам (Ноm. Il. 1, 423. 23, 205. Ноm. Od. 1, 22. 11, 14 слл.). На западе по ту сторону О. царит вечная ночь; там находятся роща Персефоны и вход в ад (Ноm. Od. 10, 508 слл.), а по эту сторону — счастливый Элизион. Ноm. Od. 4. 568. Гомер не знает источников и начала О.; у Гесиода он имеет источники (Hesiod. theog. 282). Стикс есть рукав этой реки, ее десятая часть; остальные части обтекают землю и море и, совершив свой круг, опять вливаются в нее (Hesiod. theog. 789 слл.). У Гомера О. — живое существо: он прародитель всех богов, титанов и олимпийцев (Il. 14, 201. 246) По Гомеру, он имеет родителей; у Гесиода же он сын Урана и Геи, старейших из титанов; со своею женой Тефисой он родил 3000 рек и 4000 океанид (Hesiod. theog. 153. 337 слл.); для правящих богов он почтенный престарелый родитель, предмет их особенных забот, хотя он и не принимает никакого участия в управлении миром. По свержении его сына Кроноса он подчинил себе новых правителей, но сам живет в уединении и никогда не является в собрания богов. Ноm. Il. 20, 7. Гомеровское представление об О. как мировой реке долго удерживалось у позднейших поэтов. Еврипид первый называет его морем (Orest. 1376). Геродот (2, 23. 102. 3, 115. 4, 8. 13. 45) смотрит на мнение об О. как о мировой реке, как на выдумку поэтов и принимает О. за мировое море, каковое мнение его разделяют все, признающие шарообразность земли, как Платон (в Тимее) и Аристотель (de coel. 2, 14). Со времени Аристотеля О. считался внешним большим морем в противоположность морю внутреннему. О. изображают вообще очень опасным и почти невозможным для плавания, и рассказы о его темноте, опасных мелях и постоянном штиле держались до средних веков. Из О. вытекает на западе Средиземное море у столбов Геркулеса, почему пролив этот и называется Oceani ostium. В Средиземное море вливается на северо-востоке Каспийское море, хотя уже Геродот (1, 203) описывает его как огромное озеро. Позднее отличали различные части О.: О. эфиопский, эритрейский, германский, гиперборейский, галльский и т. д. У Цезаря О. называется то Атлантический О. (Caes. b. g. 3, 7), то Северное море (4, 10).