ОЛЬДЕНБУРГ Сергей СергеевичОльденбург Федор Федорович

ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович

Найдено 3 определения термина ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович

1863-1934), востоковед, академик (1900), непременный секретарь Петербургской АН с 1904 (Российской АН с 1917, АН СССР в 1925-29). Член ЦК Конституционно-демократической партии (1917). В июле -сентябре 1917 министр народного просвещения Временного правительства. Один из основателей отечественной индологической школы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Ольденбург Сергей Федорович

Ольденбург, Сергей Федорович - известный индианист. Происходит из старинного мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре . Родился в 1863 г. Окончил курс на восточном факультете Петербургского университета. Получил степень кандидата за диссертацию: ""Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия Magadhi"", работал за границей в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа, главным образом, над буддийскими рукописями. В 1889 г. стал читать лекции в Санкт-Петербургском университете. Получив степень магистра санскритской словесности за диссертацию: ""Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpavadana Jatakamala"" (СПб., 1894), был назначен профессором. Не мирясь с крайне стеснительными условиями университетской жизни того времени, Ольденбург в 1899 г. оставил университет. В 1900 г. избран академиком и с 1904 г. состоит непременным секретарем Академии Наук. Главное содержание его большею частью не обширных по объему, но многочисленных (свыше 150) научных трудов - религия, поэзия и искусство, древности и история Индии, персидская и западные литературы. Вслед за Минаевым , Ольденбург особенно ревностно занимается изучением северного буддизма, перешедшего в Тибет и Китай. Особо важное значение в этой области имеет предпринятое им, при участии многих европейских ученых, издание буддийских литературных памятников (с примечаниями): ""Bibliotheca Buddhica"", выходящее под его редакцией. Находки древнеиндийских рукописей в Кашгарии и других областях Средней Азии привлекли его внимание к индийской палеографии; ему принадлежит удачная дешифровка упомянутых рукописей. В области сравнительной истории литературы, он исследовал главным образом влияние восточных литератур на средневековую европейскую. В изучении сказочного эпоса Индии он исходил из мысли, что окончательное суждение о переходе индийских мотивов в другие литературы должно быть отложено до выяснения отношений разных индийских сборников сказок между собою, причем нельзя игнорировать заимствования из брахманской литературы, на существование которых в северо-буддийской литературе Ольденбург неоднократно указывал. Ольденбург немало способствовал собиранию и разработке сказочного материала русского и иностранного, как председатель этнографического отделения Императорского Русского Географического Общества. В последнее время его внимание привлекла история буддийского искусства и новейшая история Тибета, особенно изучение древностей китайского Туркестана. В 1909 - 1910 гг. Ольденбург руководил разведочной экспедицией в Китайский Туркестан, в 1914 - 1915 гг. был там вторично; обе экспедиции дали богатые результаты. Труды Ольденбурга печатались преимущественно в изданиях Академии Наук, русского археологического общества (секретарем Восточного отделения коего в течение 7 лет состоял Ольденбург), ""Журнал Министерства Народного Просвещения"" и ""Живой Старине"". Им приготовлен к печати и издан ряд работ И.П. Минаева. С 1912 г. состоит членом Государственного совета по выборам от Академии Наук и университета. Биографические сведения о нем и список научных трудов его см. ""Императорская Академия Наук 1889 - 1914"". В настоящем словаре Ольденбург написал статью ""Буддийское искусство"".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Ольденбург, Сергей Федорович

— известный индианист. Происходит из старинного мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре. Род. в 1863 г. в Забайкалье. Окончив курс в варшавской гимназии, поступил на восточный факультет спб. университета, где очень скоро определились его научные стремления под влиянием чтений И. П. Минаева. Получив степень кандидата за диссертацию: "Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия Māgadhi", он был оставлен при университете по кафедре санскритской словесности. В 1887 г. был командирован за границу и работал в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа, главным образом над буддийскими рукописями. В 1889 г. был допущен к чтению лекций в качестве приват-доцента. Вскоре, за болезнью И. П. Минаева, ему поручено было чтение обязательных курсов. В 1895 г. защитил в петербургском университете диссертацию на степень магистра санскритской словесности: "Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpāvadāna. Jātakamālā" (СПб., 1894) и был назначен профессором. Не мирясь с крайне стеснительными условиями университетской жизни того времени, О. в 1899 г. оставил университет. В 1900 г. был избран академиком и с 1905 г. состоит непременным секретарем академии наук. В своих, большей частью не обширных по объему, но многочисленных научных трудах, О. обнаруживает широкую эрудицию и многосторонность научных интересов; религия, поэзия и искусство, древности и история Индии, персидская и западная литературы составляют главное содержание его работ, число которых превышает 60. Вслед за Минаевым, О. особенно ревностно занимается изучением северного буддизма, перешедшего в Тибет и Китай, и литературными его памятниками. Особо важное значение в этой области имеет предпринятое им, при участии некоторых европейских ученых (Bendall, Finot, Speijer), издание буддийских литературных памятников (с примечаниями): "Bibliotheca Buddhica", первые выпуски которого вышли под его редакцией. Находки древнеиндийских рукописей в Кашгарии и других областях средней Азии привлекли его внимание к индийской палеографии; ему принадлежит чрезвычайно удачная дешифровка упомянутых рукописей. Довольно много внимания О. уделял и вопросам сравнительной истории литературы, останавливаясь главным образом на исследовании влияния восточных литератур на средневековую европейскую. В изучении сказочного эпоса Индии он исходил из мысли, что окончательное суждение о переходе индийских мотивов в другие литературы должно быть отложено до выяснения взаимных отношений разных индийских сборников сказок между собой, при чем нельзя игнорировать заимствования из брахманской литературы, на существование которых в северно-буддийской литературе О. неоднократно указывал. В последнее время его внимание привлекла история буддийского искусства и новейшая история Тибета. Кроме научных трудов, печатавшихся преимущественно в изданиях академии наук, русского археологического общества (секретарем восточного отделения которого состоит О.), "Журнале Мин. Нар. Просв." и "Живой Старине", О. перевел с англ. и франц. несколько мелких рассказов, напечатанных в наших лучших журналах. С 1891 г. он приготовил к печати и издал ряд работ своего покойного учителя И. П. Минаева. Всегда принимал близкое участие в целом ряде общественных начинаний и организаций: был некоторое время секретарем комитета грамотности, членом комитета общества доставления средств высшим женским курсам (более 10 лет), одним из учредителей союза писателей, членом комитета литературного фонда и т. д. Печатные биографические сведения и список научных трудов О. (по 1896 г.) см. в "Биографическом словаре профессоров и преподавателей с.-петерб. унив. за 1869—1894 гг." (ч. II, стр. 78 — 80). Продолжение списка (по 1902—1903 гг.) см. в "Протоколах" Имп. акад. наук (изд. на правах рукописи) за 1900 и 1903 г.

С. Булич.

{Брокгауз}



Ольденбург, Сергей Федорович

[14(26)09.1863—28.02.1934] — востоковед, иранист, спец. в обл. буддийской культуры, текстологии, филос. Род. в с. Бян-кин Забайкальской обл. В 1881—1885 — студент санс-критско-персидского разряда ф-та Вост. языков Петерб. ун-та. С 1897 — экстраординарный проф. ф-та вост. языков Петерб. ун-та. В 1894 защищает магистерскую дисс. "Буддийские легенды", в к-рой дает аналитический обзор всей инд. литературы, относящейся к буддийским легендам, уделяя особое внимание джатакам (историям о прежних рождениях Будды). В 1897—1934 — ред. сер."Библиотека Буддика. Собрание буддийских текстов", в рамках к-рой было осуществлено на междунар. уровне изд. будд, соч., связанных с северным буддизмом. О. являлся выдающимся организатором науки. Он был Непременным (Ученым) секретарем, исполняющим обязанности вице-президента Росс. АН, а затем АН СССР (1904—1929), почетным чл. ряда заруб. Азиатских об-в, академий и др. науч. учреждений. Действ. чл. РАН (1908). О.-один из основателей росс. востоковедения как комплексной науки, объединившей деятельность ученых, занимавшихся узкими спец. обл. Он сыграл основополагающую роль и в формировании росс. буддологии, к-рую считал наукой, изучающей буддизм как единый филос.-религ. комплекс, в к-ром важную роль играют не только филос. и религ. догматика, но и нар., "популярные" пласты. Значителен вклад О. в развитие иранистики, в изучение и изд. памятников персидско-таджикской классич. литературы. Уже на начальном этапе индологич. иссл. О. обнаружил оригинальный подход к изучению нар. литературы и фольклора Индии. Такой подход был новаторским, т. к. в Европе объектом изучения были прежде всего ведийская и классич. санскритская литература. Он первым определил значимость будд, сказаний как ист. источника для изучения соц. и дух. жизни древнеинд. об-ва. Для трудов О. характерен последовательный историзм — с этой позиции О. подходил к изучению буддизма и его филос. текстов, нанеся тем самым значительный удар по филол. школе, рассматривавшей тексты вне соц.-ист. контекста. Вед. роль в индологич. иссл. О. играла центральноазиатская тематика, изучение будд, санскритских текстов и памятников искусства данного региона. В противоположность приверженцам южной, палийской традиции (Т.В.Рис-Дэвис и его стороннни-ки) О. придавал особое значение изучению санскритской литературы, письменных памятников буддизма махаяны, распространенного в странах Дальнего Востока и Центр. Азии. Обладая широким кругозором и эрудицией, О. занимался проблемами не только вост., но и зап. культуры. Как культуролог он считал чрезвычайно важным сравнительно-ист. анализ культур Востока и Запада.

Соч.: Буддийские легенды и буддизм // Записки Восточного отделения Русского археологического об-ва. Т.IX. 1896; Жизнь Будды, индийского учителя жизни: Лекция, читанная при открытии Первой Буддийской выставки в Петербурге 24 авг. 1919. Пг., 1919; Пещеры тысячи будд // Восток. Кн.1. Пг., 1922; Культура Индии. М.,

1991.

Е.С.Сафронова



Ольденбург, Сергей Федорович

Род. 1863, ум. 1934. Востоковед, специалист по фольклору, этнографии, искусству Востока, России и Западной Европы, по истории буддизма и востоковедения. Стоял у истоков отечественной индологической школы. С 1900 г. академик и с 1904 г. непременный секретарь Петербургской академии наук, с 1917 г. — действительный член РАН, с 1925 г. — АН СССР (1925—29 гг. непременный секретарь).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович — 0

Найдено научныех статей по теме ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович — 0

Найдено книг по теме ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович — 0

Найдено презентаций по теме ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович — 0

Найдено рефератов по теме ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!