Олевский, БорисОЛЕГ ВЕЩИЙ

Олег

Найдено 6 определений термина Олег

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОЛЕГ

?-912), древнерусский князь. Правил с 879 в Новгороде, с 882 в Киеве. В 907 совершил победоносный поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Олег (879-912)

После смерти Рюрика, за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его "вещим Олегом".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Руси: краткий справочник

Олег (ум. в 912 г.)

Согласно ПВЛ, после смерти Рюрика регентом при малолетнем Игоре стал родственник Рюрика - Олег. Однако в другой летописи (Начальном своде) Олег именуется лишь воеводой Рюрика. Если учесть, что к началу самостоятельного княжения Игорю было не менее 33 лет, регентство Олега представляется безусловным историческим мифом: и Олег, и фактический родоначальник династии Рюриковичей Игорь были, вероятно, самостоятельными князьями.

В 882 г. Олег отправился с дружиной на юг, вдоль водного пути "из варяг в греки". Он овладел Смоленском, а затем и Киевом, убив местных князей Аскольда и Дира. Они, видимо, тоже были варягами; как сообщает летопись, получив разрешение у Рюрика отправиться в Константинополь, Аскольд и Дир остались княжить в Киеве. Но есть косвенные данные против того, что они были соправителями.

После вокняжения Олега в Киеве, который он объявил "материю градом русским", под его властью оказалась вся территория Руси, вытянутая сравнительно неширокой полосой вдоль речных путей, ведущих из Ладоги в Черное море. Олег расширил свои владения на восток, подчинив себе северян и радимичей - племена, обитавшие в бассейне Десны и Сожа. Олег совершил два успешных похода на Константинополь (в 907 и 911 г.). Согласно легенде, отразившейся в ПВЛ, он умер от укуса змеи и похоронен в Киеве.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Князья Рюриковичи: краткие биографии

ОЛЕГ

ум., по Лаврентьевской летописи, в 912, по Новгородской первой - в 922) - древнерус. князь. По происхождению норманн (варяг). Сведения источников о нем неполны и насыщены легендарным материалом. По сообщению летописей, умирая, Рюрик передал в 879 О. княжение в Новгороде и попечение о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 О., собрав войско из новгородских словен, варягов, чуди, мери, веси и кривичей, пошел водным путем на Ю. Заняв Смоленск и Любеч, О. спустился к Киеву. Применив хитрость, он убил правивших в Киеве Аскольда и Дира и овладел городом. О. установил постоянную дань словенам, кривичам, мери и Новгороду. В 883-885 подчинил древлян, северян и радимичей. О. неоднократно успешно воевал с хазарами. В последующие 20 лет вел борьбу за покорение живших в бассейнах Днестра и Дуная слав. племен дулебов, хорватов, тиверцев и уличей. В 911 (по "Повести временных лет" ошибочно в 907) с войском из полян, северян, словен, кривичей, древлян, радимичей и др. племен О. совершил поход в Византию, достигнув Константинополя (Царьграда). Запросивший мира визант. император согласился на большой выкуп (48 тыс. гривен золота) и заключил с О. выгодный для Руси договор (см. Договоры Руси с Византией).

Лит.: Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 1 (т. 1-2), М., 1959; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Мавродин В., Древняя Русь, (M.), 1946; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М.), 1963.

Г. С. Горшков. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Олег

Олег - киевский князь. По летописной традиции Рюрик перед смертью назначил своего родственника Олега правителем при малолетнем Игоре . Три года Олег остается в Новгороде и, упрочив здесь свое положение, направляется во главе сборной дружины из варягов и северных племен на юг, по речной линии Волхов - Днепр. Он покоряет встречающиеся по пути города и, захватив хитростью Киев, основывается здесь, подчиняя одно за другим соседние племена, из которых только угличи до конца сохраняют самостоятельность. Укрепив свое влияние наложением дани и посажением посадников и оградив границы от нападений соседей-кочевников возведением окраинных городов, Олег направляется дальше на юг - в Византию. Удачный поход 907 г., разукрашенный в летописи легендарными подробностями, заканчивается прелиминарным договором, в котором установлена контрибуция и намечен порядок будущих торговых сношений (место торговли, число лиц, имеющих право входа в город, отмена пошлины на товары). В 911 г. подписан окончательный договор, существенные пункты которого следующие: 1) судопроизводство по гражданским и уголовным делам; 2) преступления против жизни и телесной неприкосновенности; 3) преступления имущественные: кража с поличным и грабеж; 4) помощь в случае несчастья на море, выкуп пленных, наем воинов; 5) отыскание рабов, охрана наследства, возвращение скрывшихся преступников. Вскоре по подписании договора Олег умер, по одной летописной версии - в Киеве (причем рассказывается легенда, послужившая Пушкину сюжетом для стихотворения ""Песнь о вещем Олеге""), по другой - на севере (и похоронен в Ладоге), по третьей - за морем, от укуса змеи. Образ Олега, первого объединителя Руси, изукрашен в летописи легендарными чертами, сближающими его с богатырями народного эпоса; хронологические даты спутаны, и выделить фактического Олега почти невозможно. Немало делалось предположений о происхождении и о деятельности Олега. Первый вопрос решается теперь в пользу его нормандского происхождения; второй - находит ответ в признании Олега самостоятельным князем, предшественником Игоря. Недавно, на основании нового документа о хазарско-русско-византийских отношениях, исследователем начальной Руси, Пархоменко, построена оригинальная гипотеза о деятельности Олега. Скандинавский викинг Олег с дружиной, в начале Х века, через хорошо знакомый норманнам Новгород, пробирается на юг, застает в Киеве чужеземного венгерского князя Дира , становится на сторону славянина Игоря, восстановляет его на киевском княжении и, закрепив браком с Ольгой , родственницей Олега, дружеский союз при поддержке киевлян, отправляется в византийский поход. После победоносного похода Олег захватывает Тмутаракань, ведет здесь упорную борьбу с хозарами и в союзе с последними совершает второй поход в Византию, на этот раз неудачный (поход, летописью приписываемый Игорю). Не имея возможности с остатками дружины удержаться в Тмутаракани, Олег предпринимает поход в Персию, где гибнет. - См. Ипатьевская летопись, ст. 16 - 31; Новгородская по синодальному списку, 5 - 7; Грушевский ""История Украины-Руси"", том I, 429 - 436; Шахматов ""Разыскание о древ. русской летописном своде"", 289 - 340; Пархоменко ""К вопросу о хронологии и обстоятельствах жизни летописного Олега"" (""Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук"", 1914, том XIX, книга 1); Коковцов ""Новый еврейский документ о хозарах и хозаро-византийско-русских сношениях в Х веке"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1913); Мейчик ""Русско-Византийские договоры"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1915, книга 57); ""К истории поэтических сказаний об Олеге вещем"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1902 г. август, 1903 г. ноябрь); Владимирский-Буданов ""Хрестоматия по истории русского права"", выпуск 1.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Олег

Олег

— первый князь киевский из рода Рюрика. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему О., так как сын Рюрика, Игорь, был в то время малолетним. По предположению Соловьева, О. получил власть не как опекун Игоря, а как старший в роду. Три года оставался О. в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там своего мужа, потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также посадил мужа. Добровольно ли покорились О. эти племена или после сопротивления — летопись не говорит. Когда О. достиг Киева, там уже княжили Аскольд и Дир (см.). Летопись рассказывает, что О. хитростью вызвал их из города и умертвил, а сам завладел Киевом и сделал его своей столицей, сказав: "се буди мати градом русским". Он строил города, с целью удерживать в своих руках покоренные народы и защищать их от нападений кочевников. Им была наложена дань на ильменских славян, кривичей и мерю. Новгородцы должны были платить по 300 гривен ежегодно на содержание дружины из варягов. После этого О. начинает расширять пределы своих владений, покоряя племена, жившие на восток и запад от Днепра. В 883 г. покорены были древляне, находившиеся во вражде с полянами; на них была наложена дань по черной кунице с жилья. Северяне платили дань хозарам; О. сказал им: "я враг хозарам, а вовсе не вам" — и северяне, по-видимому без сопротивления, согласились платить дань ему. Радимичей О. послал спросить: "кому дань даете?". Те отвечали: "хозарам". "Не давайте хозарам, а давайте мне" — велел сказать им О., и радимичи стали платить дань ему по два шеляга с рала, как раньше платили хозарам. Не все, впрочем, племена подчинялись так легко: по счету летописца, потребовалось 20 лет, чтобы покорить дулебов, хорватов, тиверцев, а угличей О. так и не удалось покорить. В 907 г. О. предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Войско О. состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Ехали на конях и кораблях. По словам летописи, кораблей было 2000, а в каждом корабле по 40 человек; но, конечно, придавать абсолютное значение этим цифрам нельзя. Летопись украшает рассказ об этом походе разного рода легендами. При приближении русских к Константинополю, греки замкнули гавань и заперли город. О. вышел на сушу и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивать и бросать в море жителей; велел затем поставить лодки на колеса и, при попутном ветре, двинулся к городу. Греки испугались и просили не губить города, соглашаясь давать дань, какую только О. захочет. Задумали они затем избавиться от О. отравой, но О. догадался и не принял присланных ему греками кушаний и напитков. После этого начались переговоры. О. послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стемира, которые потребовали по 12 гривен на корабль и уклады на города Киев, Чернигов, Переяслав, Полоцк, Ростов, Любеч и другие, так как в этих городах сидели мужи О. Русские послы требовали, затем, чтобы Русь, приходящая в Царь-Град, могла брать съестных припасов сколько хочет, мыться в банях, для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и т. п. Византийский император принял эти условия с некоторыми изменениями: русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины; князь должен запретить русским грабить греческие села; в Константинополе русские могут жить только у св. Мамы; император посылает чиновника переписать их имена, и тогда уже русские берут свои месячины — сначала киевляне, затем черниговцы, переяславцы и т. д.; входить в город они должны без оружия, в количестве не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, и тогда уже могут торговать беспошлинно. Императоры Лев и Александр целовали крест при заключении этого договора, О. же и мужи клялись, по русскому обычаю, оружием, богом своим Перуном и скотьим богом Волосом. Летопись передает, далее, что О., возвращаясь домой, велел русским сшить паруса шелковые, а славянам — полотняные, и что воины, в знак победы, повесили свои щиты на вратах Царя-Града. О. возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всяким узорочьем. Народ дивился ему и прозвал его "вещим", т. е. кудесником, волхвом: "бяхо бо людие погани и невеголоси", заключает летописец. В 911 г. О. послал своих мужей в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Были посланы 5 мужей, присутствовавших при заключении первого договора, и, сверх того, еще 9: Инегельд, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Бидульфост — имена, большей частью звучащие не по-славянски и показывающие, что дружина состояла тогда в большинстве из скандинавов. Послы, от имени О., других князей, бояр и всей русской земли, заключили с византийским императором такой договор: при разборе дела о преступлении, нужно основываться на точных показаниях; если кто заподозрит показание, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагается казнь. Если русин убьет христианина (т. е. грека) или наоборот, то убийца (если будет застигнут) должен быть убит на месте, где совершил убийство; если он убежит и оставит имущество, то, за выделом из него части, следующей по закону, жене, все остальное поступает родственникам убитого; если бежавший имущества не оставит, то он считается под судом до тех пор, пока не будет пойман и казнен смертью. За удар мечом или чем-нибудь другим, виновник, по русскому закону, платит 5 литр серебра; если заплатить всей этой суммы он не в состоянии, то должен внести столько, сколько может, снять затем то платье, в котором ходит, и поклясться, по обрядам своей веры, что у него нет никого, кто бы мог за него заплатить; тогда иск прекращается. Если русин украдет у христианина или наоборот, и вор будет пойман на месте, то хозяин украденного, в случае сопротивления вора, может его убить безнаказанно; если же вор отдастся без сопротивления, то его следует связать и взять с него втрое за украденное. Если кто-нибудь из русских или христиан станет кого-нибудь мучить, допытываясь, где имущество, и насилием возьмет что-нибудь, то должен заплатить за взятое втрое. Если греческий корабль будет выброшен на чужую землю, а там случатся русские, то они должны охранять корабль с грузом, отослать его в землю христианскую, провожать через всякое страшное место, пока он не достигнет места безопасного; если корабль сядет на мель или его задержат противные ветра, то русские должны помочь гребцам проводить его в землю греческую, если она окажется близко; если несчастье это случится вблизи земли русской, то корабль проводят в последнюю, груз продается и вся вырученная сумма приносится в Царь-Град, когда русские будут идти туда для торговли или с посольством; если же кто окажется на корабле том убитым, или прибитым, или что-нибудь пропадет, то виновники подвергаются указанному выше наказанию. Если русскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма; военнопленные также возвращаются на родину, а взявший их в плен получает обыкновенную цену невольника. Русские могут добровольно поступать на службу к греческому императору. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они продаются по 20 золотых и отпускаются на родину. Если раб будет украден из Руси, сам уйдет или будет уведен насильно, а господин его станет жаловаться, и жалоба будет подтверждена самим рабом, то последний возвращается на Русь; гости (купцы) русские, потерявшие раба, могут искать его и взять обратно; кто не дает у себя делать обыска, тот тем самым проигрывает дело. Если кто-нибудь из русских, находящихся на службе у византийского императора, умрет, не распорядившись своим имуществом, то оно отсылается к родственникам его на Русь; если распорядится, то оно поступает к тому, кому завещано, причем наследник получает имущество от земляков, ходящих в Грецию. Если взявшийся доставить имущество утаит его или не возвратится с ним на Русь, то, по жалобе русских, он может быть насильно возвращен в отечество [Проф. М. Ф. Владимирский-Буданов эту статью толкует иначе: если преступник убежит, избегая наказания, из Руси в Грецию, то да будет возвращен; когда в таком случае Русь заявит жалобу греческому правительству, то это последнее должно схватить его и возвратить силой в Русь. В летописи это место передано так: "аще злодей везвратится в Русь, да жалуют Русь христьянскому царству, и ят будет таковый и возвращен будеть не хотяй в Русь". Мы придерживались перевода С. М. Соловьева.]. Так точно и русские должны поступать относительно греков. После заключения договора, император византийский одарил русских послов золотом, одеждой, тканями и, по обычаю, приставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показывали богатства и излагали учение Христовой веры. Затем послы были отпущены домой, куда и возвратились в 912 г. Осенью того же года, по сказанию летописи, О. умер и похоронен в Киеве на Щековице ("П. С. Р. Лет.", I, 16). Место погребения О. занесено в летопись по преданию, не вполне достоверному; есть и другое предание, по которому О. умер во время похода на север и похоронен в Ладоге (Архангел. лет., стр. 10—11). Со смертью О. связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина: "Песнь о вещем О.". По счету летописца, О. княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г.; но хронология первых страниц начальной летописи крайне спутана и неточна.

Критическую оценку летописных сведений об О. см. у Соловьева, Иловайского и Бестужева-Рюмина. Договора русских князей с греками вызвали обширную литературу, которая указана у М. Ф. Владимирского-Буданова, в "Хрестоматии по истории русского права" (вып. 1-й). Мнения Эверса и В. И. Сергеевича относительно значения этих договоров — см. Игорь Рюрикович.

Н. В—ко.

{Брокгауз}



Олег

(по прозванию Вещий) — великий князь Киевский. "Повесть временных лет" рассказывает, что Рюрик, умирая (879), передал княжение в Новгороде своему родств-ку О., поручив ему опеку над своим малолетн. сыном Игорем. Воинственный, предприимчивый и смел. О. не долго оставался в Новгороде и уже в 882 г. во главе дружины, составленной из варягов, славян, кривичей, чуди, мери и веси, отправился "воевать" сосед. племена и народы. Захватив Смоленск и Любеч и подчинив себе древлян, северян и радимичей, О. заставил их платить ему дань. Дойдя затем до Киева, где тогда княжили Аскольд и Дир, он изменнически умертвил их и объявил себя вел. кн. Киевским. Со взятием Киева не прекратилась воен. деятельность О.: в течение почти 20 л. он совершал походы против соседн. народов. отчасти для удержания в покорности уже завоеван. племен, отчасти в целях новых завоеваний. Подчиняя своей власти сосед. племена, О. не ограничивался обложением их данью, а ставил своих наместников, вводил свое управление и строил нов. города. В 907 г. О. предпринял больш. поход на греков. Собрав войско со всех подвластных ему слав. племен, пошел он "на конях и на кораблях" вниз по Днепру к Царьграду. Подойдя к городу, О. увидел, что греки устроили заграждение, закрыв доступ с моря. Тогда хитрый О. — так рассказывает летописец — велел поставить ладьи, число которых доходило до 2000, на колеса. Ветер надул паруса, и войска, посаженные на ладьи, двинулись по берегу к городу. Греки устрашились и просили мира. Тем не менее воины О. бросились на город, перебили множ-во жителей, разрушили и сожгли мног. палаты и церкви. Все эти подробности являются сильно преувелич-ми, и если бы не сохранившийся до нашего времени полн. текст торг. договора, заключенного в 907 г. между О. и греч. царями Львом, Александром и Константином, весь поход на греков можно было бы считать вымыслом, т. к. греч. историки ничего не говорят об этом походе. По этому договору русские получили право беспошлин. торговли в Византии, которая обязалась еще доставлять рус. купцам все необходимое во время их пребывания там и всякого рода припасы для обрат. пути. Со своей стороны, О. не должен был препятствовать своим воинам вступать на службу имп-ра. Заключив с Византией мир и получив, если верить летописцу, от греков богат. выкуп — по 6 фн. серебра на каждого воина, — О. возвратился с войском в Киев. В знак победы он и бояре его, по преданию, прибили свои щиты к вратам Царьграда. В 911 г. был заключен 2-й торг. договор с греками, почти тождественный с первым. В 912 г. О. умер, передав княжение Игорю. Относясь к О. с особой любовью, приписывая ему всевозможные чудесн. свойства и сверхъестеств. способности, летописец украшает и смерть его поэтич. подробностями, так красиво использованными Пушкиным в его "Песне о Вещем О."

{Воен. энц.}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Олег — 0

Найдено научныех статей по теме Олег — 0

Найдено книг по теме Олег — 0

Найдено презентаций по теме Олег — 0

Найдено рефератов по теме Олег — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!