ОЛЁНКИН Сергей Александрович

Найдено 1 определение
ОЛЁНКИН Сергей Александрович
руководитель студии аутентичного фольклора «Ильинская пятница» (с 1990 г.), преподаватель фольклора в младших классах Рижской русской гимназии, президент Центра фольклорной педагогики «Традиция» (с 1997 г.), член Российского фольклорного союза (с 1989 г.).О. — один из успешных практиков и неформальных идеологов современного фольклорного движения. Работая в Риге (Латвия), он участвует в деятельности РФС более активно, чем многие собственно российские фольклористы. Его творческая биография небанальна и в то же время типична для целого ряда лидеров российского любительского фольклорного движения. Не будучи первоначально ни профессиональным фольклористом, ни этнографом, ни профессиональным педагогом, ни певцом, он пришел к фольклору через некоторое «откровение», будучи потрясен необычным звучанием и «странной силой» (слова самого О.) народного пения. Первые экспедиции в русские села Латгалии открывали для него мир русской деревни во всей его полноте и непривычности для современного горожанина. «Часто я перебирал в памяти своих знакомых — сверстников и старших — и не находил среди них ни одного, кто обладал бы таким прочным духовным стержнем, таким душевным богатством и любовью, как эти, часто неграмотные, крестьяне, всю свою жизнь “копавшиеся в земле”», — вспоминает о своих первых экспедиционных впечатлениях О. И далее: «Уже первые экспедиции обрекли меня на огромную внутреннюю работу. Я вдруг ощутил себя между двух миров. Один из них, покоясь на прочном фундаменте веками нажитого, умирал со смиренным спокойствием и достоинством… Другой, увлеченный мифом о прогрессе, мечущийся, бросающийся из крайности в крайность, пытался осознавать… и, похоже, выбора у меня не было». Путь аутодидакта, оказывается, может быть нисколько не менее продуктивным, чем путь дипломированного специалиста. О. (в т. ч. с помощью друзей и учителей из российских фольклорных ансамблей) сумел стать настоящим профессионалом — и знающим фольклористом, этнографом, и умелым педагогом, и вдумчивым исследователем, который не любит повторять прописные истины и закрывать глаза на еще не сформулированные «профессионалами» проблемы. Еще одна важная грань деятельности О. — его исключительная общественно-культурная активность. В сложных условиях современной Латвии руководимая им студия дает десятки концертов, участвует в фестивалях, в передачах Латвийского телевидения («Klets», «8-й этаж», «Sarunas bez ramju» и др.) и Латвийского радио («Austras koks», «Экспресс-свобода», «Домская площадь», «Альтернатива» и др.). О. — организатор семинаров для учителей русских школ, и не только Латвии, но и других стран ближнего зарубежья, публикует десятки статей в латышской массовой прессе по проблемам русского фольклора. В 2001 г. О. был удостоен звания лауреата Большой фольклорной награды Института литературы, языка и фольклора Латвийского университета за успешную популяризацию ценностей традиционной народной культуры в Латвии и за рубежом. (Н. Ж.) Лит.: Оленкин С.А. О работе центра фольклорной педагогики «Традиция» // Фольклор и молодежь. От истоков к современности. М., 2000. С. 38–45; Оленкин С.А. Царю не подобает // Вестник РФС. 2002. № 2. С. 19–23; Оленкин С.А. Фестиваль масок // Вестник РФС. 2002. № 3. С. 7–12; Оленкин С.А. «Живая музыка» в Риге // Вестник РФС. 2002. № 4. С. 34–36; Оленкин С.А. По улице колоду волочили // Вестник РФС. 2002. № 4. С. 5–6; Оленкин С.А. «Ильинской пятнице» 15 лет // Вестник РФС. 2005. № 1. С. 8–11; Оленкин С.А. Русалка // Вестник РФС. 2003. № 2. С. 2–6.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010