ОПЕРА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОПЕРА
сочинение — музыкально-театрализованное представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Опера
итал. opera, букв. – сочинение) – музыкально-театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства. Состоит из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров, оркестровых номеров. Иногда включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ОПЕРА
(лат. Opera — труд, изделие) — вид музыкальнодраматического искусства, сочетающего в себе сольное, ансамблевое и хоровое пение с инструмен-тальной музыкой и сценическим действием. Литературнодраматической основой оперы является либретто (словесный текст), однако основная роль в опере отводится музыке, сопровождающей действие. Опера возникла во Флоренции как возрождение лирических монологов, декламации под музыку и хора античной греческой драмы. Исторически первой принято счи-тать оперу композитора Джакопо Пери «Эвридика», поставленную в октябре 1600 г. во Флоренции. В про-цессе исторического развития оперы постепенно сложились различные ее типы: опера-буффа, опера-балет, Большая опера, комическая опера, Балладная опера, операсериа, Музыкальная драма, Зингшпиль, Сарсуэла, Тонадилья.
Первые оперы в России появились в 70-х гг. XVIII в. Они представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами. С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в свой классический период. Основоположник русской опер-ной классики М. И. Глинка создал народно-патрио-тическую оперу «Иван Сусанин» и сказочно-эпическую «Руслан и Людмила», положив тем самым начало двум важнейшим направлениям оперного искусства: историческому и волшебно-эпическому. В 60-е гг. XIX в. про-исходил бурный подъем русской оперы, который был связан с творчеством композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского, автора 11 опер.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ОПЕРА
итал. оpera – сочинение), жанр театрального искусства, музыкально-драматическое представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. В создании оперного спектакля участвуют представители многих профессий: композитор, режиссер, писатель, сочиняющий драматические диалоги и реплики, а также пишущий либретто (краткое содержание); художник, оформляющий сцену декорациями и сочиняющий костюмы персонажей; осветители и многие др. Но определяющую роль в опере играет музыка, выражающая чувства персонажей.
Музыкальными «высказываниями» персонажей в опере являются ария, ариозо, каватина, речитатив, хоры, оркестровые номера и др. Партия каждого персонажа пишется для определенного голоса – высокого или низкого. Самый высокий женский голос – сопрано, средний – меццо-сопрано, самый низкий – контральто. У мужчин-певцов это соответственно тенор, баритон и бас. Иногда в оперные спектакли включают балетные сцены. Различают историко-легендарные, героико-эпические, народно-сказочные, лирико-бытовые и др. оперы.
Опера зародилась в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Музыку для опер писали В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметана, А. Дворжак, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус и многие др. крупные композиторы. Первые русские оперы были созданы во второй пол. 18 в. В 19 в. русская опера пережила яркий расцвет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, в 20 в. – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
220.99 кб

Композитор как интеллигент и опера как альтернативное повествование о первых годах русской революции

Банья Мартин
В статье опера С. Прокофьева «Семен Котко» рассматривается не как типичный продукт соцреализма, а как явление сознательного сопротивления.
Читать PDF
179.87 кб

Опера «Роберт-Дьявол» как политическая метафора Июльской монархии

Жесткова Ольга Владимировна
Статья посвящена выявлению политического смысла оперы «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера на либретто Э. Скриба и Ж. Делавиня в контексте социально-политических изменений, последовавших за Июльской революцией 1830 г.
Читать PDF
945.48 кб

Опера «Мятеж» на сцене музыкального театра

Корепанова Наталья Германовна
Читать PDF
376.45 кб

Китайская национальная опера: 1920-1980 годы

Лю Цзинь Лю Цзинь
За многовековую историю в Китае сложилась богатая культура музыкального театра. Результатом ее развития стала традиционная китайская музыкальная драма.
Читать PDF
350.21 кб

Французская опера и Античность

Лаврова Светлана Витальевна
Читать PDF
2.83 мб

«Русь, куда несешься ты?» опера «Князь Игорь» на сцене Ростовского музыкального театра

Тимошенко Татьяна Алексеевна
Читать PDF
321.79 кб

ОПЕРА В ПОЛЬШЕ XIX ВЕКА

Гудимова С.А.
Читать PDF
78.63 кб

Русская комическая опера и итальянская опера-буфф

Немировская И. Д.
Читать PDF
325.35 кб

"Седая девушка" первая китайская национальная опера

Чжан Личжэнь Чжан Личжэнь
В статье освещается история создания первой китайской оперы, написанной под влиянием европейского оперного искусства, рассмотрены ее отличия от традиционной пекинской оперы, социальные условия формирования сюжета, проблемы техниче
Читать PDF
346.44 кб

Опера Ц. Кюи «Матео Фальконе»: особенности драматургии

Алексеев Григорий Александрович
Рассматриваются особенности драматургии, стилистики и музыкального языка оперы Ц. А. Кюи «Матео Фальконе» последней из трех, созданных на рубеже ХIХХХ вв. одноактных опер-новелл композитора.
Читать PDF
293.24 кб

Опера: понятие стиля в сценическом воплощении музыкальной партитуры

Богатырёв Всеволод Юрьевич
В эстетике оперного театра начала XXI века понятие «стиль» применимо лишь к музыкальной партитуре.
Читать PDF
138.48 кб

Рок-опера Александра Журбина «Орфей и Эвридика»: проблемы драматургии

Боброва Марина Салаватовна
Дается концентрированный портрет драматургии, раскрываются концептуальные и жанровые аспекты рок-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика» в контексте тенденций жанровых и стилевых взаимодействий второй половины XX в.
Читать PDF
126.65 кб

Опера С. М. Слонимского «Гамлет» на сцене самарского театра оперы и балета

Лазанчина А. В.
Статья освещает постановку оперы С.М.Слонимского «Гамлет», осуществленную Самарским академическим театром оперы и балета в 1993 году.
Читать PDF
0.00 байт

Китайская современная опера в контексте влияния европейских традиций

Лю Лянь
Становление китайской современной оперы происходило в контексте исторического развития Китая, и таким образом она заняла определенную нишу в социальной жизни китайского народа.
Читать PDF
144.42 кб

Аббат Гуно и его опера «Фауст»

Горелик Наталья Геннадьевна
Автор статьи фокусирует внимание на творчестве Ш. Гуно, более подробно исследует оперу «Фауст», ее место во французском музыкальном театре как первой лирической оперы.

Похожие термины:

  • Де Опера-Бьянки, Андр. Петров

    топограф, капит. галерного флота, † 28 ф. 1735. {Венгеров}
  • Де-Опера-Бьянки, Андрей Петрович

    капитан галерного флота в сл. Петра I с 1698, † 1735 г. 28 февр.; составил карту Архангельского фарватера. {Половцов}
  • КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

    опера на комедийный сюжет, сложилась в XVIII в.
  • МЫЛЬНАЯ ОПЕРА

    многосерийная телеви-зионная мелодрама, непритязательный сюжет которой насыщен разнообразными жизненными ситуациями, красивой жизнью, страданиями и успехами главных героев, переходящих из сери
  • Метрополитен опера

    (Metropolitan Opera) частн. оперн. театр в Нью-Йорке. Открыт в 1883, после пожара переехал в нов. здание (1893). Единств. в США постоян. оперн. театр. Оперы и балеты ставятся преимущ. иностр. дирижерами, постановщика