Оренбургская городская казенная мечеть

Найдено 1 определение
Оренбургская городская казенная мечеть
См. 1-я соборная мечеть Оренбурга Оренбургская киргизская (русскокиргизская) учительская школа – правит. среднее педагогическое училище. Еще с 1870 г. оренб. власти добивались открытия спец. образовательного учреждения для подготовки казахских учителей, но только 10.11.1880 г. было высочайше утверждено мнение Госсовета о создании «киргизской» (казахской. – Авт.) учительской школы в г. Троицке. По высочайшему повелению от 10.06.1882 г. новым местом открытия был определен г. Орск как расположенный ближе к основной тер. проживания казахского населения, а с 10.04.1883 г. Орская киргизская учительская школа официально начала свою работу. Она располагалась в наемном помещении, которое сгорело в опустошительный городской пожар 27.07.1888 г. Из-за отсутствия подходящих зданий учительская школа была вынуждена ютиться в крестьянских избах на окраине города, что привело к резкому падению дисциплины и успеваемости. По высочайшему повелению от 8.08.1889 г. она была переедена из Орска в Оренбург. Первый год снимался частный дом Ильина, а с 1.07.1890 г. учебное заведение переехало в здания закрытой Оренб. татарской учительской школы, унаследовав ее материально-техническую базу. На педагогическое училище распространялось действие «Положения о татарских учительских школах» от 27.03.1872 г. с некоторыми особенностями. Его целью была подготовка педагогических кадров из числа казахского населения для правит. начальных «киргизских» училищ (см. Политика в области просвещения казахов: роль Оренбурга). При нем самом было организовано одноклассное начальное училище для подготовки абитуриентов, которое одновременно служило базой для прохождения педагогической практики учениками старшего класса. В ОКУШ принимались казахские юноши не моложе 16 лет по результатам сдачи вступительных экзаменов на знание русского яз. и арифметики. Ее программа была рассчитана на 4 года и включала вероучение, русский и казахский яз., чистописание, арифметику, геометрию, физику, естествознание, гигиену с начальным курсом практической медицины, историю, географию, педагогику и дидактику, рисование, пение, гимнастику, ручной труд, основы сельского хозяйства и садоводства. По окончании курса выпускники сдавали экзамены и получали свидетельства на звание учителя «киргизских» начальных училищ. Высокая потребность в педагогических кадрах для огромного Степного края вела к постоянному росту числа обучающихся. Если в 1895 г. здесь насчитывалось 45 воспитанников, то в 1913 г. – уже 80 чел. С 1892 г. в ОКУШ стали приниматься не только казахские, но и русские дети, что должно было способствовать сближению представителей двух народов на основе более тесного общения. Ученики жили в пансионе на полном гособеспечении. Штатный персонал включал: в начальном училище – 1 учителя, в учительской школе – инспектора (заведующего), 8 учителей, 2 надзирателей, врача и эконома. В 1895 г. на содержание ОКУШ и начального училища из госбюджета выделялось 18 813 руб. 15 коп. (с небольшим пособием в 200 руб. от Тургайской обл.). За время своей работы они подготовили первое поколение казахских учителей для русско-киргизских начальных училищ и аульных школ. Выпускники оказались востребованными на госслужбе, в конторах коммерческих предприятий. В 1920 г. воспитанники ОКУШ и казахские ученики быв. медресе «Хусаиния» были объединены в рамках Киргизского (Казахского) ин-та народного образования. Лит.: Васильев А.В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. – Оренбург, 1896; О курсе Оренбургской киргизской учительской школы // Журнал Министерства народного просвещения. – 1911, ч. 32, № 3, с. 29; Орская киргизская учительская школа // Тургайская газета. – 1896, № 84. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009