Орфей

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОРФЕИ
мифический фракийский певец, сын музы Каллиопы. Обладал божественным даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением, был участником похода аргонавтов. В переносном значении — сладкоголосый певец, чаровник.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ОРФЕЙ
поэт догомеровской эпохи, мифическое лицо; по преданию, он был сыном Эагра и Каллиопы, жил во Фракии и участвовал в походе аргонавтов. Он так хорошо пел и играл на лире, полученной от Аполлона, что усмирял диких зверей и приводил в движение деревья и скалы. Он женился на нимфе Эвридике, которая умерла, укушенная змеей. Орфей спустился в ад за своей супругой, где своим пением облегчил страдания умерших. Аид позволил ему взять на землю Эвридику, но с тем условием, чтобы он не оглядывался на нее до тех пор, пока они не выйдут из царства теней. Но Орфей не удержался, взглянул на Эвридику раньше, чем было дозволено, и она тут же исчезла в преисподней.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Орфей
в мифах древних греков знаменитый певец и музыкант, сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и пением усмирял волны и помогал гребцам корабля Арго. Когда его жена Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, он отправился за ней в царство мертвых. Пес аида Кербер, эринии, Персефона и сам Аид были покорены игрой Орфея. Аид обещал Орфею вернуть Эвридику на землю при условии, что он не взглянет на жену, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет - оборачивается к ней, и она тут же исчезает в царстве смерти. За то, что Орфей не почитал Диониса, разгневанный бог наслал на него менад, которые растерзали Орфея, разбросав повсюду части его тела. Их собрали и погребли затем музы.

Источник: Исторический словарь

Орфей
в греческой мифологии сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Орфей участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмирив волны при плавании корабля «Арго». Музыка Орфея успокоила гнев Идаса. Орфей был женат на Эвридике. Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей отправился за ней в царство мертвых. Пес Аида Кербер, Персефона, Аид, Эринии были покорены игрой Орфея. Аид обещал Орфею вернуть Эвридику на землю при условии, что он не взглянет на нее, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый Орфей нарушил запрет, обернувшись к жене, которая исчезла в царство смерти. Орфей не почитал Диониса, считая великим богом Гелиоса. Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад, которые растерзали его тело. Оно было собрано и погребено музами. Тень Орфея спускалась в Аид, где соединялась с Эвридикой. На острове Лесбос голова Орфея пророчествовала и творила чудеса. Образ Орфея отражен на полотнах П. Рубенса, О. Родена, в произведениях А. Жида, О. Мандельштама, М. Цветаевой.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ОРФЕЙ
в греч. миф. сын фракийск. речного бога Эагра и музы Каллиопы. О. славился как певец и музыкант, наделенный магич. силой иск-ва, к-рой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля «Арго». Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса. О. женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мертвых. Аид обещает О. вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу — не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый О. возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, к-рая тут же исчезает в царстве смерти. О. не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгнев. Дионис наслал на О. менад. Они растерзали О., разбросав повсюду части его тела, собран. и погребен. затем музами. Смерть О., погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарован. его музыкой. Голова его по р. Гебр плывет к о-ву Лесбос, где ее принимает Аполлон. Тень О. спускается в аид, где соед. с Эвридикой. На Лесбосе голова О. пророчествовала и творила чудеса.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Орфей
(лат. Orpheus), мифич. греч. певец, родом из Фракии, сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра (или Аполлона). Своим пением и ш рой на кифаре он зачаровывал даже животных и растения. Он ввел культ Диониса и принял участие в походе аргонавтов. Когда его жена Эвридика по вине Аристея погибла от укуса змеи, О. спустился в подземное царство и, растрогав его владыку своей музыкой, убедил его отпустить умершую на землю. О. вопреки запрету оглянулся на следовавшую за ним Эвридику, и она должна была навсегда вернуться в царство мертвых. Ставший ненавистником женщин, он впоследствии был растерзан фракиянками или (по другой версии) вакханками, которых наслал на него Дионис, поскольку О. более, чем его, почитал Гелиоса Аполлона. Музы собрали и похоронили растерзанные члены О., а голова его приплыла по р. Гебр на о. Лесбос. О. считался основателем орфич. учения. Миф об О. в античности был одним из самых популярных. В пластике особенно часты изображения О. и Эвридики (т. н. «Рельеф О.», 2-я пол. 5 в. до н. э., П. Вишер Младший, Канова, Роден). В живописи нашли отражение все мотивы этого мифа (картины Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, П. Брейтеля Младшего, Рубенса, Тьеполо, Фейербаха, Л. Коринта). О., воплощающий могущество пения и любви, побеждающей смерть, становится героем многочисл. опер (Монтеверди, Глюк, Гайдн; травести Оффенбаха «Орфей в аду»), балет Стравинскот о. Христианское искусство восприняло изображение О. с ли рой в окружении животных, укрощенных его музыкой. В поэзии образ О. используется отчасти для изображения проблемы поэтич. творчества (Рильке, Кокошка).
        
        рис. Орфей. Эвридика и Гермес (с мраморного рельефа из Виллы Альбани. 2-я пол. 5 в. до и. э.).

Источник: Словарь античности. 1989

ОРФЕЙ
Греческий музыкант и поэт. По традиции, сын Еагро, короля Приции (где родился Орфей) и Музы Калиоле. Имя ее уже выражает отношение, которое имел Орфей к искусству. Первые упоминания об этом музыканте и поэте принадлежат Мерику Икосу и Пиндару. Он был учеником Музея, и есть люди утверждающие, что он был его сыном или внуком. Орфей был знаменит как аргонавт и поэт, основатель культов предков. Начиная с Пиндара и Эсхила и до Вергилия и Горация все поэты античности прославляли лиру Орфея, одинаково покоряющего людей, деревья, животных и скалы. Когда он спускается из адских сумерок, его песни смягчают сердца властителей Аида, когда он сопровождает аргонавтов в их экспедиции, под звуки его лиры корабль Аргос легко скользит по спокойному морю. Скалы не разрушают хрупкий корабль, а страшный дракон Колхида позволяет украсть Золотое руно, покоренный музыкой Орфея.
Вергилий рассказывает нам в своих георгинах, что Эвридика, жена Орфея, спасаясь от любовных преследований пастуха Аристея, была укушена змеей и умерла от укуса. Орфей не мог без нее жить и спустился в ад и благодаря магическому очарованию своей лиры, добивается согласия Плутона вернуть жену с тем условием, что Орфей будет идти впереди не поворачивая головы, пока выйдет на свет, но желание Орфея видеть жену было настолько невыносимым, что, дойдя до границы тьмы и света, он забыл о своем обещании и снова потерял жену.
Орфей умер на одной из оргий. Его разорвали женщины Приции, которые выбросили в Тибр его голову и его лиру. Течение унесло его голову до Лесбоса, где набожные жители подобрали священный трофей, лира же его улетела на небеса и превратилось в созвездие. Тело же, как гласит легенда, перенесли к подножию Олимпа, где соловьи посвящают ему свои лучшие песни.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998

ОРФЕЙ
   • Orpheus,
         ??????, мифический герой, певец фракийцев, живших на юге Фракии, в Пиерии у Олимпа, в Фокиде и Беотии вокруг Парнаса и Геликона. Фракийцы были ревностными почитателями Диониса и Муз, и Орфей, сын Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, был у них представителем лирического искусства муз. Сила его песен была так велика, что ими он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей. Aesch. Agam. 1629. Eur. Bacch. 564. Iph. Aul. 1211. Когда жена его во время бегства от Аристея была укушена змеей и умерла, то он сошел в Ад, чтобы возвратить свою любимую супругу, и там своим пением и игрой на цитре так растрогал царицу теней, что она позволила Эвридике следовать за мужем в царство живых, но с условием, чтобы он не оглядывался на нее прежде, чем они достигнут поверхности земли. Но О. оглянулся преждевременно, и Эвридика должна была возвратиться в подземное царство. Verg. Georg. 4, 454 слл. Ov. met. 10, 1 слл. Он сопровождал аргонавтов и своим пением тоже вызывал различные чудеса, служившие в пользу его товарищам. Умер О. от фракийских женщин, которые растерзали его за то, что он отказывался от участия в оргиях, или за то, что после потери своей жены он выражал презрение ко всем женщинам. Голову его и печень они бросили в море, которое и принесло их на остров певцов, Лесбос. Могила его, говорят, была в Пиерии или в Либефре в Македонии. Paus. 9, 30. 7. 9. Гомер не знает О., хотя упоминает о другом древнем фракийском певце Тамирисе (Ноm. Il. 2, 595). О. во многом сходен с Лином (см. Лин). Подобно Лину он был первоначально прекрасным юношей, которого рано постигла смерть, вызвавшая общее сожаление. Впоследствии тот, кого оплакивали в песнях, сам превратился в представлении людей в знаменитого певца. В позднейшее время, особенно после Писистрата, О. принимали за жреца, приносившего очистительные жертвы, так что он являлся личностью, совершенно отличною от певца. Он считался главою и первоначальным основателем мистической секты орфиков (ср. Mysteria, Мистерии, 4. 6), возникшей за 600 лет до Р. X. Основанием этой секты служил мистический культ Диониса — Загрея и последователи ее, занятые особенно спекулятивною теологиею, вели аскетический образ жизни (???? ???????). Учение их было направлено против гомеровской теологии вообще и против гомеровского представления о состоянии души за гробом в особенности и принадлежало к области пантеистических мировоззрений (см. N?gelsbach, nachhom. Theol. стр. 402 слл.). Секта эта приписывала О. установление множества очистительных обрядов и освящений, разного рода мистические сочинения, оракулы и т. п., одним словом, то, что появилось в этой секте гораздо позднее. Аристотель говорит, что подобного О. не существовало. Cic. de n. d. 1, 38. 107.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Орфей
греч. Orpheus)
   в греческой мифологии фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. После смерти его жены Эвридики от укуса змеи он спустился в подземное царство. Там звуки его кифары покорили Кербера и очаровали Персефону, которая упросила своего супруга Аида выпустить Эвридику к О. Поскольку тот не выполнил условия Аида и оглянулся при выходе из подземного царства, Эвридика исчезла, растворившись в тумане. Разбитый горем, О. погиб от рук менад.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   фракийский певец, сын речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. О. участвовал в походе аргонавтов, усмиряя музыкой волны и помогая гребцам корабля. Когда жена О. Эвридика погибла от укуса змеи, он спустился за ней в царство мертвых. Звуки его музыки укротили Кербера, разжалобили эриний и растрогали Персефону и Аида. Аид обещал отпустить Эвридику на землю, но с условием, что О. не будет оглядываться на тень своей жены и заговаривать с ней, пока не выведет ее на дневной свет. О. нарушил запрет, и Эвридика вернулась в Аид. Больше всех богов О. почитал Аполлона, называя его величайшим, и этим прогневал Диониса, который наслал на него менад. Менады разорвали О. на части, а голову и печень певца выбросили в море. Впоследствии музы собрали части тела О. и погребли их. Гибель певца оплакивали звери, птицы, леса, деревья, камни, очарованные его музыкой.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   По представлениям греков - величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии - фракийского царя). Орфей считался основателем орфизма - особого мистического культа. Аполлон дал Орфею лиру, с помощью которой тот мог приручать диких зверей и двигать скалы и деревья. Орфей путешествовал вместе с аргонавтами и помогал путешественникам своей музыкой. По возвращении из плавания Орфей женился на Эвридике. Когда Эвридика погибла от укуса змеи, Орфей спустился за ней в Подземное царство, очаровав пением сторожившего вход Кербера. Орфею удалось также растрогать владык Подземного царства Аида и Персефону, и они позволили Эвридике покинуть Аид вместе с Орфеем при одном условии: Орфей должен идти впереди и не оглядываться на жену. Забыв об этом условии, Орфей вторично потерял Эвридику и после этого бродил по Фракии с песнями о своей несчастной любви до тех пор, пока его не растерзали обезумевшие от ревности женщины - то ли фракиянки, то ли вакханки - участницы дионисийских празднеств. Согласно более поздней легенде, музы собрали останки Орфея и предали их огню, однако голова Орфея, продолжая петь вместе с его лирой, приплыла на остров Лесбос - родину лирической поэзии.
   Уже в 7 в. до н. э. Орфею приписывалось множество стихов, впрочем, так называемые "Орфические гимны" были написаны гораздо позже - в римскую эпоху. На надгробьях, относящихся к эллинистической эпохе, находят стихи, которые умерший в соответствии с орфическим культом должен был произнести при входе в преисподнюю, где его душа очистится судом и наказанием. Отражения орфического представления о том, что душа может стать свободной, только оторвавшись от тела, мы находим у Платона и у Вергилия. К образам Орфея и Эвридики поэты обращались во все эпохи.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Орфей
Греческий мир не создал ни одной значительной религиозной системы. Однако некоторые вероучения, зародившиеся здесь, достойны того, чтобы задержать на них внимание, так как они в значительной степени подготовили умы европейцев к восприятию христианства. Речь прежде всего должна пойти об орфиках, пифагорейцах и герметиках, которые, отталкиваясь от традиционных религиозных представлений, предложили и развили целый ряд глубоких богословских идей. Что касается собственно народной религии греков, то (если не брать во внимание удивительно яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например, в Египте. Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями ритуалов, произносителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому многие религиозные представления были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами — прежде всего Гомером и Гесиодом. Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности. Можно таким образом говорить о своеобразном феномене — «гомеровской религии», для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги. Действительно, в «Илиаде» и «Одиссее» содержится очень много сцен, рисующих жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями — владыкой моря Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли жена-сестра Зевса Гера, его дети Аполлон, Гермес, Гефест, Арес, Афродита, Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия Деметра). Рисуя богов, Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе большую опасность — угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него все многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей. По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами, так как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм. Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов. С первобытной древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и насмешки у самих греков. У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире — оно было мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в «Одиссее». Поэт наделяет сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это — обиталище полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в которые окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и казнятся преступные титаны. Безысходным отчаянием проникнуто сетование духа Ахилла: Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать… Однако это унылое представление не могло быть всеобщим и долгим. Было слишком очевидно, что у всех людей не могут быть одинаковые посмертные жребии. Постепенно появились первые робкие представления о загробном воздаянии за зло. Муки Тантала и Сизифа, описанные Гомером, — это первые символы посмертного возмездия в античном мире. Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в «Теогонии» Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного мифографа — в нем нет никаких особенных религиозных откровений. Как и многие восточные народы, греки не знали единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения. Поэтому Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной матери-земли. Дальше огромную роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент — боги вступают друг с другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга — блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса — предвечного начала любви животворящей и плодящей. Потом идет рассказ о смене поколений богов — как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами. С тех пор миром начал править Зевс. Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами. Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой являлись дионисии — разнузданные женские оргии. В определенные дни почтенные матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они всецело принадлежали божеству производительной силы природы — Дионису или Вакху. Культ Диониса не был связан с каким-то особым вероучением или ритуалом, а являлся, по определению Вяч. Иванова, «психологическим состоянием по преимуществу». Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в семью олимпийцев — его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы. В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения. Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя Орфея — легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию божественного духа. По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа. Игра и пение Орфея были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой. Самый знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен Орфеем. Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну на этот раз навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя покоя. Однажды, во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в припадке исступления растерзали его. Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже. Главным источником для знакомства с ним служат так называемые «Орфические гимны». Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился тайной мудрости в Египте. Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса: Два начала в мире Суть главные. Одно — Деметра-мать (она же Земля как хочешь называй)… Ее дары дополнил сын Семелы. Но, в то же время, в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся в некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно именовалось Хроносом, Временем. Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной: богов, титанов и людей. Когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный — бог, объемлющий собой все природное многообразие. Один из орфических гимнов обращается к нему в таких торжественных выражениях: Могучий Первородный, зов услышь, Двойной, яйцерожденный, ты сквозь воздух Блуждающий, могучий ревом бык, На золотых крылах своих пресветлый, Живой родник племен богов и смертных. Неизреченный, скрытый, славный, власть, Цвет всех сияний, всех цветов и блесков. Движенье, сущность, длительность и самость, Ты ото тьмы освобождаешь взор, Протогонос, могучий, Первородный, Всемирный свет, небесно-осиянный, Ты, вея, чрез Вселенную летишь. В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода: из земли вышло племя титанов, которым правил Крон, против него поднялись его дети-олимпийцы под предводительством Зевса. Но это было не главное. Орфей учил, что Зевс, поглотив Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков — единственное мировое божество, являющееся во многих ликах: Зевс — первый, Зевс же и последний громовержец. Зевс — глава, Зевс — середина, из Зевса лее все создано… Зевс — основатель земли и звездного неба… Зевс — корень моря, он — солнце и вместе луна. Зевс — владыка, Зевс сам — всему первородец. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим история богов не заканчивается. Громовержец вступает в союз с Преисподней и от ее царицы Персефоны родит сына — Диониса-Загрея. Появление этого божества не означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для Орфея был как бы ипостасью Зевса — его мощью, его «одождяющей силой». Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс — ни кто иной, как Первородный. Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце — носитель Дионисовой сущности. Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что человек имеет двойственную природу — божественную и титаническую. Последняя приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела. Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование. Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил, что после смерти душа — эта дионисова искра — под гнетом низменной природы вновь возвращается на землю и вселяется в другое тело. Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы освободить душу из плена материального мира — выйти из бесконечной цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству. Для этого человек должен развивать в себе божественную сторону бытия — Дионисово начало. Этому служили особые мистерии орфиков и весь их образ жизни. Прежде всего от вступающего на путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь орфиков проходила в сложных магических обрядах. Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI–V вв. до Р.Х. это вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным оно так и не стало. Общины орфиков — маленькие замкнутые кружки — существовали вплоть до начала нашей эры.

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
138.48 кб

Рок-опера Александра Журбина «Орфей и Эвридика»: проблемы драматургии

Боброва Марина Салаватовна
Дается концентрированный портрет драматургии, раскрываются концептуальные и жанровые аспекты рок-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика» в контексте тенденций жанровых и стилевых взаимодействий второй половины XX в.
Читать PDF
197.87 кб

«Орфей и Эвридика» Тициана. К вопросу о влиянии живописи Босха в контексте венецианской школы

Артамонов Юрий Сергеевич
В статье рассматривается проблема влияния произведений Иеронима Босха на раннее творчество Тициана Вечеллио.
Читать PDF
246.93 кб

Интерпретация мифа об Орфее и Эвридике в рассказе А. А. Кондратьева «Орфей»

Болнова Е. В.
Рассматривается интерпретация классического мифа об Орфее и Эвридике в рассказе А. Кондратьева «Орфей». Демонстрируются моменты принципиального сходства и различий.
Читать PDF
541.14 кб

Антитеза сакрального и профанного в произведениях Ж. Кокто «Орфей» и А. Жида «Тезей»

Павлюк Т.П.
В статье охарактеризованы диалогические интенции писателей-модернистов в освещении одной из основополагающих дихотомий античного времени сакрального и профанного.
Читать PDF
411.52 кб

Идейно-художественные особенности романа Ф. М. Клингера «Орфей» в контексте европейской литературы X

Гладилин Никита Валерьевич
Статья посвящена практически забытому в наши дни роману Ф. М. Клингера «Орфей» (1778-80), его месту в творчестве автора и в европейской литературе того времени.