Осирис

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОСИРИС
Озирис — древнеегипетский бог, супруг Исиды, отец Гора. Первоначально — бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы. Был убит злым богом Сетом и воскрешен Исидой. Воскресший О. стал богом загробного мира и судил умерших.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ОСИРИС
(osiris), древнеегипетский бог смерти, изображавшийся в виде мумии. О., его супруга Исида и сын Гор являются персонажами мифа о циклах растительного мира. Расчлененные останки О., убитого осенью, Исида собирает и складывает вместе, после чего О. как Гор возвращается к жизни весной, с появлением новой растительности . Фараоны, а позже и простые люди, посмертно приравнивались к О. после совершения соответствующих обрядов. Основное святилище О. находилось в Абидосе.

Источник: Археологический словарь. 1990

Осирис
(егип., греч.), егип. бог мертвых и плодородия, тесно связанный с теологич. истолкованием егип. понятия о царе. Изображался в виде человека с мумифицированным телом и знаками царской власти. Первоначальные стадии культа О. мало исследованы. Как свидетельствуют древнейшие тексты из царских погребений в пирамидах, не позднее чем с сер. 3 в. до н. э. считалось, что умерший царь превращается в О., позднее это представление распространилось на всякое частное лицо, погребенное с соблюдением всех соот ветствующих обрядов. Миф об О. подробно исследован Плутархом, хотя отдельные детали его известны уже из текстов захоронений в пирамидах: О. был героем и царем в Египте, его брат Сет хитростью лишил его жизни. О. был воскрешен своей сестрой и супругой Исидой, произвел с нею на свет Гора, который отомстил Сету за отца и на суде богов получил власть над Египтом. О. стал владыкой мертвых. Греки отождествляли его с Дионисом; его почитали в Средиземноморье вместе с Исидой также под именем Сараписа. Егип. мотивы, возрожд. после античности в учении масонов, обработаны в либретто «Волшебной флейты» Шиканедера.

Источник: Словарь античности. 1989

ОСИРИС
греч. Osiris) - древнеегип. бог, культ которого в сер. 3-го тыс. до н. э. из г. Бусириса, где он первоначально почитался, распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам, О. считался сыном бога земли - Геба и богини неба - Нут, его сестрой и супругой была Исида, сыном - Гор. Унаследовав царство отца, он управлял им мудро и справедливо. Брат О., злой бог пустыни Сет, завидуя ему, убил О., а тело бросил в Нил. Исида нашла тело мужа, но Сет выкрал его и, разрезав на 40 частей (по числу номов), разбросал по Египту. После долгих поисков Исида их собрала и с помощью магических заклинаний оживила О. Миф об О., умирающем и воскресающем боге, характерный для земледельч. народов, символизировал умирающую и воскресающую природу. О. считался богом зерна, виноделия, подателем жизни и влаги, покровителем и судьей мертвых. В греко-рим. эпоху культ О. широко распространился и за пределами Египта. Миф о нем оказал существ. влияние на формирование мифа о Христе. Изображался О. обычно в виде мумии.

Источн.: Rlut., De Iside et Osiride.

Лит.: Матье M. Э., Древнеегипетские мифы, M.-Л., 1956; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Frankfort H., Ancient Egyptian religion, N. Y., 1948; Kees H., Der G?tterglaube im alten ?gypten, 2 Aufl., В., 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten ?gypter, В., 1956.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ОСИРИС
   • Os?ris,
         ?????????, главный египетский бог, вместе с Изидой наиболее почитаемый во всем Египте. Hdt. 2, 42. Он находится в ближайшем отношении к Изиде: их считали братом и сестрой; от брака их родился Гор. Царствуя в Египте, О. распространял по всей земле земледелие, вводил улучшение нравов и почитание богов. Но брат его Тифон выступил его противником и даже умертвил его, посадив посредством хитрости в ящик, который он потом забил гвоздями, влил туда расплавленный свинец и бросил в Нил. Ящик был принесен водою в море и там выброшен на берег, где и нашла его Изида. Она предала тело земле, но Тифон ночью откопал его, разделил тело на 14 частей и рассеял их во все стороны. Изида собрала их и вновь похоронила на острове Филах или в Абидосе. О. являлся из подземного царства Гору и учил его, как вести борьбу с Тифоном, который после продолжительной борьбы и был наконец совершенно побежден. Изида есть олицетворение нильской равнины, а О. — оплодотворяющего эту равнину Нила. В более широком значении Изида есть плодоносная земля, а О. — оплодотворяющая ее производительная сила солнца. О. — бог солнца и вместе бог Нила, и борьба его с Тифоном есть борьба солнца с присущею земле производительною силою. Постоянная смена жизни и смерти в природе есть образ течения жизни самого бога. Если на поверхности земли прекратится жизнь, то О. с Изидою живет в подземном царстве и через своего сына производит новую жизнь.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Осирис
в мифах древних египтян бог производительных сил природы, царь загробного мира. Старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, брат и муж Исиды, отец Гора. Царствуя над Египтом, он научил людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, готовить вино и пиво, добывать и обрабатывать медную и золотую руду, научил строить дома и возводить города. Обучил врачебному искусству. Его младший брат, бог пустыни Сет, желавший править вместо брата, придумал способ погубить Осириса. Вместе с 72 соумышленниками он явился на пир к Осирису, принеся с собой роскошно украшенный ящик (саркофаг), и заявил, что он будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в саркофаг (сделанный специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Течением саркофаг прибило к берегу, где его и нашла безутешная Исида. Она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого мужа сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он вступил в единоборство с Сетом, который вырвал у Гора глаз (Око Гора). Это око Гор дал проглотить Осирису. Тот ожил, но не захотел оставаться править на земле, а оставив царство сыну, сам стал вершить суд в загробном мире. Оправданный попадал на райские поля Иару, где наслаждался вечной жизнью. Ежегодно, подобно всему растительному миру, Осирис умирает и возрождается вновь. В честь Осириса и Исиды справлялись мистерии. Особенно он почитался в Абидосе - месте погребения фараонов. Его непременные атрибуты - посох и плеть - знаки царской власти.

Источник: Исторический словарь

ОСИРИС
грецизиров. форма егип. имени Усир; в егип. миф. бог производит. сил природы, царь загробного мира. Согл. упоминаниям в др.-егип. текстах и рассказу Плутарха, О. был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначал. времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отлучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачеб. иск-ву, стр-ву городов, установил культ. Сначала О. отожд. только с умершим царем. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется О., его называют именем О. Начиная с эпохи Ср. царства, каждый умерший египтянин стал отожд. с О. (т.е. считалось, что, подобно О., умерший оживет после смерти, и во всех более поздних заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя О.). Первонач., видимо, О. был местным богом в Джеду в вост. части дельты Нила; отожд. с др. богом города Анджети, он стал изображ. с атрибутами этого бога (посохом и бичом или хлопушкой), к-рые прочно закрепились за О. Заняв цент. место в царском культе, О. стал особенно почитаться в Абидосе — месте погребения фараонов, где он заменил бога мертвых Анубиса, ставш. его спутником и помощником. Как сын бога земли Геба, уходящий после смерти под землю, О. стал считаться богом земных глубин, на его плечах покоится вся вселенная и из пота его рук вытекает Нил. С конца Нового царства О. связали с богом Ра (Ра-О.) и стали изображать с солнеч. диском на голове. В эллинистич. период культ О. сливается с культом свящ. быка Аписа, и новый сложный образ бога, получивший имя Серписа (О.-Аписа), приобретает широкую извест-ность за пределами страны. Культ О. распростр. и в завоев. Египтом Куше и др. странах. В греко-рим. эпоху культ О. (наряду с другими греко-вост. культами богов умирающей и воскресающей природы Аттиса, Адониса, Таммуза) получил широкое распростр. в Зап. Азии и в Европе включая Сев. Причерноморье.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Осирис
егип.)
   бог производительных сил природы, властитель загробного мира, старший сын Геба и Нут, брат и муж Исиды, брат Нефтиды и Сета, отец Гора. Унаследовав власть над Египтом, О. научил людей сеять ячмень и пшеницу, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать вино и пиво, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Он обучил людей строительству, целительству, установил культ богов. Младший брат Сет, злой бог пустыни, задумал погубить О. и отнять у него власть. Явившись со своими приспешниками на пир к О., он принес роскошно украшенный ящик и сказал, что подарит его тому, кому он будет впору. Когда О. лег в ящик, сделанный специально по его мерке, помощники Сета захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили ящик в Нил. Ящик прибило течением к берегу, где он застрял в кустах. Жена О. Исида нашла тело мужа и чудесным образом зачала от него сына. Похоронив мужа, она скрылась от Сета в болотах дельты Нила и там родила и воспитала сына Гора. Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Потеряв в битве один глаз, он затем все же победил Сета, отобрал у него свой глаз и дал проглотить мертвому отцу. О. ожил, но не захотел оставаться на земле - он оставил наземное царство Гору, а сам стал править в загробном мире. (По одной из версий, Сет разрубил тело О. на 14 частей и разбросал по Египту, а Исида собрала эти части и погребла.) О. изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что О. каждый год умирает и возрождается к жизни, а жизненная сила сохраняется в нем всегда, даже в мертвом.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Египетский бог мертвых, бог плодородия. Почитался и в Греции. Легенда рассказывает, что Осирис был царем в Египте. Его брат Сет хитростью лишил Осириса жизни. Осирис был воскрешен своей сестрой и женой Исидой, от которой имел сына - Гора. Гор отомстил Сету за отца и стал править в Египте.
   Греки отождествляли Осириса с Дионисом.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   В египетской мифологии самый популярный из всех богов египетского пантеона, близко отождествлявшийся с плодородием «черной земли» Нильской долины. Цикл из его жизни, смерти и возрождения соответствовал ежегодному циклу разливов и роста нового урожая. Одним из его многочисленных аспектов была роль бога мертвых, и также считалось, что он первым подвергся процессу мумификации перед своим воскрешением. Прежде чем получить пропуск в загробный мир, усопшие представали перед судом Осириса. В отличие от таких божеств, как Птах или Амон-Ра, которые были главными богами правящих классов, Осирис жил в сердцах и душах простого народа, и легенда о нем стала одной из великих фундаментальных историй египетской цивилизации. Он служил необходимым связующим звеном между отдаленными небес ными богами и реальными условиями человеческого существования, особенно в терминах загробной жизни. Упоминания Осириса отсутствуют в раннединастических текстах, и легенда о нем появилась из ассоциации с древним богом Дельты Анджети и дальнейшей ассимиляции с богом абидосского некрополя Хентиаменти при правлении V династии. Культы таких богов, как Гор, Исида и Анубис, развивались независимо от культа Осириса и были поглощены им позднее. Легенда об Осирисе содержит четыре основных элемента - жизнь, смерть, возрождение и последующая передача власти его сыну Гору. Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания - хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия, комментаторы видят в ней также отражение реальных событий и социальных условий. Этими событиями были отказ от кочевого образа жизни и образование царства, где основу сельского хозяйства составляет пахотное земледелие, а не скотоводство. В ней содержатся намеки на культуру, одной из отличительных особенностей которой был обычай кровной мести. С переходом к оседлому образу жизни произошло изменение брачных обычаев, и мужчины начали искать себе жен в пределах собственного сообщества (эндогамия), а не на стороне (экзогамия) - отсюда и сестры-жены бога-царя.
   (Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Осирис
Согласно представлениям древних египтян, изначально миром правил Ра — бог солнца и творец Вселенной. Однако утомленный земными хлопотами и людским непослушанием он удалился на небеса, оставив свое место сперва сыну — богу воздуха Шу, а затем внуку — богу земли Гебу. Осирис, о котором дальше пойдет речь, принадлежал к четвертому поколению богов. О его рождении миф повествует следующее. Геб вступил в тайную связь со своей сестрой богиней неба Нут, но связь эта была открыта ревнивым Ра, который проклял Нут и объявил, что она не сможет разрешиться от бремени ни в одном из месяцев года. Однако бог мудрости Тот, тоже влюбленный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал 1/70 часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к 360 дням прежнего года. В первый из этих дней Нут родила Осириса, и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что «родился властелин всей земли». Во второй день родился Хор. На третий день в мир пришел Сет. (Он не появился, как положено, в свое время, а вышел из бока матери через рану, которую нанес ей.) На четвертый день в болотах Дельты родилась Исида, а в последний — Нефтида. (Что касается их отцов, то первые двое были зачаты Ра, Исида — Тотом, а Сет и Нефтида — Гебом.) Позже Сет взял в жены Нефтиду, а Осирис — Исиду. Происходившие от богов дети Нут поначалу должны были жить на земле среди людей как простые смертные, хотя и заняли здесь далеко не последнее положение. Осирис стал первым царем Египта, а также первым просветителем и вероучителем человечества. Он был мудрый правитель — следуя его наставлениям, народ вышел из нищеты и варварства. Осирис научил египтян земледелию, садоводству и виноделию, врачебному искусству и строительству городов, дал им основной свод законов. Он также обучил их почтительности к богам, которой они раньше не имели, и культовому служению. Когда Египет благодаря ему стал процветающей и преуспевающей страной, брат Сет задумал лишить Осириса власти и при помощи хитрости убил его. Это злодеяние он усугубил новым — разрубил тело несчастного и разбросал его куски по всей стране. Однако жена Осириса, его сестра Исида, сумела разыскать их. Ра, сжалившись над ней, послал на землю шакалоголового бога Анубиса. Тот собрал члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. После этого Исида в виде соколицы опустилась на труп мужа и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Вероломный Сет долго разыскивал племянника, чтобы убить, но так и не нашел. Исида вскормила и воспитала сына, скрываясь от всего мира в болотах Дельты. Когда же Гор вырос и возмужал, он вызвал обидчика на суд богов и потребовал вернуть ему наследство Осириса. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет, боги признали иск Гора справедливым и удовлетворили его. Гор стал новым царем Египта и сумел воскресить отца, дав ему проглотить свое волшебное око. Однако, Осирис не пожелал возвращаться на землю — он остался в Преисподней царем мертвых, предоставив Гору царствовать над живыми. Таков в общих чертах миф об Осирисе. Его содержание известно нам по книге греческого историка Плутарха, по нескольким египетским папирусам и по бесчисленным изображениям. Древние египтяне могли и непосредственно видеть страсти Осириса во время священных мистерий. Можно понять, почему его судьба так волновала их. Ведь Осирис воплощал в их глазах идею существа, бывшего одновременно богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и гибель и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти. Если поначалу в Осирисе видели бога умирающей и воскресающей природы, то в дальнейшем на первый план в нем выступили черты бога, дарующего бессмертие. Египтяне верили в то, что и они, признававшие учение Осириса, разделят с ним его победу над смертью, вновь ожив для загробного бытия. С каждым поколением значение обожествленного Осириса становилось все больше и больше. Уже в XXV в. до Р.Х. его почитали во всех уголках Египта, а спустя тысячу лет Осирис сделался чем-то вроде национального бога — ему приписали атрибуты великих космических богов старших поколений, и он считался теперь не только богом и судией умерших, но также создателем мира и всего сущего. Будучи, согласно мифам, сыном Ра он оказался теперь во многих отношениях более великим и занял место рядом с отцом на небесах. В позднейшие времена Осириса стали считать источником и началом богов, людей и вещей. Так в одном из гимнов мы читаем: «Слава тебе, Осирис, Благой Бог, великий Бог, царь вечности, владыка постоянства…» В другом месте: «Хвала тебе, Осирис, владыка вечности, чьи обличия разнообразны, чьи свойства величественны…». И в третьем: «Сущность твоя, Осирис, темнее (чем всех других богов), ты — луна, находящаяся на небе, ты делаешься юным, когда ты желаешь, ты делаешься молодым, когда ты хочешь, и ты Нил великий на берегах в начале нового года; люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя, и я нашел также, что твое величество — это царь преисподней». Как видим, в некоторых своих ипостасях Осирис отождествлялся с Нилом, Ра и другими богами. Но прежде всего вокруг фигуры Осириса кристаллизовались все представления египтян о загробном, потустороннем мире. Мы имеем достаточно точное понятие о них благодаря сборнику заупокойных текстов, имеющих условное название «Книга мертвых» (С глубокой древности эти тексты записывали на стенах пирамид или гробниц, но в своем законченном виде сборник сложился только в VII–VI вв. до Р.X., когда был составлен канон из 165 изречений.) Согласно верованиям египтян, человек помимо физического тела (оно называлось хат — этим словом обозначали все то, чему присуще разложение) обладал еще и несколькими душами. Хат помещали в гробницу после мумификации и предохраняли от смерти с помощью амулетов, магических церемоний, молитв и формул. С телом особым образом был связан ка — духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что он мог есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний. Наконец существовало еще ба, или высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось, что оно было эфирной субстанцией. Ба могло оставить гробницу и подняться на небеса, где, согласно верованиям египтян, наслаждалось вечным существованием во всем его великолепии. В некотором роде оно являлось вместилищем жизни. Когда ба возвращалось в тело, человек оживал. Египтяне верили, что после смерти человека тело его пребывало в преисподней у Осириса, ба — на небе, куда оно отлетало, стремясь воссоединиться с первоисточником жизни — Солнцем-Pa, а дух ка жил в гробнице. («Твоя душа (ба) живет на небе Ра, — читаем мы в одном из текстов, — твое ка божественно перед богами, твое тело пребывает в преисподней у Осириса».) Основной целью заупокойного ритуала было магическое воскрешение хат умершего. Для этого было необходимо, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба и ка могли с ним соединяться; во-вторых, обеспечить существование ка в гробнице, а, в-третьих, найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее. Все это достигалось мумификацией трупа, строительством гробницы, жертвоприношениями и особыми погребальными ритуалами. В древности посмертная судьба человека определялась главным образом состоянием гробницы и заупокойным культом. Поэтому строительство гробницы было главной заботой тех египтян, которые имели средства на сооружение вечного дома. Фараоны начинали строить гробницы с первых дней правления, а многие вельможи в древнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как на важнейшее событие своей биографии. В связи с этим надо помнить, что гробница для египтян была не саркофагом, не склепом в нашем смысле слова, а — домом. Художники и скульпторы изображали на ее стенах покойника в лучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей, слуг, красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений; нарисованные виллы и зернохранилища, камыши и птицы, стада коров и овец. Все это, по глубокому убеждению египтян, в известные моменты оживало, и покойник, попадая в привычную обстановку, мог наслаждаться вечным счастьем в своей гробнице-доме. Позже возникло представление о посмертном воздаянии. Судьба умершего ставилась в зависимость от того, какой приговор вынесет ему Осирис и другие боги, участвовавшие в суде Особую проблему представляла дорога на это судилище. Путь умершего пролегал через множество областей подземного мира и через многие чертоги, двери которых охранялись враждебными существами. Ему также необходимо было переправляться в ладье через подземные реки, получать помощь от богов и властителей разных областей. «Книга мертвых» обеспечивала его текстами и формулами, которые следовало повторять вслух для достижения цели. Но эти формулы оказывались бессильными перед очами всезнающего судии Тут защитой умершему служила только праведно прожитая жизнь. 125-я глава «Книги мертвых» содержит длинный Шречень грехов, за которые следовало наказание. Покойный соответственно лжен был уверить судий в том, что он их не совершал. Он говорил: «Я не делал зла… Я не лгал никому… Я не ловил в силки птиц богов… Я не отводил течение воды… Я не крал… Я не уменьшал жертв. Я не восставал… Я не говорил зла против царя… Я не презирал богов…» Слова его, впрочем, не принимались на веру. На одном из египетских рисунков мы можем видеть изображение загробного суда- Осирис сидит на троне, в короне, с жезлом и плетью царя. Наверху изображены 42 бога различных областей Египта, которые образуют судилище. В центре зала суда стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного. На одной чаше весов находится сердце, на другой — статуэтка богини правды. Если сердце и правда весили не одинаково, покойника пожирало страшное чудовище Амамат. Но если чаши весов уравновешивались, покойный признавался оправданным и его душа могла вознестись на небо и разделить с богами небесные наслаждения. (Причем она не просто пребывала вместе с Ра в его ладье, но и сливалась с ним. В главе 42 «Книги мертвых» умерший говорит: «Нет членов моего тела, которые бы не были членами бога. Бог Тот соединил мое тело, и я есть Ра день за днем».) Следует подчеркнуть, что по мере расширения представлений о могуществе Осириса, его культ становился все более демократичным. Если в древности Осирис являлся по преимуществу царским богом (и каждый фараон, умирая, уподоблялся Осирису, а его наследник — Гору), то в дальнейшем каждый египтянин, обращаясь с молитвой к своему умершему отцу, называл его Осирисом, а себя- Гором. В позднейших заупокойных текстах любой умерший объявлялся тождественным с Осирисом Это отождествление имело мистический смысл — в плане причастности всех людей к природе божества. Таким образом, осирическое учение пришло к очень важному представлению о всеобщем равенстве людей перед нелицеприятным судией мертвых.

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о символике и значении образа цапли Бену в «Официальной » и «Народной» религиях: осирическ

Елена Геннадьевна Толмачева
Среди феноменов, образующих картину мира древних египтян, особым смыслом были наполнены анималистические образы. Образ птицы Бену играл важную роль в древнеегипетской религии и мифологии.