Палицци, Филиппо

Найдено 1 определение
Палицци, Филиппо
Palizzi, Filippo) 1818, Басто, Абруцци — 1899, Неаполь. Итальянский художник, рисовальщик. Неаполитанская школа. Учился в Академии художеств Неаполя у Г. Смарджасси, последователя А. ван Питлоо. Работал в основном в Неаполе. В 1842 побывал в Греции. В 1855 посетил Флоренцию, позднее Голландию, Францию (1865, 1875), Бельгию. В 1861 вместе с Морелли основал "Общество поощрения искусств" с целью организации выставочной деятельности художников Неаполя. С 1878 — профессор неаполитанской Академии художеств. В 1881 возглавил Школу декоративного искусства при Индустриальном музее в Неаполе. В 1891 стал президентом Академии художеств. Филиппо Палицци — самый талантливый из четырех братьев Палицци, принадлежавших к "Школе Позиллипо". Одним из первых среди итальянских живописцев познакомился с произведениями мастеров барбизонской школы. В манере их тональной живописи исполнены пейзажи 1830—1840-х: Охота на оленя, Охота на волка (оба — Неаполь, частное собрание). Традиции характерного для неаполитанской школы анималистического жанра продолжают его картины Ослик (1843, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Друзья в стойле (1840, Рим, Нац. галерея современного искусства), Любовь быка (1840-е, Милан, галерея Брера), Бычок (1859, Рим, Нац. галерея современного искусства). В 1850—1860-е Палицци обратился к живописи цветовым пятном (pittura di macchia), развивая пленэрные завоевания мастеров "Школы Позиллипо". В подобной манере написаны картины Деревенская улица, На пастбище, Озеро (все — Рим, Нац. галерея современного искусства). Наблюдая динамику изменений света и тени, художник звучными цветовыми пятнами стремится зафиксировать на холсте все более краткие периоды в светоцветовом состоянии природы. Подобно европейским пленэристам 1840—1860-х он любил писать человеческие фигуры в атмосфере света и воздуха (Сборщица колосьев, Милан, частное собрание; Стирающая женщина, Рим, Нац. галерея современного искусства), передавать аккордами пятен цвета пластику распределения света и тени на приближенных к зрителю укрупненных объемах растений (Этюд листьев, освещенных солнцем, Флоренция, галерея Питти). Пленэрные завоевания Палицци оказали влияние на живопись мастеров флорентийской "Школы маккьяйоли", творчество Д. Морелли и других мастеров Неаполя. Вместе с Д. Морелли, М. Де Грегори, Дж. Больдини, Дж. Де Ниттисом и другими Палицци основал группу художников "Республика Портичи", работавших в Портичи и развивавших методы пленэрной живописи в противовес академическому направлению.
Лит.: Morelli D., Dailbono E. La Scuola Napoletana di pittura. Bari, 1915; Limonelli M. Filippo Palizzi. Napoli, 1928; La mosta dell’Arte del Mezzogiorno d’Inalia. Roma, 1953; Schettini A. Grandi Pittori dell’Ottocento inaliano. La Scuola Napoletana. Milano, 1961.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006