ПАНАГИЯ
Панагия
(греч. всесвятая) – 1) Небольшая икона Богородицы, носимая епископами на груди и являющаяся знаком архиерейского достоинства. 2) Просфора, из которой на литургии вынимается частица в честь Божией Матери.
Источник: Краткий православный словарь.
ПАНАГИЯ
пресвятая, церковный эпитет богородиц*/. В православии — небольшая круглая икона Богоматери, которая как знак архиерейского достоинства носится епископами на груди. Кроме тота, просфора в честь Богоматери.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Панагия
(в переводе с греческого означает «всесвятая») – 1) служебная просфора, из которой во время литургии изъяли частицу в память Божьей Матери; 2) энколпион с изображением Божьей Матери, который архиерей носит на груди вместе с наперсным крестом.
Источник: Православная энциклопедия.
ПАНАГИЯ
1. Икона Богоматери с Младенцем. Руки Божией Матери подняты вверх для моления. На груди Ее расположено поясное изображение Богомладенца. Панагия получает распространение уже на печатях XI–XII вв. 2. Это же название распространяют иногда на икону «Богоматерь Знамение», или просто «Знамение». Панагия великая – Богоматерь, изображенная в рост с Младенцем Иисусом в круге на Ее груди. 3. Нагрудный знак архиереев, носимый на груди на цепочке.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ПАНАГИЯ
(греч. Panagia — всесвятая) — 1) так первоначально называли часть просфоры (хлеб, упо-требляемый для совершения евхаристии), находившейся в особом ящичке — панагиате. Позднее это название закрепилось за самим ящичком, на внутренних створках которого изображались Богоматерь, Знамение и Троица. Он использовался как дарохранительница, служившая для возношения Богородичного хлеба, которому приписывались чудодейственные свойства. 2) панагией называется также небольшая круглая икона Богоматери, которая как знак архиерейского достоинства носится епископами на груди.
ПАНАГИЯ
греч. — всесвятая) — 1. Часть просфоры, изъятая на проскомидии в честь Богоматери; в специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть — после трапезы. В настоящее время полагается вместе с другими частицами на дискос и освящается на литургии.
2. Нагрудный знак архиереев и архимандритов — небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т. д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с младенцем.
3. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда — Великая Панагия); раскрывает дополнительный литургический смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне — символическому прообразу пасхального агнца (т. наз. артоса — круглой пасхальной просфоры).
2. Нагрудный знак архиереев и архимандритов — небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т. д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с младенцем.
3. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда — Великая Панагия); раскрывает дополнительный литургический смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне — символическому прообразу пасхального агнца (т. наз. артоса — круглой пасхальной просфоры).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ПАНАГИЯ
(греч. «всесвятая») – 1. Молитвенное наименование Богородицы. 2. Просфора, из которой на литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается в храме до принятия пищи (см. Антидор). Панагия вкушается братией за монастырской трапезой после принятия пищи. Вкушению Панагии предшествует специальный чин ее возношения. Сущность этого чина заключается в том, что из храма, по окончании литургии, всею братией износится со священными песнопениями Богородичная просфора. Ее вносят в монастырскую трапезную, где полагают на особом блюде. По окончании трапезы с молитвами Пресвятой Богородице и прославлением Пресвятой Троицы просфору возвышают (поднимают) пред иконами и вкушают частицы от нее. Смысл чина – живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Его Пресвятой Матери. На такое знаменование чина указывает и предание о его возникновении, по которому этот обычай происходит от апостолов и связан с явлением им Богоматери в третий день после Ее Успения. Kогда апостолы по окончании трапезы готовы были преломить часть хлеба, всегда оставляемого ими в честь Иисуса Христа, то увидели Богородицу, радостно приветствовавшую их, и вместо обращения ко Христу обратились к Ней с возгласом: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого апостолы, а затем и многие христиане, в особенности монахи, стали в начале трапезы вкушать хлеб в честь Господа Христа, а по окончании – в честь Матери Божией. Ближайшая цель чина – настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Чин о Панагии совершается только в монастырях ежедневно, как указывает его надписание. 3. См. Нанедренник (Энколпион).
Источник: Православие. Словарь-справочник.