Павловская-Боровик, Вера Ильинична

Найдено 1 определение
Павловская-Боровик, Вера Ильинична

[21.9(3.10).1886, с. Чермез Перм. губ. Соликамского у., ныне Свердлов. обл. — 23.11.1975, Ленинград] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и драмы, камерная певица, педагог. Засл. арт. Кабардино-Балк. АССР (1951). Род. в семье горного инженера. Обучалась в петерб. Школе сцен. искусства (окончила в 1910) и одновременно брала уроки пения у И. Прянишникова и Ф. Литвин. В 1909 впервые выступила в петерб. Муз.-драм. кружке в партии Маргариты ("Фауст"). В 1910 гастролировала в Самаре, Пскове, Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), Копенгагене. В 1911 выступила в концерте (вместе с А. Смирновым) в Вятке, в том же году дебютировала на сцене петерб. Нар. дома. В 1912—13 была приглашена в труппу Гамбург оперы и с большим успехом пела в "Кармен" (здесь была партнершей Э. Карузо), "Ожерелье мадонны" Э. Вольф-Феррари (Неаполитанка), "Евгении Онегине" (партию Татьяны исп. на нем. яз.). Вернувшись в Россию, выступила в Екатеринбурге (заглавная партия в "Таис", на франц. яз.). В 1914—1918 (?) солистка петрогр. Мариинского т-ра, дебютировала в партии Маргариты ("Фауст"). Позднее пела в провинции. В 1920—25 выступала в Первом передвижном драм. т-ре под рук. П. П. Гайдебурова (вместе с ним разработала новую форму театрализованного спектакля-концерта). Обладала ровным, сильным голосом "серебристого" тембра, свободно преодолевала высокую тесситуту. Репертуар включал 26 партий, многие из кот-рых отмечены глубиной постижения характера.


Партии: Антонида, Горислава, Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского), Марфа ("Царская невеста"), Маша ("Дубровский"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Оксана ("Черевички"), Лиза ("Пиковая дама"), Купава, Криза, Пикколо; Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Мими ("Богема"), Маргарита и Елена ("Мефистофель"), Саломея ("Саломея"), Микаэла, Недда. Партнеры: К. Петраускас, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у Ф. Вайнгартнера, О. Клемперера, А. Коутса, С. Кусевицкого, Д. Похитонова.


С 1920 вела также конц. деят-сть; привнесла в камерный жанр тенденции оперно-драм. искусства. С 1925 выступала в концертах Клуба друзей камерной музыки (в ансамбле с пианисткой И. Миклашевской), в рабочих клубах. Камерный репертуар включал произв. М. Виельгорского, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Балакирева ("Песня Селима"), Ц. Кюи ("В колокол мирно дремавший"), Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, Н. Метнера, Н. Мясковского, И. Стравинского, С. Прокофьева, Л. Бетховена, Р. Шумана, Э. Грига, Ф. Мендельсона, М. Равеля ("Мадагаскарские песни" для голоса с флейтой, виолончелью и ф-п.; П.-Б. переписывалась с композитором), Ж. Орика, А. Русселя, Д. Мийо (цикл "Каталог цветов" для голоса и 7 инструментов или ф-п.), М. де Фальи, З. Кодая ("Без слез", "Весна"), Б. Бартока ("Мое ложе зовет"). В 1920 исп. сольную партию в симф. кантате "В кумирню Золотого Сна" А. Лурье п/у С. Кусевицкого. "Вот артистка, услугами которой каждый автор должен стремиться воспользоваться, чтобы представить свои вещи в передаче, близкой к совершенству. Техническая сторона ее исполнения, чисто музыкальная точность и верность пения, разработка декламационной стороны и художественно-психологической, элементы интерпретации — все это находится в таком взаимном равновесии и на такой большой высоте, что впечатление от концерта Павловской-Боровик получилось чрезвычайно полновесное и полноценное..." (В. Каратыгин)*. На конц. эстраде выступала до 1930.


С 1920 вела пед. деят-сть. В 1933—60 преподавала сольное и камерное пение в Ленингр. конс. (с 1953 проф., была также деканом ф-та).


В 1938—41 сотрудник НИО ЛГИТМиК. Во время блокады Ленинграда выступала в госпиталях и воинских подразделениях.


Записывалась на грампластинки (7 произв.) в Петербурге (РАОГ, 1912; "Граммофон", 1913).


Соч.: Caruso // Fucito S., Beyer B. J. Caruso: Gesangskunst und Methode. — Berlin, 1928 (рус. пер.: Фучито С., Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо. — 2-е изд. — Л., 1967. С. 61—77); Стать взыскательными художниками // Муз. кадры (Л.). 1946. № 4; К 250-летию Ленинграда // Там же. 1957. № 7; Глазами партнерши // H. H. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. — Л., 1968. С. 50— 62; Воспоминания об А. Никише // Артур Никиш и русская музыкальная культура: Воспоминания. Письма. Статьи. — Л., 1975. С. 37—45; Об исполнительских задачах певца // Вопросы вокальной педагогики. — Л., 1982. Вып. 6. С. 57—70; О методике преподавания пения Ф. В. Литвин (рук., без даты) — в РО НИО ЛГИТМиК; воспоминания о музыкальной жизни Ленинграда в годы блокады (рук., 1968) — Там же; С. В. Акимова-Ершова (рук.) — Там же, ф. 80, ед. хр. 42.


Лит.: Каратыгин В.* Павловская-Боровик // Жизнь искусства. 1925. № 6. С. 16; В. М. В. Павловская-Боровик // Там же. 1926. № 48; Лушин Б. Большая жизнь // Веч. Ленинград. 1966. 21 сент.; Любарский А. Она пела с Карузо // Смена (Л.). 1967. 21 апр.; Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. — Горький, 1982. С. 104—105.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008