ПЕЙЗАЖ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕЙЗАЖ
вид, изображение какой-либо местности. Жанр живописи и графики, в котором предмет изображения — природа.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Пейзаж
фр. paysage от pays - местность, страна) – один из жанров живописи, изображающий природу. Существует ряд разновидностей П.: городской П., архитектурный П. и др.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПЕЙЗАЖ
В иконописи до XVII в. изображение элементов природы, как правило, горок и условно трактуемых растений. В XVII в. на фоновой части икон и настенной живописи постепенно появляются ландшафтные мотивы: холмы, деревья, дома, крепости и т.д.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПЕЙЗАЖ
(фр. Paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, имеющий своим предметом изображение окружающей природы, ланд-шафтов, городов, исторических памятников, растений. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII в., благодаря творчеству Питера Брейгеля, Альбрехта Альтдорфера, Питера Рубенса, Никола Пуссена и др. В русском изобразительном искусстве пейзаж получил значительное развитие с конца XVIII в., а в XIX столетии стал одним из ведущих жанров. Лучшими мастерами пейзажной живописи в России стали Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан, Серов, Коровин.
В зависимости от главного предмета изображения и характера природы в пейзажном жанре принято выде-лять сельский, городской, парковый, архитектурный, индустриальный, морской и речной его виды. В современной действительности предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными. По мере развития технического прогресса сегодня появились произведения, которые относятся к фантастическому и космическому видам пейзажа. Художников, работающих в области пейзажного жанра, называют пейзажистами.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПЕЙЗАЖ
в литературе (франц. paysage – картина природы), тип художественного образа, которым представлена картина открытого пространства. Поскольку основными предметами изображения в литературе являются человек и окружающий его мир, образы природы в произведениях не менее значимы, чем образы людей. В литературе пейзажи могут приобретать несколько функций: в образцах эпоса с помощью пейзажных описаний прерывают повествование непосредственно перед поворотами сюжета или его кульминационными моментами; в лирике пейзажи могут быть использованы для скрытого или явного сопоставления внутреннего состояния лирического героя с состоянием внешней среды (этот прием называют «психологическим параллелизмом», с его помощью авторы оценивают героев, указывая читателям на гармонию или дисгармонию в отношениях между человеком и миром); кроме того, и в эпосе, и в лирике авторы, стремящиеся к реалистически точному изображению предметного мира, не обходятся без пейзажных подробностей (в драме функцию такого фактографического описания приобретают «интерьеры» – образы закрытого пространства); в отдельных лирических произведениях пейзажные образы могут быть вынесены на передний план, приобрести самоценность (такую лирику определяют как «описательную»).
В литературе каждого народа выделяют «национальные» и «экзотические» пейзажи. Так, изображенные рус. классиками леса, реки, равнины и степи опознаются читателями как «национальные» картины природы:
…Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. С. Пушкин, «Зимнее утро»)
А образы южных морей, пустынь, джунглей, гор – как «экзотические»:
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом все горы чудной высоты,
Как после бури облака стоят,
И странные верхи в лучах горят.
(М. Ю. Лермонтов, «1831-го июня 11 дня»)
В европейской литературе 19–20 вв. распространились и «урбанистические» (городские) пейзажи с характерными для них приметами технического прогресса:
В дырах небоскребов, где горела руда
И железо поездов громоздило лаз –
Крикнул аэроплан и упал туда,
Где у раненого солнца вытекал глаз.
(В. В. Маяковский, «Адище города»)
Также существует классификация образов природы, учитывающая связь каждого из них с определенным творческим методом какого-либо литературного течения: «идеальный» пейзаж характерен для поэзии классицизма (встречается в одах, где гармонирует с фигурой восхваляемого человека), «бурный» – часто встречается в литературе романтизма и неоромантизма (здесь он резонирует с душой лирического героя или центрального персонажа), «унылый» – в элегиях романтиков и в творчестве представителей критического реализма (в реалистической сатире признаки состояния общества нередко переносятся на состояние природы).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ПЕЙЗАЖ
франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр живописи, посвященный изображению природы во всем многообразии ее форм, обликов, состояний, окрашенному личным восприятием художника.
Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае (ок. 7 в.). Китайские художники достигали в пейзаже исключительной одухотворенности и философской глубины. На длинных горизонтальных или вертикальных шелковых свитках они писали не виды природы, а целостный образ мироздания, в котором растворен человек (см. ст. Китайское искусство).
В западноевропейском искусстве пейзажный жанр оформился в Голландии в первой пол. 17 в. Одним из его основоположников был И. Патинир – мастер панорамных видов с включенными в них маленькими фигурками библейских или мифологических персонажей. Свой вклад в развитие пейзажа внесли Х. Аверкамп, Я. ван Гойен, позднее Я. ван Рейсдал и др. художники. Большое место в голландском пейзаже занимали морские виды – марины. К документальному городскому пейзажу – ведуте – обратились итальянцы, в особенности венецианские мастера. Каналетто представил Венецию во время ее процветания. Тонкие поэтичные фантазии на темы венецианской жизни создавал Ф. Гварди. Во французском искусстве 17 в. пейзаж развивался в русле стиля классицизм. Природа, исполненная могучих и героических сил, предстает в полотнах Н. Пуссена; идеальные пейзажи, воплощавшие мечту о золотом веке, писал К. Лоррен.
Реформатором европейской пейзажной живописи выступил в нач. 19 в. английский художник Дж. Констебл. Одним из первых он стал писать этюды на открытом воздухе, взглянул на природу «непредвзятым взглядом». Его произведения произвели неизгладимое впечатление на французских живописцев и послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции (К. Коро и художники барбизонской школы). Еще более сложные живописные задачи ставили художники-импрессионисты (К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.). Игра солнечных бликов на листве, лицах, одеждах людей, смена впечатлений и освещения в течение одного дня, вибрация воздуха и влажный туман нашли воплощение в их полотнах. Часто художники создавали серии пейзажей с одним мотивом («Руанский собор» Моне в разное время суток, 1893–95). В «солнечных» картинах импрессионистов впервые радостно зазвучали чистые, не смешанные на палитре краски. Пейзажи писались полностью на пленэре, с натуры.
В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в кон. 18 в. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов. В Петербургской академии художеств пейзажистов воспитывали в соответствии с принципами классицизма. Они должны были создавать виды родной природы по образцам знаменитых картин прошлого, и прежде всего произведений итальянцев 17–18 вв. Пейзажи «сочинялись» в мастерской, поэтому, например, северная и сырая Гатчина (под Санкт-Петербургом) выглядела в полотнах Семена Федоровича Щедрина похожей на солнечную Италию («Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799–1800). Героические пейзажи создавал Ф. М. Матвеев, обращаясь в основном к видам итальянской природы («Вид Рима. Колизей», 1816). Ф. Я. Алексеев с большой сердечностью и теплотой писал архитектурные виды столичных и провинциальных городов России. В русских пейзажах 18 в., построенных по правилам классицизма, главный «герой» (чаще всего старинное архитектурное сооружение) помещался в центре; деревья или кусты по обеим сторонам выполняли роль кулис; пространство четко делилось на три плана, причем изображение на первом плане решалось в коричневых тонах, на втором – в зеленых, на дальнем – в голубых.
Эпоха романтизма приносит новые веяния. Пейзаж мыслится как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, в вечной изменчивости. Сильвестр Феодосиевич Щедрин, племянник Семена Федоровича Щедрина, работавший в Италии, первым стал писать пейзажи не в мастерской, а на открытом воздухе, добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. Благодатная земля Италии, напоенная светом и теплом, становится в его картинах воплощением мечты. Здесь словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой («Берег в Сорренто с видом на остров Капри», 1826; «Терраса на берегу моря», 1928). Романтические мотивы с эффектами лунного освещения, мрачной поэзией темных ночей или сверканием молний привлекали М. Н. Воробьева («Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1835; «Дуб, раздробленный молнией», 1842). За свою 40-летнюю службу в АХ Воробьев воспитал плеяду замечательных пейзажистов, среди которых был и прославленный маринист И. К. Айвазовский.
В живописи второй пол. 19 в. пейзаж занимал важное место в творчестве передвижников. Откровением для русской публики стали картины А. К. Саврасова («Грачи прилетели», 1871; «Проселок», 1873), открывшего скромную красоту русской природы и сумевшего задушевно раскрыть в своих полотнах ее сокровенную жизнь. Саврасов стал родоначальником лирического «пейзажа настроения» в русской живописи, линию которого продолжили Ф. А. Васильев («Оттепель», 1871; «Мокрый луг», 1872) и И. И. Левитан («Вечерний звон», 1892; «Золотая осень», 1895). И. И. Шишкин, в отличие от Саврасова, воспевал героическую силу, изобилие и эпическую мощь русской земли («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884). Его картины завораживают бесконечностью пространства, простором высокого неба, могучей красотой русских лесов и полей. Особенностью его живописной манеры была тщательная прорисовка деталей в сочетании с монументальностью композиции. Пейзажи А. И. Куинджи поражали современников эффектами лунного или солнечного света. Выразительность широко и свободно написанных картин «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Березовая роща» (1879) строится на точно найденных световых и цветовых контрастах. В. Д. Поленов в картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад» (обе – 1878) тонко и поэтично передал очарование жизни в старинных «дворянских гнездах». Его работы окрашены едва ощутимыми нотками печали, ностальгии по уходящей культуре.
На рубеже 19–20 вв. К. А. Коровин («Парижское кафе», 1890-е гг.) и И. Э. Грабарь («Февральская лазурь», 1904) писали виды природы в духе импрессионизма. П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Богаевский, М. С. Сарьян и др. создавали пейзажи, уносящие зрителя в мир мечты о далеких, нетронутых цивилизацией землях, об ушедших великих эпохах. Мастера советского искусства продолжили великие традиции предшественников. Появился новый жанр индустриального пейзажа, ярко отразивший жизнеутверждающий пафос эпохи (Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский, П. П. Оссовский и др.). В кон. 20 – нач. 21 в. пейзаж по-прежнему привлекает живописцев разных поколений (Н. М. Ромадин, Н. И. Андронов, В. Ф. Стожаров, И. А. Старженецкая, Н. И. Нестерова и др.)

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
561.79 кб

Пейзаж как поиск идентичности французского художника нового времени

Мухина Г. А.
Показано, как в пейзажах художников, прежде всего А. Ватто, К. Коро и барбизонцев, выразилась их идентичность.
Читать PDF
3.71 мб

Урбанистический пейзаж Я. А. Комшилова: штрихик историческому социокультурному портрету г. Мурманска

Шабалина О.В.
Читать PDF
191.25 кб

Пейзаж: от первобытного искусства к XIX столетию

Шипельский Максим Игоревич
В статье проведен анализ развития жанра пейзажа от первых попыток его изображения в примитивном искусстве, до середины XIX столетия как переломного момента в общеевропейской арт-практике.
Читать PDF
684.67 кб

Пейзаж «Отшельничество в горах Фучунь» Хуан Гунвана как отражение эстетических взглядов мастера

Пань Икуй
Предлагается анализ пейзажа выдающегося китайского художника эпохи Юань Хуан Гунвана «Отшельничество в горах Фучунь».
Читать PDF
189.19 кб

Модернистский пейзаж (категории формы): к постановке вопроса

Шипельский Максим Игоревич
В статье рассматриваются основные категории формы модернистского пейзажа. Анализируется способ построения внутреннего пространства картины, ее общей композиции.
Читать PDF
133.33 кб

«Пейзаж с возчиками камней» Петера Пауля Рубенса: проблемы интерпретации

Костыря Максим Алексеевич
Читать PDF
211.64 кб

Пейзаж в итальянской живописи ХV в.

Хахулина Г.Э.
Читать PDF
2.72 мб

Ландшафт и национальный пейзаж: опыт культурологического исследования

Б. Ю. Колбовский
Читать PDF
116.31 кб

Камерный пейзаж как «Территория свободы» советского искусства 1930-х годов (на материале Волгоградск

Малкова Ольга Петровна
Рассматриваются образно-стилистические особенности советского камерного пейзажа 1930-х гг. в общекультурном контексте. Анализируются живописные произведения из фонда Волгоградского музея изобразительных искусств.
Читать PDF
195.72 кб

Пейзаж в творчестве Н. С. Самокиша

Ляшенко Светлана Владимировна
Рассматриваются особенности трактовки пейзажного жанра в творчестве известного художника-баталиста Николая Семеновича Самокиша (1860–1944).
Читать PDF
95.56 кб

Дальневосточный пейзаж в импрессионистическом искусстве Приморья

Прантенко Надежда Александровна
На основе произведений художников ХХ в.
Читать PDF
550.41 кб

Натурфилософия Парацельса и пейзаж «Дунайского стиля»

Донин А. Н.
Приводятся новые данные, подтверждающие гипотезу, выдвинутую О. Бенешем, о том, что искусство Дунайской школы (Альтдорфер, Губер и др.) выражает те же мировоззренческие основы, что и натурфилософия Парацельса.
Читать PDF
0.00 байт

Панорамный пейзаж в творчестве Ван Гога

Балан Михаил Витальевич
Читать PDF
0.00 байт

Адабиёт дарсларида пейзаж лирикаси

Читать PDF
0.00 байт

Пейзаж и интерьер как разновидности жанра «Описание» в художественном дискурсе

Малетина О. А.

Похожие термины:

  • АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ

    одна из ти-пологических разновидностей пейзажной живописи, представляющая собой изображения в живописи и графике реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде. В архитек
  • Героические пейзаж

    картина, изображающая виды южной, среднеземноморской природы, оживленная античными строениями и фигурами из античной истории или мифологии.
  • Курнанд, живописец пейзажей

    выставл. свои произв. 1830 г. {Половцов}
  • Зейдель, художник-пейзажист

    выставлявший свои работы 1846 г. на акад. выст. в СПб. {Половцов}
  • Петров, Василий Петрович, пейзажист

    академик И. А. X.; род. 1770, † 1811 г.; путешественник по Сибири; учитель Горного корпуса. {Половцов}
  • Пейзажисты середины XIX в

    Влияние Констебля испытали многие французские пейзажисты 30—40-х годов - в годы сложения национальной школы реалистического пейзажа. Уже романтизм привлек внимание художников к проблемам национа
  • ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК

    английский парк, со свободной планировкой, как бы воспроизводящий естественный ландшафт.
  • Ермолаев, Петр, пейзажный живописец

    воспитанник И. А. X. (с 1785—1800 г.), р. 1779, † 18?? г. {Половцов}
  • Известков, пейзажный живописец

    и ученик Им. Ак. Худ., конкурировавший на медали и выставлявший работы свои в 1859 г. {Половцов}