ПЕРЕДВИЖНИКИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРЕДВИЖНИКИ
термин, обозначающий группу художников, отстаивавших традиции реализма, народности и демократических идеалов в искусстве, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок ( 1 8 7 0 - 1923). Идейные руководители: И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин и др.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ПЕРЕДВИЖНИКИ
художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 г. Порвав с академизмом, руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы. Картины отличались психологизмом, мастерством социального обобщения. Среди представителей: И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Маковский, И. Прянишников, Г. Мясоедов, В. Васнецов, А. Куинджи, И. Левитан и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Передвижники
художники реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение. Творчество передвижных художественных выставок образовалось в 1870 г. Передвижники, порвав с эстетикой академизма, руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной природы. Картины передвижников отличались психологизмом, мастерством социального общения (И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, В. Васнецов и др.).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Передвижники
художники, входившие в российское художественное объединение-Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-1924 часть передвижников вошла в АХРР.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ПЕРЕДВИЖНИКИ
художники, входившие в российское художественное объединение - "Товарищество передвижных художественных выставок". Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В.Г. Перова в противовес официальному центру искусства - Петербургской Академии художеств. И.Н. Крамской стал идейным вождем нового объединения. Передвижники находились под воздействием тенденциозных и вульгарных общественных и эстетических взглядов В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского. Освободившись от регламентации и опеки Академии художеств в создании, показе и реализации своих произведений, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. С 1871 Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах. Решительно порвав с канонами и эстетикой академизма, искусство передвижников искало свой творческий метод. Передвижники обратились к изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Служа своим творчеством интересам народа, они стремились прославлять его величие, силу, мудрость и красоту. Однако в изображении его жизни многие передвижники видели только темные стороны, не замечая духовного богатства православно-монархического мировоззрения.
Характерные для передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет. В состав передвижников в разное время входили (помимо инициаторов) И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, A.M. и В.М. Васнецовы, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл критик-демократ В.В. Стасов; П.М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку.
Передвижники внесли большой вклад в русское искусство. Но этот вклад мог бы быть гораздо большим, если бы их мировоззрение не было замутнено социальной тенденциозностью, обличительством и вульгарной эстетикой, которые духовно обедняли талантливых русских художников, вымывая из-под них национальную почву. К к. XIX в. передвижничество сходит на нет, а сами они постепенно становятся членами той самой Академии художеств, против которой ранее боролись.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПЕРЕДВИЖНИКИ
русские художники-реалисты, входившие в демократическое выставочное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и противопоставившие свои творческие принципы академизму. Целью объединения, организованного в 1870 г. по инициативе Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества. В ноябре 1870 г. был утвержден Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. Первая выставка состоялась в 1871 г. в Санкт-Петербурге, откуда картины были отправлены для показа в др. города. ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. городах. Объединение существовало до 1923 г., когда была устроена последняя, 48-я выставка, но расцвет искусства передвижников пришелся на 1870–80-е гг.
Плату за посещение экспозиции делили между участниками объединения, часть выручки сохраняли в общем фонде. Это позволяло поддерживать материально нуждавшихся членов ТПХВ, помогая им сосредотачиваться целиком на творчестве. Кроме того, каждый художник мог рассчитывать на продажу своих произведений на передвижных выставках. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. Товарищество не ограничивало доступ в свои ряды, что противоречило бы его демократической платформе. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. 1880-х гг. в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привел к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. В 1890-х гг. многие видные члены Товарищества (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др.) вошли в состав Петербургской академии художеств.
Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». Любой вымысел, идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». Благодаря творчеству передвижников, искусство становится в России общественной трибуной; художники обращаются к острым социальным и этическим проблемам, решают просветительские задачи. Передвижники мыслили свое занятие искусством как высокую миссию общественного служения. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю.
Убежденным пропагандистом творчества передвижников был критик В. В. Стасов, провозгласивший важность создания «хоровой» картины, где главным героем является народ, запечатленный во всем многообразии типов («Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880–83). Важную роль в становлении передвижничества сыграла собирательская деятельность купца и мецената П. М. Третьякова, основателя галереи русского искусства, сумевшего стать не только покупателем картин участников ТПХВ, но также подлинным другом и вдохновителем многих художников.
Наряду с господствовавшим в 1860-е гг. бытовым жанром в творчестве передвижников развиваются портрет и пейзаж. Главным объектом художественного постижения становится крестьянство и люди из низов, которые предстают не только жертвами социальной несправедливости, но и воплощением красоты и силы. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни (В. М. Максимов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; Г. Г. Мясоедов. «Страдная пора», 1887; И. М. Прянишников. «Порожняки», 1872); портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. «Странник», 1870; И. Н. Крамской. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883; И. Е. Репин. «Мужичок из робких», 1878); пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871; земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Во многих пейзажах звучит нотка щемящей печали, боль художников, ощущающих разлад между красотой родной земли и горем, которым она полнится. В исторических картинах передвижники стремились убедительно воссоздать старинный быт, костюмы, архитектуру, сделать изображаемое событие «осязаемым» для зрителя, погрузить его в атмосферу прошедшей эпохи (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871). В монументальных полотнах В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887) представлены переломные моменты русской истории, когда в противоборстве различных сил раскрываются существеннейшие черты национального характера.
Заметное место на передвижных выставках занимали портреты деятелей русской культуры, которые воспринимались обществом как «властители дум», самоотверженные пророки, проповедники высоких истин, взывающие к душам и сердцам. Галерея «лиц, дорогих нации» была создана во многом благодаря целенаправленной деятельности П. М. Третьякова, заказывавшего портреты художникам В. Г. Перову (портреты А. Н. Островского, 1871; Ф. М. Достоевского, В. И. Даля; И. С. Тургенева; все – 1872), И. Н. Крамскому (портреты Т. Г. Шевченко, М. М. Антокольского, Ф. А. Васильева; все – 1871; Л. Н. Толстого, 1873; И. А. Гончарова, 1874; Н. А. Некрасова, 1877; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879), И. Е. Репину (портреты И. С. Тургенева, 1876; И. Е. Забелина, 1877) и др. Н. А. Ярошенко создавал портреты-типы («Студент», 1881; «Курсистка», 1883).
Важное место в творчестве многих передвижников занимали евангельские сюжеты, переживаемые с исповедальной откровенностью и глубиной. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина?», 1890) и др. художники стремились не создать иллюстрации к Священному Писанию, а подойти к разрешению актуальных нравственных и философских вопросов. В. М. Васнецов обращался в своем творчестве к образам русского народного фольклора. В 1880–90-е гг. цветовая палитра в полотнах многих передвижников становится ярче и светлее, манера письма – свободнее, композиционные приемы разнообразнее (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.).
На протяжении нескольких десятилетий Товарищество объединяло почти всех наиболее талантливых русских художников. В его состав в разное время входили, помимо организаторов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, А. П. Рябушкин и др. После распада ТПХВ многие передвижники вошли в Ассоциацию художников революционной России.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
462.51 кб

Первый художник-передвижник

Хворостов А.С.
Первому художнику-передвижнику Г.Г. Мясоедову удалось собрать самых выдающихся живописцев, графиков, скульпторов своего времени.
Читать PDF
2.33 мб

ОБРАЗ ВЫБОРГА И КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА В ЖИВОПИСИ ИЗВЕСТНОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА-ПЕРЕДВИЖНИКА ВЛАДИМИР

Мартынова А. Г.
Впервые в искусствоведении в статье комплексно рассматривается образ Выборга и Карельского перешейка в живописи художника-передвижника В. Е. Маковского. Картину «Рыбак. Финляндия» (1899) художник написал в Мустамяки (дер.
Читать PDF
226.67 кб

Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве xi

Ван Пин
В данной статье речь идёт о значимости творческого вклада русских художников-передвижников в становление и развитие реализма.
Читать PDF
252.10 кб

ОЛЬГА ДАВЫДОВА. ТАЙНЫЙ РОМАНТИЗМ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

Душенко К.В.
Читать PDF
1.75 мб

Преемственность творчества передвижников в традициях современных тамбовских художников

Ромах Ольга Викторовна, Багаева Юлия Владимировна
Благодаря русским передвижникам, самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить те представления о жизни тех лет и творчестве русских художников, которые с большим трудом до
Читать PDF
188.19 кб

Творческий союз художников-передвижников и проблема Das Heilige (социопроективный аспект)

Цуканов Е. А., Цуканова И. В.
В статье на эмпирическом материале, относящемся к истории России последней трети XIX нач. ХХ вв., рассматривается феномен Священного и его роль в провоцировании революционных потрясений той эпохи.
Читать PDF
303.93 кб

Влияние Л. Н. Толстого на творчество художников-передвижников в исторической ситуации конца XIX нача

Арцибасова Елена Николаевна
В настоящее время актуально изучение взаимовлияния науки и художественного творчества, а также видов искусств. В связи с этим автор рассматривает опыт взаимного общения великого писателя России Л.Н.
Читать PDF
659.99 кб

Художественная культура Вятской губернии конца 1910-х годов. Первые передвижные художественные выста

Шакина Анна Владимировна
В статье рассматривается институциональный аспект художественной культуры Вятской губернии 1910-1920-х годов на примере создания музеев и первых передвижных выставок современного искусства.
Читать PDF
557.52 кб

Передвижные лаборатории контроля воды, воздуха и почвы

Щербакова Е. Ю.
В статье рассмотрены проекты передвижных лабораторий ООО «ФЕКС» для санитарно-гигиенического контроля и производственно-экологического мониторинга объектов по уничтожению химического оружия в Камбаркском районе Удмуртской Республи
Читать PDF
506.45 кб

Деятельность передвижных врачебных отрядов на Крайнем Северо-Востоке СССР в 1920-1930-е гг

Князькина Татьяна Анатольевна
Академическая медицина продолжительное время оставалась недоступной для населения Крайнего Северо-Востока страны.
Читать PDF
569.95 кб

Усадебные мотивы в живописи мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок»

Савина Екатерина Алексеевна
Рассматривается усадебное искусство второй половины XIX и рубежа XIX-XX веков. Выделяются «буржуазный» период усадебной жизни, соответствующая ему «этюдно-поэтическая» линия искусства.
Читать PDF
1.04 мб

Гендерная интерпретация произведений живописи мастеров товарищества передвижных художественных выста

Перельман Ирина Владимировна
В статье исследуется отношение между репрезентацией социальной стратификации и репрезентацией гендерной идентичности в живописи художников-передвижников.
Читать PDF
210.66 кб

Организация временных и передвижных выставок в национальном парке «Смоленское Поозерье»

Астахова В. А.
Национальным парком «Смоленское Поозерье» получен опыт по организации и владению временными и передвижными выставками, являющимися одной из эффективных форм экологической образовательной деятельности, которая позволяет формировать
Читать PDF
0.00 байт

Оценка влияния стационарных и передвижных источников загрязнения на атмосферный воздух (на примере п

Мостепан Елена Владимировна, Герус А. Ю., Веретенникова О. И.
Проанализирована деятельность отельного подразделения предприятия «Шахта Добропольская», выявлены источники загрязнения атмосферного воздуха, определена общая величина выбросов загрязняющих веществ этими источниками загрязнения.
Читать PDF
229.84 кб

Воздействие передвижных источников на качество атмосферного воздуха городов

Егорова О. С., Гоголь Э. В., Шипилова Р. Р., Тунакова Ю. А.
Развитие дорожной инфраструктуры вызывает необходимость определения точного состава выбросов вредных веществ от передвижных источников загрязнения, вклада каждой примеси в общую картину загрязнения приземного слоя атмосферного воз

Похожие термины: