ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Пьеро делла Франческа
ок. 1420— 1492) — ит. живописец. Крупнейший из живописцев и теоретиков искусства Раннего Возрождения. Родился в небольшом городке Борго-Сан-Сеполькро в Умбрии, недалеко от Арец-цо, в семье ремесленника. Учился в мастерской Доменико Венециано во Флоренции, где проявил интерес к искусству Мазаччо, Уччелло, Брунеллески и Альберти. Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. Творчество художника определило развитие ит. искусства в целом.
П. делла Ф. — автор алтарного образа «Мадонна Милосердия» (1450-1462), фресок в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452—1466), картины «Бичевание Христа» (между 1455 и 1460 гг.), парных портретов герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баггисты Сфорца (ок.1465).
Самое замечательное создание П. делла Ф. — фрески в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо, посвященные истории креста, на котором был распят Христос, рассказанной в популярной в то время «Золотой легенде» ит. монаха XIII в. Якопо де Вораджине.
Лит.: Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА
piero della francesca) (ок. 1420, Борго Сан-Сеполькро, близ Флоренции – 1492, там же), итальянский живописец и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье ремесленника. В кон. 1430-х гг. работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции. Испытал влияние Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал преимущественно в родном городе, где неизменно пользовался почетом и занимал важные государственные должности, а также в Ферраре (ок. 1448–50 гг.), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466 г.). Автор двух научных трактатов («О перспективе в живописи», до 1482 г., в котором впервые дано математическое обоснование перспективы; «Книга о пяти правильных телах», ок. 1490 г., – исследование о совершенных пропорциях).
В произведениях Пьеро царят светлая радость и торжественный покой. В композициях нет ничего случайного, суетного. Движения неторопливы и плавны, жесты скупы и выразительны. Последовательное применение линейной перспективы призвано не столько создать иллюзию трехмерного пространства, сколько выразить справедливую разумность и упорядоченность мироздания. Этой же цели служит геометризация форм, особенно заметная, например, в головных уборах и прическах, идеально круглых, конусовидных или цилиндрических. Вместе с тем Пьеро делла Франческа – один из величайших колористов в истории мирового искусства. Краски в его картинах и фресках чисты, легки, прозрачны и светоносны; насыщенное воздухом пространство словно омыто свежестью («Крещение Христа», 1450–55; «Мадонна Мизерикордия», 1460-е гг.).
Художника прославил цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452–66) на тему легенды о животворящем древе Креста, на котором был распят Иисус Христос. Литературным источником послужила «Золотая легенда» Иосифа Ворагинского (13 в.). Обобщая объемы фигур, развертывая строгие, пронизанные величавым ритмом композиции параллельно плоскости стены на фоне гармонически ясной, словно утренней природы, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветленной торжественности. Во фреске «Сон императора Константина» он одним из первых в европейской живописи делает попытку передать поток света, рассеивающий ночную мглу. Особая возвышенность и благородство отличают образный строй фрески «Воскресение Христа» (ок. 1463 г.). Профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (ок. 1465 г.) своими чеканными контурами напоминают античные медали. Погрудные изображения супругов вплотную придвинуты к переднему плану, в то время как пейзаж, простирающийся словно у их ног, убегает вдаль, растворяясь в голубоватой дымке. В поздней работе «Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро» (ок. 1472–75 гг.) архитектура храма, в котором пребывают Мадонна и предстоящие ей святые, не обозначает фон для изображенного события, а создает глубинное центрическое пространство.
Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы живописи эпохи Возрождения в Средней и Северной Италии. Учениками и последователями мастера были Лука Синьорелли, Мелоццо да Форли и Франческо Косса.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Пьеро делла Франческа
Piero della Francesca) Ок. 1415—1420, Борго Сан Сеполькро — 1492, Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро). Итальянский живописец и теоретик искусства. Мастер тосканской школы. Работал в Борго Сан Сеполькро, Ареццо, Риме, Ферраре, Флоренции. Римини, Урбино. Творческая деятельность Пьеро делла Франческа-живописца прервалась задолго до его смерти в сер. 1470-х, что источники (Вазари) объясняют постигшей его слепотой. В поздние годы обратился к теории искусства, написав трактаты De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи, до 1482) и Libellus de quinque corporalibus regularibus (Книга о пяти правильных телах, 1482). Уроженец маленького тосканского городка, Пьеро делла Франческа начал свой творческий путь в 1439 во Флоренции в качестве ученика и помощника Доменико Венециано. Связь с традициями флорентийской школ 1420—1430-х проступает в стилистических особенностях живописи Пьеро делла Франческа, патриархальности облика его персонажей, их степенности и величавости, в тяготении художника к крупным, почти монолитным формам, скупости линий, характерном рисунке прямых, тяжелых складок одеяний. Не меньшее значение имело для него усвоение новых принципов трактовки света и цвета в работах его учителя Д. Венециано и знакомство с картинами нидерландских мастеров, которые он мог изучить, работая в 1448—1450 в Ферраре при дворе Борсо д’Эсте и в 1460—1470-х в Урбино при дворе Федериго да Монтефельтро. Несомненна и связь художника с гуманистическими кругами, о чем свидетельствуют его интерес к теории и латынь его трактатов. Он представлял довольно редкий в XV в. тип художника-эрудита, обладавшего серьезными научными знаниями в области математики. Основываясь в своих трактатах на сформулированных первым теоретиком итльянского искусства XV в. Л. Б. Альберти принципах линейной перспективы и понятии concinnitas — гармонической соразмерности отношений, объединяющей формы природы, Пьеро делла Франческа связывает понятие совершенства в природе и искусстве с мерой, числом, пропорцией, формой правильных геометрических тел. Эти эстетические принципы получили в искусстве Пьеро делла Франческа последовательное выражение, что во многом определило неповторимость его творческого облика. Алтарные картины мастера (Мадонна делла Мизерикордия, ок. 1448, Сансеполькро, Пинакотека; Полиптих Сант Антонио, ок. 1460—1465, Перуджа, Нац. пинакотека Умбрии; Мадонна со святыми, ок. 1472—1474, Милан, галерея Брера), фресковые алтарные композиции (Мария Магдалина, ок. 1460, Ареццо, собор; Мадонна дель Парто, ок. 1460, Монтреки, капелла кладбища; Вознесение Христа, 1463—1465, Сансеполькро, Пинакотека) отличает беспримерная в живописи Италии XV в. стройность архитектоники, пропорциональная слаженность отдельных элементов, ритмических связей и пауз. По своей композиционной выстроенности и ритмике они подобны прекрасным зданиям. Облик персонажей художника так архитектоничен, что они безупречно вписываются в антикизированное архитектурное обрамление, ритмически перекликаясь с очертаниями арок и величественных колонн. Эти творческие устремления Пьеро делла Франческа находят свое наиболее полное и совершенное воплощение в его последней работе — монументальной алтарной композиции Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро, ок. 1472— 1474, Милан, галерея Брера), в которой традиционная тема обретает новую глубину религиозной символики и ставшее классическим для итальянского Возрождения композиционное решение. Главным мотивом, организующим композицию, придающим ей торжественность и размах, создающим особое пространство духовной сосредоточенности, пронизанное неярким светом и прозрачными тенями, становится написанная с большой пластической энергией, почти осязаемая архитектура — величественный церковный интерьер с колоссальной алтарной нишей. Архитектура, напоминающая своим классическим обликом постройки Альберти, Лаураны и других зодчих Раннего Возрождения, воплощающая идеальное равновесие, упорядоченную структуру и гармонию форм, играет столь большую роль в творчестве Пьеро делла Франческа, что он посвящает ей ведуту Идеальный город (ок. 1470, Урбино, Нац. галерея области Марке), положив начало новому живописному жанру. Персонажи Пьеро делла Франческа занимают особое место в галерее образов, созданных мастерами Раннего Возрождения. В противоположность многим современникам он не наделяет своих героев ни активной жизненной энергией, ни яркой неповторимостью индивидуального облика и характера. Нравственная сила его персонажей заключена в их горделивом спокойствии, торжественном равновесии их бытия, которое кажется длительным, прочным, почти неизменным. Эта прочность есть в их облике, в котором общее господствует над частным, имперсональное — над индивидуальным. Его образы воплощают вариации одного и того же типа — величественные, статные мужчины и женщины с неторопливыми движениями, скупыми жестами, крупными, тяжелыми чертами невозмутимых лиц. Мир художника при всем его холодноватом величии не только доподлинен, прочен, солиден, но и полон природного очарования, которое создается живописным строем его работ. Пьеро делла Франческа — один из величайших колористов XV в., названный его современником математиком Лукой Пачоли "королем живописи". Восприняв ряд живописных новшеств своего учителя Доменико Венециано, он разработал богатую, свежую, чистую, как бы пронизанную серебристым светом красочную палитру с преобладанием холодных льдисто-голубых, белых, бирюзовых, сиреневых, зеленых тонов, составляющих изысканную гармонию с золотисто-желтыми, кирпично-красными, вишневыми, сизо-коричневыми. В этой красочной гамме, особенно чистой и сияющей в его фресковых росписях, есть природное, пленэрное начало. В станковой живописи художник использовал вслед за Доменико Венециано и нидерландскими мастерами смешанную технику темперы с маслом, позволявшую добиться тонального единства, передать переходы неяркого, рассеянного света и легких прозрачных теней. Особенно тонко передана жизнь света в его поздних работах (Мадонна Сенигалия, ок. 1470, Урбино, Нац. галерея области Марке; Рождество, ок. 1470, Лондон, Нац. галерея; Мадонна со святыми, ок. 1472—1474, Милан, галерея Брера). Кульминацией творчества Пьеро делла Франческа явился его единственный фресковый цикл История Св. Креста (ок. 1452—1460, Ареццо, церковь Сан Франческо), созданный в расцвете творческих сил, наиболее полно воплощающий эпическое начало его искусства, его представление о неторопливом, величавом течении человеческой жизни, исторической и нравственной значимости изображенных событий, строгой и чистой красоте мироздания. Здесь раскрылось его умение придавать безупречную организованность сложным многофигурным композициям, объединенным равновесием точно выверенных ритмических связей, и, наконец, его блистательный талант колориста. Пьеро делла Франческа почти не обращался к портретному жанру, но его единственная достоверная работа такого рода — парные портреты урбинского герцога Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца (ок. 1465, Флоренция, галерея Уффици) — занимает видное место в истории портрета XV в. Избрав традиционный тип профильного портрета, художник отказался от присущей этому жанру стилизации, соединив величавую значительность с изысканной точностью передачи натуры, заменив нейтральный фон широкой, окутанной голубой дымкой пейзажной панорамой. Влияние Пьеро делла Франческа на современную ему живопись сыграло заметную роль в творческом формировании не только его прямых учеников Мелоццо да Форли и Синьорелли, но и художников других школ от А. да Мессина до Джованни Беллини и Перуджино.
Лит.: Лазарев В. М. Пьеро делла Франческа. М., 1965; Clark K. Piero della Francesca. London, 1954; Longhi R. Piero della Francesca. Milano, 1963.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
147.14 кб

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Виноградова Анна Германовна
Статья посвящена анализу трактата ренессансного художника Пьеро делла Франческа «De prospectiva pingendi», учебника живописной перспективы, а также отражение принципов, изложенных в данном академическом труде в шедеврах, созданных
Читать PDF
9.98 мб

Рецензия на: Гинзбург К. Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа / пер. с ит. и предисл. М. Велижева. М

Тарасова Наталья Сергеевна