Перун

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Перун
главнейший среди древнеславянских языческих богов. Бог грома и молнии.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ПЕРУН
главный бог древне славянского пантеона, бог дождя, молнии и грома. Соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Черты П. в христианстве были перенесены на Илью Пророка и Георгия Победоносца.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПЕРУН
бог грома (грозы) в восточнославянском языческом пантеоне, покровитель князя и его дружины. После принятия христианства уступил место схожему с ним образу Ильи-пророка. Считался в Древней Руси верховным божеством.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ПЕРУН
гл. бог балто-славян. языч. пантеона, бог грома и молнии. Как гл. бог неба П. почитался также как покровитель природы и земледелия. С зарождением клас. об-ва содержание культа П. меняется. В 8-10 вв. П. в качестве гл. бога почитался только на Руси, где стал преим. покровителем князя и его дружины. Заключая договоры с греками, князь Олег и Святослав и их дружинники клялись П. "по русскому закону". Владимир Святославич создал общий для всей страны языч. пантеон, где П. занимал первое место. С установлением христианства место П. в религ. верованиях занял "святой" Илья-громовержец.

Лит.: История культуры Древней Руси, т. 2, М.-Л., 1951; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чеш., М., 1956.

В. С. Румянцева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Перун
в восточнославянском пантеоне — бог грома (грозы). Имеет много общих черт с индоевропейскими и балтийскими традициями, главной среди которых является его отождествление с военным началом. Поэтому он издавна считался покровителем князя и его дружины у восточных славян вплоть до принятия христианства. Он представал обычно в образе немолодого воина. Главным его оружием были камни, стрелы, топоры. В период двоеверия, а затем и христианизации образ Перуна уступил место схожему с ним образу Ильи-пророка, к которому перешли многие особенности и традиционные черты Перуна-громовержца. Считался в Киевской Руси высшим божеством, символы которого занимали самое почетное место на холмах западного берега Днепра. Во время крещения Руси в 988 г. изображение Перуна первым было свергнуто и с позором сброшено со своего места.

Источник: Краткий словарь по истории.

ПЕРУН
в древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо почитался в княжеской среде. Идолы Перуна были в Киеве и Новгороде, поклонение этому божеству осуществляли возле древних дубов и в дубовых рощах. По древнерусским источникам, Перун имел множество ипостасей - "Перунъ есть многъ" (Перунов много), и, по-видимому, в разных местах поклонялись разным воплощениям этого божества.
Идол Перуна в Киеве был сделан из разных материалов: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги выкованы из железа; в руке было закреплено нечто, напоминающее молнию, составленное из драгоценных камней. В 988 этого идола привязали к лошадям и таким образом тащили по городу до реки. По всему пути двенадцать крепких молодых мужиков били его палками, а затем бросили в реку. В Новгороде Перуна сбросили с моста.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Перун

Перун - главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отожествляем с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня "par" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры - Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П. - производитель, творец. В то же время П. - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: "сбей тебя П.", "как цябе П. узяв". П. - божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан, с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 год). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 год). Русское предание наделяет П. палицей ("Полное Собрание Российских Летописей", II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день - 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир Св., до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив "12 мужи бити жезльем"; народ, продолжает летописец, "плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения". На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя Св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. - Ср. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" (М., 1865); А. Фаминцын "Божества древних славян" (Санкт-Петербург, вып. I, 1884). В. Р-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Перун
Славянским громовержцем был Перун. Его символ – скрещенные топор и молот. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к III тысячелетию до н. э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена.
Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому не удивительно, что вплоть до Х в. – времени военных походов киевлян – его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще не известен.
Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем – похитителем скота, вод, иногда светил и жены громовержца.
Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев, и это равнодушие народа к богу, объявленного верховным, неоднократно наводило ученых на мысль, что Перун – не славянское божество, а заимствовано у варягов.
Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия, возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли – Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными.

Языческий идол. X в.
Согласно преданиям белорусов, он мчится по воздушным высотам, и если видит, что на земле творится беззаконие, то разбирает скалы или малые небеса и насылает молнию на злых и нечестивых.
Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян – они побеждают хазар, воюют на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.
Скорее всего, имя этого бога было известно некогда и южным славянам. Об этом свидетельствует целый ряд сохранившихся здесь до настоящего времени пережитков, связанных, несомненно, с культом Перуна.
Так, например, до сих пор у болгар сохраняется имя Перун и женские имена – Перуна, Перунка, Перуника, Перуница, а также имена Парун и Паруна. Эти же имена встречаются и в фольклоре как у болгар, так и у сербов.
Кроме того, у всех южных славян до сих пор есть названия различных местностей, связанные с именем «Перун»: Перуня весь, гора Перун – у словенцев; гора Перун – в Боснии, то же в Далмации; село Перуновац – в Сербии; горная вершина Перинатица, село Перуника – там же; город Перин – в Болгарии и горная цепь Перин – в Македонии и т. д.

Источник: Славянская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
366.37 кб

Новгородский змияка-Перун и его аналоги

Грузнова Елена Борисовна
В 1858 г. П. И. Якушкин записал близ новгородского Перынского скита легенду о змияке-Перуне, которая содержит ряд архаичных черт, важных для реконструкции древнерусских мифологических представлений о Перуне.