ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
(1878-1939) – русский художник, в начале века был под влиянием символизма и модернизма. Мировую известность принесла ему картина «Купание красного коня». Входил в объединение «Мир искусства». Среди лучших работ художника романтико-патетические картины на революционные темы «1918 год в Петрограде»(«Петроградская мадонна»), « После боя» и «Смерть комиссара».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич
24.10/5.11.1878 - 15.02.1939), русский художник. Учился в Петербургском Центральном училище графики (1896-97) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905) у В.А. Серова. Брал уроки в Мюнхене и в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В начале века был под влиянием символизма и модернизма. Широкую известность принесла ему картина "Купание красного коня" (1912). Входил в объединение "Мир искусства". Среди лучших работ художника романтико-патетические картины на революционные темы "1918 год в Петрограде" ("Петроградская мадонна"), "После боя" и "Смерть комиссара". Участвовал в выставках "Золотое Руно" (1909-10), "Мир искусства" (1910-24), общества "Жар-Цвет" (1924), "Четыре искусства" (1925-29). Среди литературных работ Петрова-Водкина (рассказы, повести, очерки, теоретические статьи) наибольший интерес представляет автобиографическая книга "Моя повесть".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич
(1878-1939) - российский и советский деятель культуры, теоретик искусства, живописец, график, театральный художник и декоратор, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). В 1900-х гг. испытывал сильное влияние символизма и «модерна» («Сон», 1910; «Играющие мальчики», 1911; «Купание красного коня», 1912). С 1911 г. — член объединения «Мир искусства». Участвовал в выставках «Золотое Руно» (1909—1910), «Мир искусства» (1910—1924) и др. Неоднократно обращался к религиозным мотивам, став мастером «церковного модерна»: «Богоматерь с младенцем» — керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915). В 1920—1930-х гг. создавал картины на темы, навеянные пафосом революционной борьбы и жертвенности во имя будущего («1918 год в Петрограде», 1920; «После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928); аналитически строгие портреты (А. А. Ахматовой, 1922; А. Белого, 1932); натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932). Побывав в Самарканде (1921), расширил историко-культурный спектр своей живописи и графики восточными мотивами — опубликовал книгу со своими иллюстрациями «Самаркандия» (1923). В 1924—1929 гг. входил в объединение «Четыре искусства», работал как график, театральный художник и декоратор. Проявил себя и как талантливый писатель — «Моя повесть» (1-я ч. «Хлыновск», 1930; 2-я ч. «Пространство Эвклида», 1933) и др. В 1918—1933 гг. — один из реорганизаторов системы художественного образования, преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских — Институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич

(1878-1939).


Видный рус. сов. живописец, график, театр. художник; яркий представитель ранней сов. живописи. Род. в Хвалынске (ныне - Саратовской обл.), учился в Моск. ун-те живописи, ваяния и зодчества, в Мюнхене и Париже, чл. объединений "Мир искусства" и "Четыре Искусства", после Окт. революции преподавал в петрогр. Гос. свободных худож. мастерских (позже - Академии художеств). Известен также как автор р-зов, повестей, пьес.


К НФ имеет отношение дет. повесть П. "Аойа. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле" (1914) (c илл. автора), в к-рой описана карликовая раса, чье существование в пещерах неведомого острова поддерживается за счет внутреннего тепла Земли (см. Детская НФ, Затерянный мир, Климат, Полая Земля).


В. Б, И. Х.






Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич


Род. 24 октября (5 ноября) 1878 г., в Хвалынске, в семье сапожника, ум. 15 февраля 1939 г., в Ленинграде. Художник, писатель, теоретик искусства. Продолжатель традиций Серебряного века (символизма, модерна). Ученик В. А. Серова. Участник объединений художников "Мир искусства", "Четыре искусства". Работы: "Богоматерь с младенцем" (керамическое панно, 1904), "Сон" (1910), "Играющие мальчики" (1911), "Купание красного коня" (1912), "Мать" (1913), "Девушки на Волге" (1915), "Селедка" (1918), "Утренний натюрморт" (1918), "Автопортрет" (1918), "1918 год в Петрограде" (1920), портрет А. Ахматовой (1922), "После боя" (1923), "Смерть комиссара" (1928), "Землетрясение в Крыму" (1927—28), портрет А. Белого (1932), "1919 год. Тревога" (1934), портрет В. И. Ленина (1934), "Новоселье" (1937) и др. Книги: "Самаркандия" (1923), "Хлыновск" (1930), "Пространство Эвклида" (1933).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ ПЕТРОВ-ВОДКИН
1878–1939) Г.С. Оганов пишет: «…Художник стремился к выявлению жизни образа посредством выразительности формы, отсюда поиск динамического напряжения, ритмики и цвета. Конечно же, зрителя поражают не сами эти поиски, а прежде всего результат. А результат этот у Петрова?Водкина все же всегда выходит за пределы чисто композиционно?декоративных, живописных исканий – всегда здесь присутствует жизнь духа в конкретно?психологическом и одновременно философско?обобщенном выражении. Это и дает масштаб его произведениям и делает их при всех внешних, формальных параллелях с древнерусским или современным западноевропейским искусством произведениями оригинальными, своеобразными, глубоко самостоятельными». Кузьма Сергеевич Петров?Водкин родился на Волге в небольшом городке Хвалынске 5 ноября 1878 года. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Федоровича Водкина и его жены Анны Пантелеевны, урожденной Петровой. Когда мальчику шел третий год, отца забрали в солдаты и послали служить в Петербург, на Охту. Вскоре туда же перебралась и Анна Пантелеевна вместе с маленьким сыном. Через два с половиной года произошло возвращение в Хвалынск, где мать поступила в услужение в дом местных богачей. Кузьма жил при ней во флигеле. Еще учась в четырехклассном городском училище, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением увиденного мальчик сделал первые самостоятельные пробы – иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году Петров?Водкин окончил училище. Поработав летом в судоремонтных мастерских, юноша к осени отправился в Самару поступать в железнодорожное училище. Однако он провалился. В итоге Петров?Водкин оказался в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова. Здесь Кузьма получил азы живописного искусства. «До окончания нашего пребывания у Бурова, – вспоминал Петров?Водкин, – мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний». Через год Буров скончался. Кузьма вернулся на родину. А далее ему помог случай. Молодым художником заинтересовался заехавший на время из Петербурга в Хвалынск архитектор Р.Ф. Мельцер. Его пригласила Ю.И. Казарина для постройки дачи. Мать же Кузьмы по?прежнему работала горничной у ее сестры. Мельцеру показали работы юноши, выросшего на глазах хозяев дома. Пораженный архитектор вызвался помочь одаренному мальчику поступить учиться в Петербурге. Казарина, со своей стороны, обещала материальную поддержку. И действительно, долгие годы она присылала небольшие суммы Петрову?Водкину. В июле 1895 года Кузьма приехал в Петербург, а в конце августа выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица «в числе первых учеников». Однако, не удовлетворенный направлением этой школы, в 1897 году Петров?Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в течение семи лет до 1905 года. Из всех преподавателей наибольшее влияние оказал на него В.А. Серов, о котором художник с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. В училище завязалась творческая дружба художника с будущими единомышленниками в искусстве – П. Кузнецовым, П. Уткиным, М. Сарьяном. Еще в годы пребывания в училище Петров?Водкин весной 1901 года на велосипеде вместе с товарищем совершает поездку за границу. Он достигает Мюнхена, где берет уроки в знаменитой школе А. Ашбе. Затянувшаяся учеба в училище объяснялась разными причинами: отчасти необходимостью заработка, но больше страстным увлечением Петрова?Водкина литературой, отнимавшей много сил и времени. И после окончания училища он на первых порах настолько захвачен литературным творчеством, что не сразу делает выбор в пользу живописи. Решающей оказывается встреча с В.Э. Борисовым?Мусатовым, следуя совету которого Петров?Водкин едет осенью 1905 года для дальнейшего совершенствования в Италию и Францию. Кроме того, художник побывал в Алжире и во Франции (Париж, Бретань, Пиренеи). Путешествуя, он много наблюдает, много работает, изучает великих мастеров прошлого и современное искусство. Появляются тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Петров?Водкин возвращается на родину в 1908 году обогащенный яркими впечатлениями. За границей он женится и привозит в Россию Марию Иованович. Художник познакомился с ней в 1906 году. Мария была дочерью хозяйки пансиона в Фонтенэ?о?Роз под Парижем, где жил художник. С тех пор они были неразлучны. Мария Федоровна выказала необыкновенную преданность мужу. После смерти мужа она сберегла и затем передала в музеи и архивы большую часть его художественного и литературного наследия. Они поселяются в Петербурге, где проходит отныне вся дальнейшая жизнь художника. «Ученик великого Серова, он относился к своей деятельности традиционно для русских художников, как к высокой миссии, видя в искусстве одну из форм познания мира и мечту о красоте – вечный поиск гармонии. Ранний Петров?Водкин в своих первых пробах обращается к воображаемым, навеянным фантазией образам ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910). Они еще малосамостоятельны, носят подражательный характер, в своей отвлеченной отрешенности и аллегоризме соприкасаясь с искусством символистов, с творчеством Пюви де Шаванна, а также с декоративизмом Матисса ("Портрет жены", 1907; "Играющие мальчики", 1911) и отчасти с гротесково?заостренной образностью искусства Тулуз?Лотрека ("Театр. Драма", "Театр. Фарс", обе – 1907). Но эти мимолетные влияния вскоре художником будут преодолены. Его искусство, все больше уходя корнями в родную почву, ощущая свою органическую связь с ней, откроет красоту земли русской, ее народа, с его культурой, и вместе с тем все пристальнее будет изучаться Петровым?Водкиным и творчески ассимилироваться великое наследие мировой культуры» (В.А. Тамручи). В 1912 году Петров?Водкин написал картину «Купанье красного коня», принесшую ему громкую известность и вызвавшую много споров вокруг его имени. «Огромный, не вмещающийся в размеры полотна, величавый и мудрый конь багряным знаменем полыхал над входом первой выставки, куда поместили картину устроители, хорошо понимавшие, какое сильное впечатление она произведет. "Красный конь" и впрямь произвел ошеломляющее впечатление, – пишет Г.С. Оганов. – К тому времени публика успела уже привыкнуть и к острой, бьющей в глаза экспрессивности, и к многозначительным построениям символистов, и к скандальным выходкам футуристов. Но здесь было совсем не то. Внешне, по "сюжету", все в картине было предельно просто. Юноши, почти подростки, купают коней в пруду. Краски полотна ясные, яркие, и доминирует красный. Внешне все в картине спокойно, размеренно, даже статично. А зрителю передается состояние какой?то невысказанной тревоги… "Купанье красного коня" и в самом деле парадоксальная картина. Все в ней на контрастах, и именно их строгое взаимодействие создает ту внутреннюю напряженность, которая передается зрителю…» Следующая картина, «Мать» (1913), напоминает об увлечении Петрова?Водкина иконой. О том говорит лепка лиц, система пробелов на локальных цветовых пятнах одежды. Широкая картина родной земли, пространство, окружающее фигуру, навевают мысль о близости, о единстве человека с природой. В «Девушках на Волге» (1915) получило последующее развитие то, что было начато в полотнах, посвященных теме материнства, – поиски этического идеала, характерных черт духовной и физической красоты русской женщины. «В 1917 году Петров?Водкин создает три картины на крестьянские темы, подводящие некоторые итоги его поискам последних лет. Одна из них – "Семья" развивает линию, начатую картинами "Мать" 1913 и 1915 годов. Необходимо отметить особое умение художника монументализировать простейшую жанровую сцену, превратить ее в устойчивый, словно высеченный в камне образ традиционной, дружной крестьянской семьи, собравшейся возле обедающего отца, чтущей в нем своего кормильца… Другая картина – "Утро. Купальщицы" – сюжетно продолжает "Девушек на Волге"; это как бы иная интерпретация, иной поворот той же темы… В этот своего рода цикл входит и одна из самых поэтичных и философских картин Петрова?Водкина – "Полдень" (1917), в которой он, следуя традиции раннеренессансных мастеров, в чуть наивной, трогательной и вместе с тем глубоко продуманной форме дал панораму жизни русского крестьянина» (Ю.А. Русаков). Петров?Водкин приветствовал Октябрьскую революцию. С 1918 года он преподает в Петроградской академии художеств, неоднократно оформляет театральные постановки, создает много живописных полотен, графических листов. В 1920 году по живым впечатлениям событий того времени художник пишет картину «Петроград, 1918 год». В картине города – тревога и в то же время какое?то странное величие: плавно уходит в глубину пространство, размеренно круглятся арки, как бы преодолевая тревогу и беспорядок. В 1918–1919 годах Петров?Водкин много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов: «Селедка» (1918), «Розовый натюрморт. Ветка яблони» (1918), «Утренний натюрморт» (1918), «Скрипка» (1918), «Натюрморт с зеркалом» (1919), «Натюрморт с самоваром» (1920), «Натюрморт с пепельницей на зеркале» (1920), «Натюрморт. Бокал и лимон» (1922), «Черемуха в стакане» (1932). «Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой, – утверждал художник. – В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, – в этом основное требование натюрморта». В своих лучших натюрмортах художник достигает большой философской и художественной глубины, переплавляя новые впечатления и размышления в образы искусства. Человек с самого начала был главной темой искусства Петрова?Водкина. Очень рано начинает складываться в его творчестве и определенный тип портрета. Индивидуальные черты каждого человека, его характерность как бы отступают на второй план, но не исчезают вовсе… В портрете жены, исполненном в 1913 году, очень характерном для живописи Петрова?Водкина той поры, человек предстает как спокойный, вдумчивый наблюдатель, гармонически принимающий окружающий мир. Как пишет В.А. Тамручи: «Эта выразительность взгляда есть и в собирательных портретных образах Петрова?Водкина ("Казачка", "Желтое лицо", "Работница", 1925), но, конечно, большую глубину и внутреннюю одухотворенность она получает в индивидуальных портретах с их более сложной и тонкой духовностью, интеллектуальностью. Такова сдержанно?возвышенная и строгая "Анна Ахматова" (1922, Государственный Русский музей) – одна из вершин портретного искусства Петрова?Водкина. В синеве умных, влекущих своей загадочностью глаз Ахматовой, в ее задумчиво?печальном самоуглубленном взгляде раскрыта духовная красота человека и поэта». Особое место занимают портреты дочери художника – Ленушки, появившейся на свет осенью 1922 года. В течение многих лет Петров?Водкин писал ее портреты, сцены в детской вместе с матерью. Такие картины он написал и во Франции – «Спящий ребенок» (1924) и «Утро в детской» (1924–1925), куда художник был командирован для ознакомления с художественным образованием и учебными пособиями в Западной Европе. Неоднократно возвращаясь к теме Гражданской войны, Петров?Водкин стремился к тому, чтобы запечатлеть события в их историческом значении. Он создает картины «После боя» (1923), «Смерть комиссара» (1927–1928), «1919 год. Тревога» (1934). «В эти последние годы в творчестве Петрова?Водкина ясно различаются два потока, два направления поисков, – отмечает Н. Адаскина. – Одна линия – поиски экспрессии, психологической напряженности, динамика характеров и композиций, другая – светлая линия гармоничных женских портретов и некоторых картин. Акварельный лист "Весна в деревне" (1928) представляет эту вторую линию. Художник верен своей мечте о совершенных человеческих отношениях. Верен он основным принципам своего искусства – убеждать не рассказом, а эмоциональными средствами самой живописи. В небольшом акварельном листе он не строит сложной "планетарной" композиции, но образы любящих приподняты над прозой будней сочными красками, совершенством и законченностью линейно?пластического изображения». Во второй половине двадцатых годов у Петрова?Водкина неожиданно открылся туберкулезный процесс. В 1928–1929 годах болезнь принимает угрожающе тяжелую форму. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на Кавказе реальной пользы не приносит. В течение нескольких лет Петров?Водкин не мог из?за болезненной реакции легких на запах масляной краски заниматься живописью. В эти годы он возвращается к давно заброшенной литературной работе. Он пишет увлекательные автобиографические повести: «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия». Умер Петров?Водкин 15 февраля 1939 года.

Источник: 100 великих художников. 2004