ПИЛОН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПИЛОН
(англ. pylon), монументальные ворота в египетских храмах или дворцах, строились из камня и обычно украшались рельефными фигурами, а также иероглифами.

Источник: Археологический словарь. 1990

Пилон
гр. pylon - ворота) – столб, прямоугольный в плане, в отличие от круглых колонн или плоских пилястр. Поддерживает своды или расположены по бокам портала здания, въезда на мост и т.д.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПИЛОН
ворота, вход — массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов. Кроме того, башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПИЛОН
(греч. pylon — ворота, вход) — 1) массив-ный столб для поддержания сводов, арок, перекрытий, мостовых пролетов. В зодчестве пилоны могут использоваться как декоративное оформление по бокам пор-тала здания, въезда на мост и т.д. В архитектуре класси-цизма пилоны украшали входы на территорию дворцов и парков; 2) В древнеегипетской архитектуре пилонами назывались башнеобразные усеченные пирамиды, воздвигаемые по сторонам входов в храмы. Они украшались иероглифами и рельефами.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПИЛОН
от греч. pylon – ворота, вход), башнеобразное сооружение в форме усеченной пирамиды. В Древнем Египте пилоны, появившиеся в эпоху Среднего царства (21–16 вв. до н. э.), обрамляли вход в храмы. Пилонами также называют массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда на территорию дворцов, парков, получившие широкое распространение в эпоху классицизма. Пилоны в современной архитектуре – мощные столбы, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в подземных станциях метрополитена и некоторых др. сооружениях.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Пилон
, Жермен (Pilon Germain) Ок. 1525/1537, Париж — 1590, Париж. Скульптор, один из крупнейших мастеров французского Возрождения. Учился у своего отца — резчика по камню. Работал в основном в Париже и замках вокруг столицы (Фонтенбло). Был образованным человеком, любившим и хорошо знавшим античную поэзию и историю. В ранних произведениях художник прославляет красоту и обаяние юности (Три Грации, ок. 1563, Париж, Лувр). Работая в мраморе, ваятель искусно передает упругую гибкость и стройность тела, грацию движений, изящество форм, ощущение нежной поверхности кожи, ее матовое свечение. Хотя композиция была создана как надгробное сооружение — Грации поддерживают урну с сердцем Генриха II, — облик девушек исполнен ясного, просветленного приятия жизни. Это одно из самых прекрасных творений французского Ренессанса. Совместно с архитектором П. Леско Пилон работал над монументальной усыпальницей Генриха II и Екатерины Медичи (1563—1572, Париж, аббатство Сен-Дени). Надгробие в виде грандиозной арки венчают статуи коленопреклоненных короля и королевы в парадных одеждах. Несмотря на некоторую обобщенность трактовки, Пилон передает различие характеров и индивидуальности королевской четы. Образ Генриха II, получившего смертельное ранение на рыцарском турнире и умершего в возрасте 40 лет, поражает своей человечностью. В тихой задумчивости лица, в неуверенном наклоне головы, в жесте рук проступают растерянность, недоумение и в то же время смирение перед судьбой. Хотя Екатерина Медичи также изображена в молитвенной позе, от ее фигуры исходит ощущение концентрированной, деятельной энергии. Лицо четких определенных форм, с плотно сжатыми губами говорит о волевом, властном характере. Надгробие создавалось при жизни королевы по ее заказу, и скульптор изобразил ее такой, какой она желала остаться в памяти потомков. В статуях королевской четы проявился несомненный дар мастера в области портрета. Внутри арки король и королева представлены полуобнаженными, распростертыми на мраморных саркофагах, как бы в предсмертной агонии. Подлинным шедевром мировой пластики является надгробная статуя канцлера Рене Бирага (1584—1585) и его жены Валентины Бальбиани (1572—1584, обе — Париж, Лувр) работы Пилона. Поражают мощная лепка, динамика и выразительность скульптурных форм, сложность и многоплановость в передаче внутреннего мира человека. Художник мастерски трансформирует реальные объемы человеческого тела, одежды в выразительные пластические формы: мантия Бирага упругими динамичными спиралями стелется за ним, словно некое бронзовое чудовище, притаившееся за спиной коленопреклоненного канцлера. Метафоричность мышления — характерная особенность, присущая творчеству Пилона и французского Возрождения вообще. В статуе Валентины Бальбиани перед нами предстает прекрасная молодая женщина, как бы погруженная в воспоминания. В ее образе запечатлены умиротворенность и сосредоточенность души, словно человек на грани бытия пытается проникнуть в некие неведомые тайны, постичь некие великие истины. В обработке мрамора сказалась школа, полученная Пилоном в мастерской отца. С тончайшим, но не навязчивым мастерством передает ваятель различные фактуры: нежную податливую мягкость кожи, шелковистый блеск локонов, узорчатое шитье великолепного платья. Умение воссоздать особенности внутреннего мира человека, индивидуальность модели определили успешную работу Пилона в жанре портрета: бюст Генриха II (ок. 1570— 1575), Карла IX (оба — Париж, Лувр), епископа Ж. Де Морвийе (1577, Орлеан, Музей изящных искусств); медали с портретами Генриха II, Карла IX, Екатерины Медичи, Рене Бирага и др. Поздние работы Пилона пронизаны настроениями тревоги (Скорбящая Мадонна, ок. 1586, Париж, Лувр). В образе Марии отражено смятение души, охваченной скорбью. Техника терракоты сохранила трепет прикосновения рук художника, следы движения пальцев и стека по влажной глине, выражающие волнение самого мастера. В рельефе Снятие с креста (1580-е, Париж, Лувр) в поникших контурах, в нервном ритме линий воплощена тема скорби: кажется, "плачут" складки одежд, струящиеся потоки волос. Даже фон пролеплен тончайшим рельефом, испещрен чуть заметными колебаниями высоты рельефа, углублениями, подъемами — словно поверхность его "дышит"; отражающиеся блики света создают ощущение одухотворенной пространственной среды. Произведения последнего периода созвучны кризисным явлениям в истории Франции, охваченной братоубийственными религиозными войнами, кризисом ренессансного гуманизма.
Лит.: Terrasse Ch. Germain Pilon. Paris, 1930; Berge I. Germain Pilon. 1934; Gaehtgens T. W. Zum fruhen und reifen Werk des Germain Pilon. Bonn, 1966 (Diss.).
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • ЖЕРМЕН ПИЛОН

    1537–1590) Искусство Жермена Пилона составляет славу французской скульптуры XVI века. Проникновение в глубину человеческих чувств, композиционное мастерство, сила и точность резца характеризуют твор