Платон Городецкий

Найдено 1 определение
Платон Городецкий

(в миру Николай Иванович) — митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской лавры, сын священника И. А. Шалюхина, родился 2-го мая 1803 г. в посаде Погорелом Городище (откуда и фамилия П., не пожелавшего носить фамилию отца, и названного Городецким при поступлении в духовное училище), Тверской губ., Ржевского уезда, умер 1-го октября 1891 г. в Киеве. После домашней подготовки, под руководством отца, П. поступил в 1811 г. в Ржевское Духовное училище, откуда перешел в 1817 г. в Тверскую Духовную Семинарию, по окончании курса которой был послан в 1823 г. в С.-Петербургскую Духовную Академию, где слушал знаменитого проповедника Иннокентия. Выпущенный из Академии в 1827 г., в VII курсе 10-м магистром, П. в том же году (7-го сентября) был назначен профессором физико-математических наук и греческого языка в Орловскую Духовную Семинарию. Здесь Г. проводил время в неустанной работе. Он проверил довольно обширную тамошнюю библиотеку и составил ее каталог; занимал некоторое время (с 9-го марта 1828 г.) должность преподавателя французского языка; исправлял должность инспектора Семинарии (с 14-го апреля 1829 г.), секретаря семинарского правления (с 19-го октября 1828 г.) и производил ревизию духовного училища (с 13-го апреля 1829 г.). Тут же П. сблизился с ректором Семинарии, бывшим впоследствии митрополитом Киевским, высокопреосвященным Арсением, который оказал большое влияние на всю последующую его деятельность. В 1829 г. (29-го сентября) он был переведен в бакалавры, или доценты С.-Петербургской Духовной Академии, сначала на кафедру греческого языка в низшем отделении, а потом (с сентября 1830 г.)— богословских наук: нравственного и обличительного богословия. В мае 1830 г. П. был пострижен в монашество и посвящен в сан иеромонаха, а в следующем году, (6-го ноября), за незаурядные умственные дарования, высокие качества его личного характера и строгую иноческую жизнь, возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Академии, в каковой должности и состоял до 1838 г. В звании архимандрита П. проходил и другие служения: был библиотекарем, членом совета Академии, исправлял обязанности эконома Академии, редактировал академический журнал "Христианское Чтение". Своей неутомимой и полезной деятельностью П. обратил на себя внимание высшего начальства, и ему были поручены духовная цензура и ревизия духовно-учебных заведений. По Должности цензора он, между прочим, рассматривал "Книгу соборных правил" на греческом и славянском языках, в издании которой принимал деятельное участие, по поручению Св. Синода, Филарет, митрополит Московский. П. первый стал преподавать богословские науки на русском языке, вместо латинского, и очистил их от схоластических форм, первый стал разрабатывать полемику с расколом и преподавать историю раскола. Среди своих учеников в Академии он пользовался любовью и оставил по себе хорошую память. В 1837 г. (20-го декабря) архимандрит П. был определен в Костромскую Духовную Семинарию ректором и профессором богословских наук. Кроме этих обязанностей, он в Костроме управлял также Богоявленским второклассным монастырем, занимал первое место в ряду членов Консистории, был цензором проповедей тамошнего духовенства и состоял членом Комитета попечения о тюрьмах г. Костромы.


Через два года, когда совершилось воссоединение западно-русских униатов с православной церковью, архим. П., как обнаруживший, еще в бытность на службе в Академии, во время подготовления дела воссоединения, — живое сочувствие и участие к этому делу, был переведен 28-го апреля вслед а совершившимся торжеством воссоединения, настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. Тут начался самый важный период в жизни П., период чисто административного служения православной церкви и отечеству, преимущественно на окраинах русского государства, где требуется от представителя православной церкви особенная зоркость, стойкость и мудрый такт в управлении делами. Вскоре П. сделался ревностным сотрудником преосвященного Литовского Иосифа (Семашко), который, незадолго перед тем, с миллионной паствой оставил унию и присоединился к православной церкви. Плодотворная деятельность архимандрита П. обратила на него внимание высшего начальства, и 8-го сентября 1843 г. он был рукоположен во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Будучи епископом Ковенским, преосвященный П. особенно заботился об утверждении в воссоединенном духовенстве и обществе преданности православной церкви, ее богослужению и постановлениям. Через пять лет, 6-го ноября 1848 г., ему Высочайше было повелено быть епископом Рижской епархии. В 1850 г., по возведении Рижской архиерейской кафедры, бывшей до сего викарной, на степень самостоятельной епископской, П. пожалован был саном архиепископа. В конце 1860-х годов П. был вызываем для присутствования в Св. Синоде (в течение почти 4-х лет). Со времени перехода в Ригу пастырская деятельность П. расширилась. В то время немцы-лютеране теснили там православных эстов и латышей, отнимали у них земли, привлекали безвинных к суду и подвергали взысканиям. Нападки немцев на православие и православных усилились, когда образовалась самостоятельная русская епархия. Они осмеивали православных пастырей, не щадили и преосвященного. П. выступил на защиту угнетаемых и православия. Он с редкой твердостью характера преодолел массу интриг и не только удержал в православии эстов и латышей, но и увеличил паству присоединением с лишком 41000 человек. Преосвященный украсил неустроенные до него храмы в Остзейском крае и построил новые; возвысил епархиальное духовенство в умственном и нравственном отношениях, преобразовал Рижское духовнее училище в Семинарию, которая была открыта в Риге осенью 1851 г. Все священники его епархии находились с ним в непосредственных сношениях и всегда пользовались его разумными советами, какие местные меры предпринимать для борьбы с лютеранами. Число приходских школ при нем в епархии возросло до 359. Чтобы защитить православных крестьян, у которых помещики отбирали дома и земли, он ходатайствовал о Высочайшем повелении отводить таким крестьянам земли в казенных имениях. Миссионерская деятельность П. простиралась не на одних только лютеран, но и на раскольников, преимущественно Федосеевского толка. В Рижской семинарии был открыт отдельный класс для изучения раскола и средств для борьбы против него. Результатом этой деятельности преосвященного было основание в Псковской и Рижской епархиях семи единоверческих приходов и присоединение к православию более 3000 раскольников. Отстаивая интересы православной церкви, П. в то же время старался поднять русское значение в крае. Он настаивал, чтобы преподавание русского языка было усилено в крае и чтобы были открыты в Ревеле и Риге мужские гимназии. В 1863 г. митрополит Московский Филарет, когда обер-прокурор Св. Синода спрашивал его совета относительно кандидатов на важную архиерейскую кафедру Казанскую, высоко ценя заслуги Платона, поставил его первым в ряду других кандидатов. Но важность дела, на которое П. был призван в Рижскую епархию, а с другой стороны, трудность заменить его другим лицом были причинами, почему его кандидатура была отклонена. За свои труды по Рижской епархии П. получил панагию, украшенную драгоценными камнями, орден св. Александра Невского и алмазный крест на клобук. В 1867 г. архиепископ П., согласно прошению, был переведен в Донскую епархию. Здесь он также нашел обширное поле для миссионерской деятельности. Раскольников в Донской епархии в 1860-х годах насчитывалось 80000. П. старался уничтожить существовавшую вражду у старообрядцев к православной церкви и до некоторой степени успевал в этом. Он принимал раскольников в своей гостиной и за чашкой чаю лично беседовал с ними; сам ездил проповедовать в глухие раскольнические притоны; священников, малоспособных к миссионерству, заменял другими. П. действовал и другим внушал действовать против раскольников мирным способом и чуждался репрессивных мер. На Дону он основал несколько единоверческих приходов и присоединил к православию несколько тысяч человек. Далее, в 1871 г. П. открыл в Новочеркасске миссионерский комитет и при его помощи распространял христианство среди калмыков, исповедовавших буддийскую религию. Немного ранее им была открыта Донская Духовная Семинария, и, в тех же целях обращения калмыков, — в учебный курс ее было введено преподавание калмыцкого языка. П. также положил начало изучению языка и быта калмыков на месте их кочевьев, строил церкви, открывал церковно-приходские школы, призывая к педагогической деятельности приходское духовенство. 25-го апреля 1877 г. архиепископ П. был перемещен на кафедру Херсонской епархии, где был отпразднован в том же году 50-летний юбилей его деятельности на пользу церкви и отечества. В Одессе, где паства подвергалась чужеземным влияниям, и где она была более других жителей России склонна утратить православную веру, учреждено было Платоном братство св. Андрея Первозванного. Он также основал здесь и устроил женское епархиальное училище. 4-го февраля 1882 г. П. назначен был митрополитом Киевским и Галицким. В 1886 г., по его инициативе, в Киеве состоялся съезд представителей духовенства — преосвященных южных и западных епархий для решения вопроса об общих мерах против штундизма. Затем, для усиления миссионерской деятельности учреждены были четыре миссионерские вакансии и открыта третья викарная епископская кафедра. Немало было сделано митрополитом Платоном и для просвещения вверенной ему паствы: в этом отношении обращают на себя внимание: преобразование братства св. Владимира, основание и открытие второго епархиального женского училища, постоянная заботливость о церковно-приходских школах и, особенно, о рассадниках духовного просвещения — Духовной Академии и Духовной Семинарии. За свою долголетнюю и полезную деятельность П. получил ордена: св. Андрея Первозванного с алмазами, св. Владимира 1-й степени, св. Александра Невского, св. Анны 1-й степени и две панагии, украшенные драгоценными камнями; из иностранных орденов он имел: Сербский орден Такова 1-й степени, Черногорский орден князя Даниила 1-й степени, Болгарский орден Александра 1-й степени; был членом многих ученых и благотворительных обществ и учреждений и т. д.


Митрополит Платон пользовался большой известностью не только как энергичный деятель, но и как талантливый проповедник. Наиболее выдающиеся из его речей и бесед следующие: "Слово, произнесенное преосвященным Платоном, епископом Ковенским, при первым его служении в Ковенском Александро-Невском соборе, 29 го октября 1843 г.", СПб. 1844 г.; "Речь пред молебствием по объявлении Высочайшего манифеста, данного в 14-й день марта 1848 г., по случаю распространившейся на Западе крамолы", СПб. 1849 г.; "Слово о бессмертии души человеческой, сказанное при поминовении одной благородной девицы", СПб. 1864 г.; "Первое пастырское послание к православным эстам и латышам о том, что православная Восточная церковь есть истинная Христова спасительная церковь", С.-Гиб. 1866 г.; "Второе послание к православным эстам и латышам Прибалтийского края о том, что Иисус Христос основал одну церковь, которую должны составлять все ученики Его в совершенном единомыслии", СПб. 1866 г. и 1873 г.; "Третье послание... о том, что православная Восточная церковь основана Иисусом Христом и апостолами Его и доселе остается в правоверии", CПб. 1866 г. и 1873 г.; "Четвертое послание... о том, что православная русская церковь есть отрасль Восточной и находится в совершенном единении с ней", СПб. 1866 г.; "Пятое послание", СПб. 1866 г.; "Шестое послание... о том, что православная русская церковь с самого основания ее и доселе хранила истинную, древлеотеческую и благодатную веру Христову", СПб. 1866 г.; "Речь при открытии Рижского Петропавловского Братства", СПб. 1866 г.; "Прощание с рижской паствой", СПб. 1867 г. Об этой речи Платона профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский в письме 8-го мая 1867 г. замечает: "А. Н. Муравьев сказал, что речью своей Платон Рижский больше оказал услуги православию, нежели 18-ю годами своего архиерейства (в Риге)". Погодин в своей газете писал: "Я не любил Платона Рижского, раз только с ним встретился, и он мне не понравился. Прочитав речь, я поклонился в землю, заочно прося прощения, что не любил его. Вот речь пастыря, умеющего сказать и по месту, и по обстоятельствам". "Ответ на письмо русских рижан", СПб. 1867 г.; "Слово о частном суде, о смерти человека, сказанное при погребении тела в Бозе почившего графа И. М. Платова... 12-го октября 1874 г.", Новочеркасск, 1874 г.; "Три слова о ходатайстве святых, сказанные высокопреосвященным Платоном, бывшим архиепископом Донским и Новочеркасским", Киев, 1883 г.; "Слово в день Рождества Пресвятые Богородицы о том, что родители передают детям свои нравственные качества", Киев. 1883 г.; "О том, что православные христиане должны твердо держать свой веру и соединять с ней искреннюю любовь к Богу, к ближним и к самим себе", Киев, 1884 и 1885 гг.; "Пастырское вразумление посылающим безыменные письма", Киев. 1885 г.; "Беседа, сказанная в день празднования 900-летнего юбилея крещения России, 15-го июля 1888 г., о том, что вера, исповедываемая православной русской церковью, есть истинная, благодатная и спасательная Христова вера", Киев. 1888 г.; "Пастырское послание к глаголемым старообрядцам", Киев, 1888 г. и Москва. 1888 г.; "Беседа в день празднования 50-летнего юбилея со времени воссоединения бывших в России униатов с православной Греко-Восточной церковью в 1839 г., сказанная в Виленском кафедральном соборе 8-го июня 1889 г., о том, что все христиане, по учению Иисуса Христа и апостолов Его должны жить в мире и любви между собой и держаться одного вероисповедания, основанного на одном учении", Вильна, 1889 г. и Киев, 1889 г.; "Предсмертное слово увещания приснопамятного старца-архипастыря к заблуждающимся в вере штундистам и прочим сектантам", Киев. 1897 г. Другие речи и беседы преосвященного Платона помещены в двух сборниках: "Слова и речи Платона, архиепископа Херсонского и Одесского, сказанные во время управления Херсонской епархией с июня 1877 г. по май 1880 г.". Издание Одесского духовенства в память исполнившейся 26-го мая 1880 г. 50-летней годовщины священства архипастыря. Одесса. 1880 г., изд. 2-е, Киев. 1883 г.; и "Избранные слова и беседы, произнесенные в разные годы на дни воскресные и праздничные", Киев. 1892 г. Кроме того, Платону принадлежат "Письма к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1892 г.).


Некролог высокопреосвященного Платона, митрополита Киевского и Галицкого, Киев. 1891 г.; "Тверские епарх. Ведомости", 1891 г., № 20, ч. неофициальная, стр. 535—538; "Костромские епарх. Ведомости" 1891 г., № 20, стр. 463—466; "Литовские епарх. Ведомости" 1891 г., № 41, стр. 326—336; "Рижские епарх. Ведомости", 1891 г., № 20, стр. 664—683; "Донские епарх. Ведомости" 1891 г., № 20, стр. 881—885; "Херсонские епарх. Ведомости" 1891 г., № 20, стр. 607—612; "Киевские епарх. Ведомости" 1891 г., № 20, стр. 470—483; "Труды Киевской Духовной Академии", 1891 г., № 11, стр. 1—38; "Минские епарх. Ведомости" 1891 г., № 20, стр. 531—533; "Душеполезное чтение", 1891 г., № 11, стр. 429—447, некролог проф. И. Н. Корсунского; "Новое Время" 1891 г., № 5.602; "Всемирная Иллюстрация" 1891 г., № 1.186 (16); "Север" 1891 г., № 41, стр. 2.721—2.724; "Нива" 1891 г., стр. 938; "Библиографические Записки" 1892 г., № 1, стр. 36; "Русский календарь А. Суворина" на 1893 г., стр. 333; "Московские Ведомости" 1887 г., № 251 и 1891 г., №№ 272, 273, 275 и 278; "Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьеву", Киев. 1869 г., стр. 54, 56, 57, 72 и 75; "Письма митрополита Филарета к Антонию", М. 1888 г., ч. III, стр. 35—36; "Письма Филарета к Высочайшим особам и другим лицам". Изд. архиеп. Саввой, Тверь. 1888 г., ч. I, стр. 83, ч. II, стр. 211, 276; "Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского", т. V. М. 1887—1888 г., стр. 499—502; "Церковные Ведомости", (прибавления) 1889 г., № 13 и 17, 1890 г. № 14 и 15, статьи профес. И. Н. Корсунского; "Прибавления к Творениям св. отцов" 1884 г., т. XXXIII, стр. 328, 1889 г., кн. 3; "Русский Архив" 1887 г., ч. III, стр. 226, 236; "Чтения в Обществе Истории и Древностей" 1877 г., кн. II, стр. 35. "Материалов отечественных" 1880 г., кн. IV, отд. "Письма митропол. Филарета" стр. 4; "Православное Обозрение", 1868 г., т. XXVII, стр. 144. "Известия и заметки"; "Христианское Чтение" 1899 г., № 10, стр. 655—661; "Руководство для сельских пастырей" 1882 г., № 13 и 14, стр. 309—352, статья: "Новый архипастырь Киевский и Галицкий высокопреосвященный митрополит Платон". В. Колосов. "История Тверской Духовной Семинарии", Тверь. 1889 г., стр. 433—434; Н. Андроников. "Исторические записки о Кoстромской Духовной Семинарии", Кострома. 1874 г., стр. 49; И. Чистович. "История СПб. духовной академии", СПб. 1857 г., стр. 273, 339, 342, 352, 371, 418, 446; "Пятидесятилетний юбилей службы св. церкви и отечеству высокопреосвященного Платона, архиепископа Херсонского и Одесского", Одесса. 1877 г.; Н. Снесарев. "Донская епархия и 10-летнее управление ею архиепископа Платона", Новочеркасск. 1877.


И. Давидович.


{Половцов}





Платон Городецкий


(в миру Николай Иванович, 1803—1891) — митрополит киевский и галицкий. Сын священника Тверской губ., П. получил образование в СПб. духовной академии, по окончании курса которой со степенью магистра занимал последовательно должности преподавателя орловской семинарии, бакалавра СПб. акад. греческого яз., нравственного богословия и истории раскола с его обличением, инспектора той же акад. и ректора костромской семинарии. В 1843 г. П. был назначен викарием литовской епархии, а затем был викарием псковской епархии, епископом и архиеп. Рижским, Донским, Херсонским и, наконец, киевским митрополитом. Во время управления рижской епархией (1850—67) деятельно заботился об укреплении православия в крае. Он почти удвоил число церквей, обратил внимание на поднятие благосостояния духовенства, преобразовал Рижское духовное училище в семинарию и прилагал большие старания к принятию в число воспитанников семинарии природных эстов и латышей. Благодаря энергической миссионерской деятельности среди латышей и эстов рижская паства увеличивалась за время управления П. на 41 тыс. чел. Результатом деятельности П. против раскола (преимущественно, Федосеевского толка) было основание в псковской и рижской епархии 7 единоверческих приходов и воссоединение с православною церковью более 3000 раскольников. Миссионерская деятельность П. продолжалась и на Дону. Им основано несколько единоверческих приходов и воссоединено несколько тысяч раскольников. Для распространения христианства среди донских калмыков П. ввел изучение калмыцкого языка в курс предметов духовной семинарии, открыл отделение миссионерского общества в Новочеркасске и положил начало изучению языка и быта калмыков на месте их кочевок. В Киеве Платон боролся со штундизмом, для чего были учреждены 4 миссионерских вакансии. Литературные труды П.: "Беседа на новый год и о бесплодной смоковнице" (Киев, 1882), "Три слова о ходатайстве святых" (ib., 1883), "Пастырское вразумление посылающим безымянные письма" (ib., 1885), "Слова и речи, сказанные во время управления Херсонской епархией" (ib., 1883), "Пастырское послание к глаголемым "старообрядцам" (ib., 1888), "Письма к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому", "Избранные слова и беседы, произнесенные в разные годы на дни воскресные и праздничные" (изд. "Руководства для сельских пастырей", Киев, 1892) и др. См. "Новый архипастырь Киевский и Галицкий высокопр. митроп. Платон" ("Руководство для сельских. пастырей", 1882) и "Некролог высокопреосвящ. П., митрополита Киевского и Галицкого" (Киев, 1891).


{Брокгауз}





Платон Городецкий


(Николай Иванович) — митрополит Киевский и Галицкий.


Родился 2 мая 1803 года в посаде Погорелое Городище Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника.


В 1811 году поступил в Ржевское духовное училище.


В 1817 году перешел в Тверскую духовную семинарию.


В 1823 году, по окончании курса духовной семинарии, послан в Санкт-Петербургскую духовную академию.


7 сентября 1827 года окончил духовную академию со званием магистра и назначен профессором в Орловскую духовную семинарию.


С 9 марта 1828 года занимал должность преподавателя французского языка.


С 14 апреля 1829 года — инспектор духовной семинарии, секретарь семинарского правления и ревизор духовных училищ.


25 сентября 1829 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию.


17 мая 1830 года пострижен в монашество; 25 мая рукоположен во иеродиакона; 26 мая — во иеромонаха.


5 мая 1831 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, а 6 ноября того же года возведен в сан архимандрита. В этот период исполнял и другие должности: библиотекаря, члена Совета духовной академии, эконома академии, редактировал академический журнал "Христианское чтение".


20 декабря 1837 года определен ректором Костромской духовной семинарии и профессором богословских наук. Кроме того, управлял Костромским Богоявленским монастырем, был членом консистории, цензором проповедей местного духовенства и членом Комитета попечения в тюрьмах города Костромы.


28 апреля 1839 года, после воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью, поставлен настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря.


8 сентября 1843 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии.


6 ноября 1848 года переведен епископом Рижским, викарием Псковской епархии.


С 27 июня 1849 года по 15 апреля 1856 года управлял Псковской епархией.


С 11 марта 1850 года — епископ вновь учрежденной самостоятельной Рижской епархии и управляющий Псковской епархией.


21 апреля 1850 года возведен в сан архиепископа.


С конца 1860 года — присутствующий в Святейшем Синоде (почти в течение четырех лет).


9 марта 1867 года, по личной просьбе, переведен архиепископом на кафедру Донскую и Новочеркасскую.


В 1871 году открыл в Новочеркасске Миссионерский комитет.


В 1876 году избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.


25 апреля 1877 года перемещен на кафедру Херсонскую и Одесскую.


С 4 февраля 1882 года — митрополит Киевский и Галицкий, член Святейшего Синода и священноархимандрит Киево-Печерской Успенской лавры.


Скончался 1 октября 1891 года в Киеве.


Со времени назначения настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря у митрополита Платона начался самый важный период в его жизни — период чисто администраторского служения Церкви и Отечеству преимущественно на окраинах Русского государства, где требовалась от представителя Православной Церкви особенная зоркость, стойкость и мудрый такт в управлении делами.


Платон сделался ревностным сотрудником преосвященного Литовского Иосифа (Семашко, 11868), который незадолго перед тем с миллионною паствою оставил унию и присоединился к Православной Церкви. Будучи епископом Ковенским, преосвященный Платон особенно заботился об утверждении в воссоединенном духовенстве и обществе преданности Православной Церкви, ее богослужению и постановлениям.


С переходом в Ригу архипастырская деятельность владыки Платона расширилась. В это время немцы-лютеране теснили православных эстов и латышей. Нападки немцев на Православие и православных усилились, когда образовалась самостоятельная русская епархия. Владыка Платон с редкой твердостью характера преодолел массу интриг и увеличил паству присоединением сорок одной тысячи человек.


Преосвященный Платон украсил неустроенные до него храмы в Остзейском крае и построил новые, возвысил епархиальное духовенство, преобразовал Рижское духовное училище в духовную семинарию, открыл около 350 приходских школ.


Миссионерская деятельность владыки Платона простиралась не только на одних лютеран, но и на раскольников.


Заботами преосвященного Платона было основано в Псковской и Рижской епархиях семь единоверческих приходов и присоединено к Православию три тысячи раскольников. Архиепископ Платон действовал против раскольников мирным путем и чуждался репрессивных мер.


В Одессе, где паства подверглась чужеземным влияниям, им учреждено было Братство святого апостола Андрея Первозванного. Здесь же им было основано женское епархиальное училище.


Немало было сделано митрополитом Платоном и в Киеве для просвещения вверенной ему паствы. Он постоянно заботился о церковно-приходских школах и особенно о духовной семинарии и академии, преобразовал Братство святого князя Владимира, основал и открыл два женских училища.


За свою долголетнюю и полезную деятельность награжден орденами:


святого Андрея Первозванного с алмазами, святого князя Владимира I степени, святого Александра Невского, святой Анны I степени и двумя панагиями, украшенными драгоценными камнями. Из иностранных орденов он имел: сербский орден Иакова I степени, Черногорский орден князя Даниила I степени, болгарский орден Александра I степени.


Преосвященный Платон состоял членом многих ученых и благотворительных обществ и учреждений.


Митрополит Платон отличался чрезвычайной ласковостью, добротой, сердечным, живым отношением ко всем, кто только обращался к нему с какой-либо нуждою.


В 1888 году пожертвовал пятнадцать тысяч рублей на возобновление Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря, упраздненного после пожара.


Митрополит Платон пользовался большой известностью не только как энергичный деятель, но и как талантливый проповедник.


Труды:


Пастырское послание к глаголемым "старообрядцам". — Киев, 1888. См. также: Церковные ведомости. — 1888, № 31—32, № 33, с. 823, 886. Речь, предшествующая благодарственному молебствию по случаю избавления благоверного государя императора Александра Николаевича от угрожающего ему убийства в 19 день ноября 1879 г. Пастырское вразумление посылающим безымянные письма. — Киев, 1885. Слова и речи на разные случаи. Христос Воскресе! (Слово на Святую Пасху). — Киев, 1890.


Три слова о ходатайстве святых. — Киев, 1883. Слова и речи, сказанные во время управления Херсонской епархией. — Киев, 1883. Избранные слова и беседы, произнесенные в разные годы на дни воскресные и праздничные. — Киев, 1892.


Избранные мысли из душеспасительных поучений. — СПб., 1895. Две речи. — Киев, 1882.


Речь при открытии Рижского Петропавловского братства. — СПб., 1866.


Беседа в день празднования 50-летнего юбилея со времени воссоединения бывших в России униатов с православной греко-российской церковью в 1839 году. — Киев, 1899. Прощание с рижской паствой. — СПб., 1867. Письма к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому // Труды Киевской духовной академии. — 1892. Предсмертное слово увещания приснопамятного старца-архипастыря к заблуждающимся в вере штундистам и прочим сектантам. — Киев, 1897.


Литература:


Снесарев Н. Донская епархия и 10-летнее управление ею архиепископа Платона. — Новочеркасск, 1887.


Андронников Н. О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. — Кострома, 1874, с. 49.


Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб., 1857, с. 273, 339, 342, 352, 371, 418, 446. Колосов В. И. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. — Тверь, 1889, с. 433—434. Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911. — Т. 3,1901; т. 4, 5, 6, 9.


Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839—1889. — М., 1899, с. 2, 23, 31, 51, 53,150, 227, 248, 263, 311, 335, 336, 353, 395. Князев А. Управление высокопреосвященным Платоном (ныне митрополитом Киевским) Херсонскою епархией 1877—1882. — Киев, 1884. Кириллов А. Пребывание высокопреосвященного Платона, митрополита Киевского и Галицкого в Новочеркасске с 19/V по 23/VI 1886 г. — Новочеркасск.


Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 251. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 20, 357—359.


Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 193, 203,138, 270. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1400, 1403,1404,1410, 1416.


Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 306.


Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 313. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 382, 383, 539, 855,1014,1016.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 16, 73, 75, 76, 77.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 313. Пятидесятилетний юбилей службы Святой Церкви и отечеству высокопреосвященного Платона, архиепископа Херсонского и Одесского. — Одесса, 1877.


Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1884. — Т. 33, с. 328; 1889, кн. 3. Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846—1918; 1877. — Кн. 2, с. 35. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./ Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. — СПб., 1885—1888. — Т. 5, с. 499—502. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (1831—1867 гг.): в 4 ч. — М., 1877—1884; 1883, ч. 3, с. 35—36. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, ч. 1, с. 83; ч. 2, с. 211, 276.


Русский календарь А. Суворина на 1893 г. — СПб., 1893, с. 333.


Письма Филарета митрополита Московского к А. Н. Муравьеву. — Киев, 1869, с. 54, 56, 57, 72, 75.


Библиографические записки. — М., 1892, № 1, с. 36.


Руководство для сельских пастырей. — 1882, № 13 и 14, с. 309—352. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, т. 1, с. 946. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 865.


Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 540; прим. 1, с. 544.


Освящение собора в Риге митрополитом Платоном (Городецким). (Каталог СПб., Синод, библ.). Посещение костела митрополитом Платоном (Городецким). (Каталог СПб., Синод, библ.). Благодеяние православному эсту митрополитом Платоном (Городецким). (Каталог СПб., Синод, библ.).


Обед в честь митрополита Платона (Городецкого) от донского дворянства. (Каталог СПб., Синод, библ.).


Письмо рижан к митрополиту Платону (Городецкому). (Каталог СПб., Синод, библ.). Прощание с Ригой митрополита Платона (Городецкого). (Каталог СПб., Синод, библ.). Пребывание в Новочеркасске митрополита Платона (Городецкого). (Каталог СПб., Синод, библ.).


Пребывание в Вильне митрополита Платона (Городецкого). (Каталог СПб., Синод, библ.). 25-летие его служения. (Каталог СПб., Синод, библ.).


40-летие его служения. (Каталог СПб., Синод, библ.).


60-летие его служения. (Каталог СПб., Синод, библ.).


Промысл Божий из жизни покойного митрополита Киевского Платона // Кормчий. — М., 1907, № 42, с. 501—502. Высокопреосвященнейший Платон, митрополит Киевский (некролог). — Киев, 1891. См. также: Душеполезное чтение. — М., 1891, № 11. Литовские епархиальные ведомости. — 1891, № 41, с. 326—336.


Тверские епархиальные ведомости. — 1891, № 20, с. 535—538.


Киевские епархиальные ведомости. — 1891, № 20, с. 470—483.


Херсонские епархиальные ведомости. — 1891, № 20, с. 607—612.


Донские епархиальные ведомости. — 1891, № 20, с. 881—885.


Рижские епархиальные ведомости. — 1891, № 20, с. 664—683.


Костромские епархиальные ведомости. — 1891, с. 463—466.


Минские епархиальные ведомости. — 1891, № 20, с. 531—533.


Московские ведомости. — М., 1887, № 251. — 1891, № 272—273, 275, 278. Труды Киевской духовной академии. — 1870, август, с. 20. — 1873, январь, с. 25. — 1874, январь, с. 18—20; апрель, май, июнь, с. 127,127; июль, с. 293. — 1875, май, с. XII. — 1877, март, с. 654. — 1879, февраль, с. 276. — 1882, июнь, с. 162—163, 168—169, 175—176; июль, с. 183, 186, 327; сентябрь, с. 178—206; декабрь, с. 423, 465. — 1884, июнь, с. 65—66, 78—79, 88—89, 96—97, 109—112; июль, с. 141; август, с. 145, 158; сентябрь, с. 217—218; октябрь, с. 262—264; ноябрь, с. 409—445; декабрь, с. 487. — 1886, февраль, с. 272, 279; апрель, с. 12,17—21, 28, 57, 72, 76, 93,101; май, с. 4—6; август, с. 38—39, 12, 21—27; декабрь, с. 65, 77, 84—85, 97,105—107.


— 1887, сентябрь, с. 81—84; октябрь, с. 116; ноябрь, с. 138.


— 1888, февраль, с. 249—251, 254—255, 262—263; апрель, с. 10; сентябрь, с. 3—56, 57—63, 329—346; ноябрь, с. 88—91, 95—96; декабрь, с. 101,105—106,109.


— 1889, январь, с. 197—198; май, с. 148, 154; июнь, с. 164; июль, с. 4—12. — 1890, июнь, с. 119, 121—127, 146; август, с. 193—194, 201, 645; октябрь, с. 343; декабрь, с. 10.


— 1891, май, с. 133, 138, 141; июнь, с. 147; август, с. 215—224; ноябрь, с. 1—38. Нива. — СПб., 1891, с. 938. Киевлянин. — Киев, 1864—1919; 1891, № 214. Север. — СПб., 1891, № 41, с. 2721—2724. Новое время. — СПб., 1868—1916; 1891, № 5, с. 602.


Душеполезное чтение. — М., 1891, № 11, с. 429—447.


Исторический вестник. — СПб., 1884, ноябрь, с. 417.


— 1885, апрель, с. 188. — 1895, февраль, с. 650. — 1896, апрель, с. 157,177,180. — 1908, сентябрь, с. 896. Известия по Казанской епархии. — 1869, № 4, с. 98.


— 1882, № 5, с. 73; № 7, с. 129—130; № 21, с. 561. — 1883, № 23, 24, с. 718. — 1884, № 4, с. 104—105. — 1885, № 21, с. 798—802, 779. — 1867, № 4, с. 97. Самарские епархиальные ведомости. — 1867, № 9, с. 151.


Странник. — СПб., 1891, июнь-июль, с. 320. Душеполезные размышления. — М., 1878—1887; 1884, с. 405—407.


Церковный вестник. — СПб., 1891, № 1, с. 11, 14; № 23, с. 354; № 27, с. 426; № 39, с. 620; № 40, с. 635; № 41, с. 641—642, 645, 651; № 43, с. 675, 676; № 46, с. 728—729; № 47, с. 742—744. — 1895, № 6, с. 177—179.


Православный собеседник. — Казань, 1898, октябрь, с. 506. — 1900, ноябрь, с. 480. — 1902, сентябрь, с. 139. — 1904, сентябрь, с. 398. — 1907, апрель, с. 539. — 1911, июль-август, с. 40. Русский паломник. — 1888, № 16, с. 196. — 1895, № 31, с. 488—490. Русская старина. — СПб., 1872, декабрь, с. 676. — 1881, апрель, с. 787, 790. — 1882, ноябрь, с. 341—342. Православное обозрение. — М., 1863, апрель, с. 234.


— 1866, февраль, с. 93—94; октябрь, с. 89. — 1868, март, с. 133—134. — 1871, январь-декабрь, с. 167. — 1873, январь, с. 58. — 1874, январь-декабрь, с. 579. — 1875, ноябрь, с. 604—608; декабрь, с. 779—781.


— 1876, май-декабрь, с. 804—806. — 1877, сентябрь-декабрь, с. 376—378. — 1884, февраль. — с. 396; сентябрь-декабрь, с. 625—629, 635—641. — 1886, сентябрь-декабрь, с. 203. Христианское чтение. — СПб., 1872, декабрь, с. 140,151—152.


— 1875, июль-декабрь, с. 510. — 1876, ноябрь-декабрь, с. 530. — 1884, сентябрь-октябрь, с. 348—384. — 1899, октябрь-декабрь, с. 655—661. Церковные ведомости. — СПб., 1890, с. 449. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1888, № 27, с. 734. — 1891, № 41, с. 1407—1419. — 1903, № 50, с. 1977. Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 11, с. 56.


— 1959, № 11, с. 43, 50. Митрополит Платон Киевский об императоре Николае Павловиче // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 1, с. 435.


Еще о Киевском митрополите Платоне // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 2, с. 417—420. Из дневника В. А. Муханова, 1862 г. // Русский архив. — М., 1897. — Кн. 1, с. 69. Граф В. А. Бобринский // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 3, с. 585.


Письмо К. П. Победоносцева архимандриту Полтавскому Илариону от 17 сентябрь 1910 г. // Русский архив. — М., 1916. — Кн. 1, с. 137. Русский архив. — М., 1899. — Кн. 3, № 12, с. 549.


— 1910. — Кн. 1, № 1, с. 102—103, 107. Красный архив. — 1930. — Т. 39, с. 112.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 3;т. 10, с. 610—611.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 767; т. 2, с. 1330, 1813, 1814, 1954, 2275.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 14, с. 43—47. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а, с. 852.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008