Полякова, Мария Николаевна

Найдено 1 определение
Полякова, Мария Николаевна

[20.10(1.11). 1870, Луганск, ныне Ворошиловград — 20.9.1960, Москва] — арт. оперы (меццо-сопрано, затем сопрано). Мать Н. Шпиллер. Род. в многодетной купеческой семье. Окончив гимназию, в 1892 поступила в Моск. конс., где обучалась пению в кл. Е. Лавровской. В 1895—97 совершенствовалась в Париже у Д. Арто, к-рая определила ее голос как сопрано. Вернувшись в Россию, брала уроки пения в Петербурге у И. Прянишникова. В 1893 принимала участие в концертах, посвященных памяти Н. Рубинштейна, пела в студенческих спектаклях ("Орфей и Эвридика" К. В. Глюка и "Тайный брак" Д. Чимарозы, п/у В. Сафонова). В 1898 дебютировала в Харьков. опере; в составе этой труппы гастролировала в 1899 в Киеве, где пела с И. Тартаковым. В 1899 выступала попеременно в Казани и Саратове (антр. М. Бородая); в составе этого оперного товарищества гастролировала в Н. Новгороде, Симбирске, Самаре (1900), Петербурге (1900, Панаевский т-р), Москве (1901, т-р "Эрмитаж"). В 1902—03 пела в Товариществе Моск. частной рус. оперы, затем недолго выступала в Киеве (антр. М. Бородая), после чего оставила сцену. Обладала голосом, по определению муз. критика, "полного звука, с красивым, задушевным медиумом".


1-я исп. партий: Рафаэля ("Рафаэль"), ? ("Царица Савская"); в Казани — Волховы ("Садко"). А. Гольденвейзер вспоминал об исп. певицей партии Рафаэля: "Особенно чудесно пела, тогда еще студентка консерватории, Полякова, замечательное меццо-сопрано, — один из лучших голосов, какие я когда-либо слышал"*.


Лучшие партии: Татьяна, Марфа ("Царская невеста"), Волхова, Микаэла, Иоланта. "Слушая "Иоланту" на частной сцене, начинаешь даже верить, что эта опера действительно способна исторгать слезы из глаз слушателей. По крайней мере такое впечатление производит исполнение заглавной партии Поляковой... Каждое движение, каждый жест, каждая интонация — все в ее передаче трогательно, правдиво и выразительно: лучшую Иоланту трудно себе представить" (Ю. Энгель)**.


Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Маша ("Дубровский"), Лиза ("Пиковая дама"); Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Маргарита ("Фауст"), Виолетта. Партнеры: М. Агулин, П. Агнивцев, А. Антоновский, С. Брыкин, А. Круглов, Л. Образцов, Ф. Ошустович, Н. Сперанский, О. Фюрер. Пела п/у И. Палицына, В. Сука.


1-я исп. сольной партии в кантате "На 10-летие коронования" А. Аренского (23 окт. 1893, п/у В. Сафонова).


Талант певицы высоко ценили Н. Римский-Корсаков, Г. Конюс (композитор посвятил П. романсы "О смейся надо мной", ор. 12 № 4, 1897 и "Подражание древним" ("Он придти обещал"), ор. 12 № 6, 1898).


Лит.: Энгель Ю. Д.** Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971; Гольденвейзер А. Б.*. О музыкальном искусстве: Сб. статей / Сост., общ. ред., вступ. статья и коммент. Д. Д. Благого. — М., 1975.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008