Пономарев 1-й, Гавриил ПавловичПономарев Александр Иванович

Пономарев Александр Ефимович

Найдено 2 определения термина Пономарев Александр Ефимович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Пономарев Александр Ефимович

Пономарев (Александр Ефимович) - актер; с 1780-х годов выступал на провинциальных сценах, затем в театре Медокса (см.) и на казенной драматической сцене в Москве и Санкт-Петербурге. Имел большой успех в ролях пройдох, слуг, комических стариков, приказных (секретарь Кохтин в "Ябеде" Капниста ). Князь А.А. Шаховской замечает, что на роли карикатурных стариков Пономарев был "первым" актером. В 1825 г. Пономарев числился еще в составе труппы Санкт-Петербургского придворного театра (Греч , "Русская Талия", 1825). Ум.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Пономарев, Александр Ефимович

известный артист; родился в 1765 г. Свою артистическую деятельность П. начал в 1780-х годах, в провинции, в ролях пройдох и слуг, и имел большой успех; потом приехал в Москву, где поступил в труппу Медокса; когда последний прекратил свою антрепризу, П., как и многие его товарищи, был принят на казенную московскую сцену, а затем В. В. Капнист, заведовавший тогда театром в Петербурге, пригласил его к себе. Но в Петербурге на ролях П. стал выдвигаться молодой артист С. Петров, который вскоре и стал на первом месте, и тогда Дирекция, предугадывая истинные способности П., мало-помалу, хотя и против его желания, перевела его на роли смешных или карикатурных стариков, и он сейчас же выдвинулся, так как у него был большой комический талант, ярко проявлявшийся в таких ролях, как роли деревенских лакеев, комических стариков, сутяг, приказных и т. п. Особенно хорош он был в ролях приказных; по словам Булгарина, "когда, бывало, появится П. в светло-зеленом мундире, красном камзоле, красном исподнем платье, низкой треугольной шляпе и затянет своим козлиным голосом подьяческие куплеты — умора!" Арапов говорит, что П. был неподражаем, исполняя песенку: "Ах, что нынче за время! взяток брать не велят". Также хорошо исполнял он роли деревенских лакеев, в которых, как бы ничтожны они ни были, смешил уже выражением своего лица, своими манерами, ухватками. "Надо было видеть, — рассказывает Жихарев, — как он играл Антропку в "Модной Лавке". Какая походка, какая фигура и какой разговор!.. Ну, право, этот П. в своем роде Превиль". Затем, он был очень хорош в "Выдуманном кладе", в "Рекрутском Наборе", в "Ссоре, или два соседа" и во многих других комедиях. В роли дворецкого, Клима Кондратьевича, в пьесе "Богатонов, или провинциал в столице" он, по свидетельству современников, был незаменим. Кроме ролей в комедиях, П. исполнял также роли комических стариков и в операх. Особенно хорош он был в роли Цимбалды в опере "Князь-Невидимка". В своих воспоминаниях современники рассказывают, что публика хохотала до упаду при одном его появлении в этой пьесе. Из других оперных его ролей наибольшим успехом пользовались роль Кифара в "Русалке" и Седыря в "Илье-Богатыре"; несмотря на то, что и в ролях комических стариков П. пользовался не меньшим успехом, чем ранее в ролях пройдох и слуг, он все-таки не переставал роптать и жаловаться на Дирекцию за перемену амплуа. По дарованию своему П. может быть поставлен наряду с самыми лучшими артистами-комиками того времени. Только незначительность его амплуа не позволяет сравнивать его с величайшим нашим комиком начала XIX столетия, В. Ф. Рыкаловым. Однако, несмотря на то, что роли П. всегда были чисто комические, артист знал меру и не шаржировал, играл всегда естественно и просто. В его исполнении зрители видели не актера в роли, а живые типы. На Петербургской сцене П. пробыл более двадцати лет и еще в июне 1828 года имя его встречается в афишах в качестве исполнителя роли дворецкого Клима Кондратьевича в пьесе "Богатонов, или провинциал в столице". П. скончался 17-го сентября 1831 года, 65-ти лет от роду; погребен он на Смоленском кладбище.

"Репертуар Русского театра" 1840 г., ч. 2, кн. XI, ст. кн. А. А. Шаховского: "Летопись Русского театра", стр. 17; П. Н. Арапов, "Летопись Русского театра", СПб. 1861 г., стр. 143, 163, 192, 200, 281 и др.; "Драматический Альбом", стр. LII и LVI; "Отечественные Записки" 1855 г., ст. С. П. Жихарева: "Дневник Чиновника", № 5, стр. 161, и № 7, стр. 155; "Северная Пчела" 1828 г., 14-го июня, № 71, ст. "Русский театр", стр. 2—3; "Вестник Европы" 1811 г., стр. 269 и 229; "Записки" Вигеля; "Пантеон русского и всех европейских театров" 1840 г., ст. Ф. Булгарина: "Театральные воспоминания", № 1, стр. 82; "Русская Талия" 1825 г.; "Артиста" 1890 г., кн. 18, ст. A. H. Сиротинина: "Очерк развития русского сценического искусства", стр. 46; "Русское Обозрение" 1897 г., № 9, ст. К. Корсака: "Судьбы русского театра", стр. 317; "Северная Пчела" 1830 г., 26-го августа, № 102, ст. "Русский театр", стр. 4.

Е. Ястребцев.

{Половцов}



Пономарев, Александр Ефимович

— актер; с 1780-х гг. выступал на провинциальных сценах, затем в театре Медокса (см.) и на казенной драматической сцене в Москве и СПб. Имел большой успех в ролях пройдох, слуг, комических стариков, приказных (секретарь Кохтин — в "Ябеде" Капниста). Кн. А. А. Шаховской замечает, что на роли карикатурных стариков П. был "первым" актером. В 1825 г. П. числился еще в составе труппы СПб. придворного театра (Греч, "Русская Талия", на 1825 г.).

Ум.

{Брокгауз}



Пономарев, Александр Ефимович

[1765 (в нек-рых источ. 1766) — 17 (30).9.1831, Петербург] — арт. оперы (тенор) и драмы. С нач. 1780-х гг. выступал в провинции, с 1783 — в моск. Петровском т-ре, с 1801 — в петерб. Имп. т-ре. П. был известным и любимым публикой характерным актером. По свидетельству современников, в даре "общительной веселости" не уступал Я. Воробьеву. Играл в основном буффонные, гротесковые и острохарактерные роли. С особенным мастерством исп. роли подьячих, к-рые арт. трактовал в социально-обличительном плане.

1-й исп. партий: Филатки ("Ям"), Кифара ("Леста, днепровская русалка"), Цымбалда ("Князь-невидимка, или Личарда-волшебник"), Седыря ("Илья-богатырь"), Егора ("Любовная почта"), Кифара ("Русалка" К. Кавоса), Убада ("Три брата горбуны"), Филатки ("Посиделки, следствие Яма"); в Петербурге — Мегемета-Еффенди ("Забавы калифа, или Шутки на одни сутки"), Слуги ("Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам"); на рус. сцене — Эжени ("Опрокинутые повозки"), Доминго ("Павел и Виргиния"), Османа ("Двое скупых"). Лучшие партии: Филатка ("Ям"), Геронт. Партнеры: Д. Болина, Я. Воробьев, П. Злов, А. И. Иванова, Г. Климовский, В. Самойлов, Н. Семенова, Н. Соколовская. Пел п/у К. Кавоса.

Лит.: Жихарев С. П. Записки современника. — М.; Л., 1934. С. 519; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Очерк. — Л., 1959. С. 327—329; Асеев Б. Н. Русский драматический театр от истоков до конца XVIII века. — М., 1977. С. 503—504.



Пономарев, Александр Ефимович

драмат. артист, еще служил 1825 г.; на сцене с начала 1780-х годов.

Дополнение: Пономарев, Александр Ефимович, актер; † 65 л., 17 сент. 1831 г.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Пономарев Александр Ефимович — 0

Найдено научныех статей по теме Пономарев Александр Ефимович — 0

Найдено книг по теме Пономарев Александр Ефимович — 0

Найдено презентаций по теме Пономарев Александр Ефимович — 0

Найдено рефератов по теме Пономарев Александр Ефимович — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!