ПОР-РОЯЛЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПОР-РОЯЛЬ
Пор-Руаяль (Port-Royal), - жен. монастырь, осн. ок. Парижа в 1204. В 1625 от него отделился монастырь, обосновавшийся в самом Париже (Port-Royal de Paris); оставшийся же в старом здании монастырь стал называться П.-Р. де Шан (Port-Royal des Champs). Оба монастыря с 30-х гг. 17 века стали центрами янсенизма. С монастырем П.-Р. де Шан были тесно связаны крупные философы, ученые, писатели - А. Арно, Б. Паскаль, Ж. Расин и др. Близок к нему был и Р. Декарт. Члены кружка, группировавшегося вокруг монастыря, приняли активное участие в борьбе с иезуитами. В 1710 П.-Р. де Шан был разрушен. Парижский П.-Р. существовал до 1790.

Лит.: Gazier С., Histoire du monastere de Port-Royal, P., 1929; его же, Port-Royal des Champs, P., 1951; Fraigneau A., Port-Royal des Champs, P., 1949.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Пор-Рояль
(фр. Port-Royal-des-Champs) — знаменитый женский монастырь во Франции, основанный в 1204 г.

Местность, где был выстроен этот монастырь, называлась Porrais, или Porrois, a потом была переименована в Port-du-Roi, или Port-Royal. В монастыре был принят устав св. Бернарда; молодые бернардинки проводили время в молитве и обучении детей. Скоро, однако, монастырь утратил репутацию чистоты и не играл никакой роли до XVII в. В 1609 г. настоятельница монастыря, Мария-Анжелика Арно, приступила к реформе монастыря; число монахинь увеличилось, вследствие чего необходимо было увеличить и помещение. Екатерина Марион, мать настоятельницы, купила громадное здание в Париже и принесла его в дар обители (1625).

Новая обитель называлась Порт-Рояль парижский, в отличие от Port-Royal des Champs. П.-Рояль быстро привлек к себе внимание лучшего общества, благодаря уму, благочестию и личным связям Анжелики Арно. Среди покровительниц монастыря находились маркиза де Сабле, маркиза д´Омон, мадам де Севинье, Ле Мэтр, Поанкарре, Шампиньи и др. В 1627 г. монастырь перешел в ведение парижского архиепископа и подпал под влияние Дювержье де Горанна, аббата Сен-Сиранского монастыря, друга и последователя голландского богослова Янсения (англ. Cornelius Jansen).

В то же время и старый П.-Рояль возродился, став центром оппозиции против упадка нравственного чувства и, в особенности, против тлетворного учения иезуитов. Здесь была метрополия янсенизма; все талантливые его представители образовали с 1636 г. прочный кружок, во главе которого стояли братья Арно, известный оратор Леметр де Саси и оба его брата, историк Тильмон, знаменитый Блез Паскаль и др. Аббат Сен-Сиранский построил близ П.-Рояля дом, где поселились его ученики, и выработал программу преподавания, которое велось в их школе. Строгих монашеских обетов от дам, поступавших в П.-Рояль, и от мужчин, поселившихся в соседнем доме, вообще не требовалось.

Ведя нравственную, набожную жизнь, они занимались физическим трудом, возделывали землю, преподавали в школе и полемизировали с иезуитами. Их учебники были лучшие в то время. Из кружка "П.-Рояльских отцов" вышло несколько замечательных произведений. Расин написал "Историю П.-Рояля". Паскаль, после того, как его сестра поступила в П.-Рояльский монастырь, и сам поселился в П.-Рояле. Здесь были написаны его "Entretien avec M. Sacy", "Entretien sur Epict?te et Montaigne" и знаменитые "Lettres Provinciales". В 1647 г. часть кружка перешла в старый П.-Рояль, за недостатком места в новом.

Желающих поступить в общину было множество: здесь находили себе приют все гонимые. Особенно прославился П.-Рояль в ожесточенном споре, который возник между иезуитами и янсенистами. 1 июня 1653 г. папа Иннокентий Х обнародовал буллу, в которой объявлялись проклятыми и еретическими пять мест из книги Янсения, колебавших авторитет папы. П.-Рояльские отцы, в ответ на буллу, утверждали, что тех положений, на основании которых осуждалась книга Янсения, в ней вовсе нет. Александр VII, новый папа, подтвердил осуждения книги. Тогда П.-Рояль заявил, что папа непогрешим только в вопросах догматических.

На сторону П.-Рояля стали четыре епископа. Ввиду упорства янсенистов, архиепископ парижский потребовал, от имени правительства, чтобы все духовные лица и преподаватели подписали акт, называющий осуждение Янсения справедливым. Отцы П.-Рояля и монахини отказались сделать это. Антуан Арно написал свое "Письмо к знатному лицу", где мотивировал невозможность признать книгу Янсения еретической. Общество было на стороне П.-Рояля. Так как монахини П.-Рояля оставались непреклонными, то парижский архиепископ отлучил их от причащения, но это нисколько не повлияло на их твердость. Климент IX, по просьбе влиятельных дам и епископов, заменил прежнюю формулу акта новой, где только осуждались пять положений, без указаний на книгу Янсения; после этого в церкви водворился мир (1668).

Некоторые ученые П.-Рояля приняли сторону папы во время ссоры Людовика XIV с Иннокентием XI. Иезуиты воспользовались этим, чтобы вновь возбудить неприязнь короля к янсенизму. В 1705 г., по настоянию короля, папа обнародовал буллу In Vineam Domini, снова осуждавшую положения Янсения. Монахини П.-Рояля и на этот раз отказались подписать формулу согласия с буллой. Архиепископ парижский издал 11 июля 1709 г. обвинительный декрет против П.-Рояля, и 29 октября того же года монастырь Р. R. des champs по приказанию короля, был закрыт. Полиция разогнала настоятельницу и других монахинь, сам монастырь был варварски разрушен: сломаны были даже надгробные памятники. От П.-Рояля осталась только груда камней. Парижский П.-Рояль существовал до 1790 г. Во время революции он был превращен в тюрьму под названием "Port-Libre", в 1795 г. — в госпиталь, а в 1814 г. — в родовспомогательный дом.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002