ПОТОК СОЗНАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОТОК СОЗНАНИЯ
метод повествования, при котором автор излагает поток мыслей, чувств своих героев вместо того, чтобы описывать их или передавать через диалоги персонажей. Стал применяться в литературе в начале XX в. Был разработан английской писательницей Дороти Ричардсон. Этот метод широко использовали Вирджиния Вулф, ДЖОЙС, ФОЛКНЕР.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

«ПОТОК СОЗНАНИЯ»
способ повествования, имитирующий работу человеческого сознания и подсознания. В отличие от родственного ему внутреннего монолога, так или иначе организующего и упорядочивающего ход мыслей и переживаний, поток сознания предполагает беспристрастную регистрацию разнородных проявлений психики, облекающихся, однако, в словесную форму. В потоке сознания сливаются мысли и полуосознанные волевые импульсы, воспоминания и сиюминутные впечатления, которые чаще всего передаются вне всякой логической и причинно-следственной связи – по принципу звуковых, зрительных и прочих ассоциаций.
Впервые поток сознания использован Л. Н. Толстым: в романе-эпопее «Война и мир» – в эпизоде, где показано «изнутри» сознание засыпающего Николая Ростова, – и в тех эпизодах «Анны Карениной», где передается взвинченное состояние главной героини перед самоубийством. Но если у Толстого поток сознания – один из многих приемов, задействованных для передачи специфических состояний человеческой психики, то в литературе модернизма он становится ведущим принципом изображения реальности, когда словесная стенограмма психических реакций подменяет изображение окружающей действительности и рассказ о событиях: поток сознания и течение жизни сливаются в единое целое, а зафиксированные чувства и впечатления оказываются равнозначными всей жизнедеятельности персонажа.
Абсолютизация данного способа повествования в творчестве писателей-модернистов (Дж.Джойс, В.Вулф, Г. Стайн и др.) показала его ограниченность и стилистическую условность. При чрезмерном использовании этого приема размывается психологическая индивидуальность персонажа и полнота его характеристики, результатом чего является обедненная картина мира в целом. «Человек не всегда мыслит словами, он мыслит и образами, в то время как техника потока сознания предполагает лишь течение слов, которые могут быть записаны», – замечал В. В.Набоков в лекции о романе Джойса «Улисс», в котором даны канонические образцы потока сознания:
«Да потому что такого с ним никогда не было требовать завтрак себе в постель скажи-ка пару яиц с самой гостиницы Городской герб когда все притворялся что слег да умирающим голосом строил из себя принца чтоб заинтриговать эту старую развалину миссис Риордан воображал будто с ней дело в шляпе а она нам и не подумала отказать ни гроша все на одни молебны за свою душеньку скряга какой свет не видал жалась себе на денатурат потратить четыре пенса все уши мне прожужжала о своих болячках да еще эта вечная болтовня о политике и землетрясениях и конце света нет уж дайте сначала нам чуть-чуть поразвлечься упаси господи если б все женщины были вроде нее сражалась против декольте и купальников которых кстати никто ее не просил носить уверена у ней вся набожность оттого что ни один мужчина на нее второй раз не взглянет надеюсь я на нее никогда не буду похожа удивительно что не требовала лицо уж заодно закрывать но чего не отнимешь это была образованная и ее бесконечные разговоры про мистера Риордана я думаю тот счастлив был от нее избавиться а ее пес все обнюхивал мою шубу и норовил под юбку забраться особенно тогда но пожалуй мне нравится в нем такая деликатность со старухами и с прислугой и даже с нищими…»

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
303.37 кб

От потока к структуре сознания

Зинченко Владимир Петрович
В статье рассмотрены различные подходы к изучению сознания, развивавшиеся У. Джеймсом, Г.Г. Шпетом, М.М. Бахтиным, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, М.К. Мамардашвили. Дана оценка нейрофизиологического редукционизма.
Читать PDF
187.50 кб

Общественное сознание в информационном потоке

Коломейцев Игорь Александрович
в данной статье устанавливается отношение изменений общественного сознания и появлении в современном обществе огромного количества информации.
Читать PDF
1.87 мб

КОГНИТИВНАЯ МАШИНЕРИЯ И ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ ПОТОК СОЗНАНИЯ

Разеев Данил
Статья посвящена проблеме потока сознания, одной из важнейших тем в новейшей философии.
Читать PDF
279.80 кб

«Поток сознания» в творческой эволюции Вирджинии Вулф

Коугия Лада Андреевна
Целью данной работы является изучение творчества английской писательницы Вирджинии Вулф с точки зрения развития техники «потока сознания» в её произведениях. В. Вулф стала признанным классиком литературы XX века.
Читать PDF
224.26 кб

Роман Э. Дюжардена «Лавры срезаны» как первый опыт прозы потока сознания

Соболева Яна
Анализируется техника потока сознания в романе Э. Дюжардена «Лавры срезаны». На материале избранных фрагментов автор показывает вариативность приема и доказывает, что открытия Дюжардена предвосхитили прозу потока сознания Дж.
Читать PDF
158.29 кб

Чужая речь и диалог в потоке сознания (на материале русской литературы ХХ в)

Покровская Елена Александровна
Читать PDF
160.15 кб

Феномен «потока сознания» в произведениях М. Пруста, Дж. Джойса и У. Фолкнера

Коугия Л. А.
Понятие «потока сознания», возникшее на рубеже ХГХ-ХХ вв. и воплощенное в текстах модернизма, является в настоящее время недостаточно разработанным.
Читать PDF
310.02 кб

«Поток сознания» как ключевой прием повествования в романе У. Фолкнера «Особняк»

Бердникова И.В., Ситникова Е.В.
В статье рассматривается реализация художественного приема «поток сознания» как одного из основных повествовательных приемов и способов создания языкового портрета героя-рассказчика в романе У. Фолкнера «Особняк».
Читать PDF
270.21 кб

Способы передачи «Потока сознания» в синтаксисе романа Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй»

Коугия Лада Андреевна
Понятие «потока сознания» и способы его выражения в тексте являются в настоящее время недостаточно изученными, что обусловливает актуальность работы.
Читать PDF
132.82 кб

ПРИЕМ "ПОТОКА СОЗНАНИЯ" Л.Н. ТОЛСТОГО В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ В. НАБОКОВА

Черевко Галина Викторовна, Рягузова Людмила Николаевна
Объектом анализа является эстетическое и художественное наследие В.В.
Читать PDF
165.21 кб

«Поток сознания» героя как специфический художественный прием в новелле С. Беккета «Изгнанник»

Кошкина Евгения Анатольевна
Статья посвящена изучению творческой деятельности драматурга-авангардиста С. Беккета.
Читать PDF
1.06 мб

Поток сознания персонажей художественного текста (на материале прозы А. П. Чехова разных периодов)

Авдеева Надежда Петровна
В статье рассматривается один из способов представления начального этапа речемыслительной деятельности персонажа в прозе А. П. Чехова поток сознания как проявления идиостиля писателя.
Читать PDF
472.79 кб

Исповедальное слово и «Поток сознания»: экзистенциальный текст как неосуществленная исповедь в «Пост

Ибатуллина Гузель Муртазовна
В статье анализируются проблемы соотношения исповедального сознания и слова с экзистенциальным «потоком сознания».