Позняков Василий

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Позняков, Василий

(Поздняков, Поздяков) — купец, путешественник по св. местам и автор "Хождения". — Родом П. был из Смоленска, но торговыми делами занимался в Москве. Когда в 1556 г. к Иоанну IV обратились за милостынею патриарх александрийский Иоаким и архиепископ с Синайской горы, он послал к ним с деньгами и дарами архидиакона Геннадия, П. и др., в октябре 1558 г. На пути, в Царьграде, Геннадий умер, и П. стал во главе посольства. Первою целью путешествия П. была Александрия, где он и пробыл до конца 1559 г.; затем поехал на Синай, пробыл три месяца в Иерусалиме и вернулся в Москву в апреле 1561 г., представив царю докладную записку, до нас не дошедшую. Он составил и описание своего путешествия, под заглавием "Хождение"; но последнее с именем П. очень долго оставалось неизвестным. По справедливому замечанию И. Е. Забелина ("Чтения Москов. общества истории и древн. росс.", 1884, т. I), оно вошло целиком в пользовавшееся огромною популярностью в XVII и XVIII вв. "Хождение" Трифона Коробейникова, который только кое-где пополнил и изменил показания П. До 1845 г. даже самое имя П. как автора оставалось неизвестным; в этом году впервые Строев упомянул о нем при описании рукописей Московского общества истории и древностей Росс. и повторил свое упоминание в 1848 г., при описании рукописей Царского, но ни в том, ни в другом случае не останавливался подробно на рукописях "Хождения" П. Впервые доказана принадлежность Познякову "Хождения" Коробейникова И. Е. Забелиным в 1884 г.; последний в "Чтен. Москов. общ. ист. и др." издал самое "Хождение". В 1887 г. оно было переиздано по новому списку X. Лопаревым в " Сборнике Православного Палестинского Общества" (вып. XVIII). Теперь всех списков "Хождения" П. имеется три: московский, копенгагенский и архивный, все XVII в. и все не вполне закончены; московский и архивный заключают еще сказание Епифания Мниха и сказание о Печерском монастыре, а копенгагенский — одно последнее. В 1820 г. Н. М. Карамзин, а за ним и другие, неправильно приписывали "Хождение" спутнику П., Геннадию.


В. Р—в.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Позняков Василий

(иначе Поздяков и Поздняков) — московский путешественник XVI века на христианский восток. Биографические сведения о Познякове могут быть почерпнуты из описания его хождения, из грамоты царя Ивана Васильевича Грозного к Александрийскому патриарху Иоакиму, прилагаемой к спискам "Хожения", и грамот Антиохийского патриарха Иоакима, патриарха Иерусалимского Гермогена и Цареградского патриарха Иосафа к царю Ивану Васильевичу. По роду занятий Позняков был купец; предположения исследователей о том, что он происходил из Смоленска, и что Москва была только местом его деятельности, по-видимому, мало обоснованы. В 1558 году Позняков вместе с архидиаконом Новгородской Софийской церкви Геннадием, Дорофеем Смольнянином, Кузьмой Салтановым Псковитином и со своим сыном был послан царем Иваном Васильевичем в Александрию, Иерусалим, Царьград и на Синай. Поводом к посылке на Восток этих лиц было прибытие в Москву посольства от патриарха Александрийского Иоакима и архиепископа Синайского Макария о милостыне на Синайскую обитель; решив послать милостыню с послами патриарха Иоакима — старцами Сильвестром, Малахией, Иосифом и др., царь вместе с тем пожелал оказать помощь и другим восточным христианам; эта цель, а, может быть, (как предполагают издатели текста "Хожения") не полное доверие к патриаршим посланцам, понудила царя послать вместе с александрийскими монахами свое собственное посольство; лицам, вошедшим в него, кроме передачи по назначению обильных царских даров рухлядью, мехами и деньгами, было поручено, как говорится в Новгородской летописи (при известии об отъезде в Москву Геннадия), "обычаи во странах тех писати". Путь посольства лежал через Смоленск, Литву, Валахию на Царьград, затем, уже без Геннадия, скончавшегося в Царьграде, — на Александрию, откуда путешественники ездили в Каир и Синай, а далее — на Иерусалим и Царьград; в Москву посольство вернулось в апреле 1561 года и 11-го числа этого месяца Позняков представил свою записку о пути (до нас не дошедшую).


В паломнической русской литературе результатом путешествия Познякова осталось ценное описание хожения; кто составил это описание — сам ли Позняков (как с некоторой вероятностью можно предполагать), или кто-нибудь другой из его спутников — положительных данных не сохранилось. Дошедшее до нашего времени в чрезвычайно ограниченном числе списков "Хожение" Познякова замечательно тем, что в измененном виде, с некоторыми дополнениями, под именем "Хожения Tрифона Коробейникова", явилось самым распространенным в России памятником паломнической литературы; полное отсутствие самостоятельности в описании хожения Коробейникова окончательно выяснено только в последние годы XIX-го века, когда и появилось впервые в печати "Хожение" Познякова.


"Хожение" Позднякова издано два раза: И. Е. Забелиным в "Чтениях Имп. Общ. истории и древностей росс.", 1884, т. I, и отд.: "Хождение купца Василия Познякова в Иерусалим и по иным святым местам в 1558 году" и X. М. Лопаревым в "Православном Палестинском сборнике" 1887, вып. 18: "Хождение купца Василия Познякова по святым местам востока 1558—1561 гг."; в этом издании приведена библиография "Хождения" Познякова. Ср. также предисловие X. М. Лопарева к "Хождению" Трифона Коробейникова в "Прав. Пал. сборн.", вып. 19, а также заметку о "Хождении" Познякова у A. H. Пыпина в "Истории русской литературы" (т. II, стр. 226—233), основанную на указанных статьях гг. Лопарева и Забелина.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008