ПРАКСИТЕЛЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРАКСИТЕЛЬ
   • Praxit?les,
         см. Sculptores, Скульпторы, 8.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ПРАКСИТЕЛЬ
один из замечательнейших греческих скульпторов, живший около 350 г. до н. э. Он достиг особенного совершенства в изображении женского тела, и лучшим его произведением считается статуя Венеры Книдской.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ПРАКСИТЕЛЬ
великий др.-греч. скульптор сер. 4 в. до н.э. Ученик и, вероятно, сын скульптора Кефисодота Старшего. Работал в Афинах. Древ. авторы упомин. ок. 40 произв. П. В оригинале дошла до нас найденная в Олимпии группа «Гермес с младенцем Дионисом» (нек-рые авторы считают ее более поздней копией). В античных копиях сохран. статуи: Афродиты Книдской (изображ. прекрасной женщины, снявшей с себя одежды перед купанием); Афродиты из Арля, любующ. на свое отражение в щите; Аполлона Сауроктона в виде юноши, целящ. стрелой в ящерицу; юного сатира, льющего вино из высоко поднятого кувшина; отдыхающ. сатира и др.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Пракситель
(лат. Praxiteles), др.-греч. скульптор 4 в. до н. э. (2-я треть) из Афин, сын Кефисодота Старшего, мастер изображений богов и людей, представитель поздней классики, завершающего этапа искусства полисов. В образе Афродиты Книдской создал одну из первых скульптур обнаж. богини любви. Его «Гермес Олимпийский», принадлежность которого П. иногда несправедливо оспаривалась, — прекрасный образец мужской скульптуры. «Аполлон, убивающий ящерицу» (Sauroktonos) принадлежит к наиболее достоверным творениям П. С меньшей достоверностью ему приписываются такие произведения, как «Пьяный сатир», «Артемида Габийская» и другие. Хорошо сохранившиеся мантинейские рельефы культовой группы, должно быть, ему не принадлежат. Для раскрашивания своих пластич. работ он приглашал художника Никия из Афин.

Источник: Словарь античности. 1989

ПРАКСИТЕЛЬ
(IV в. до н.э.) — древнегреческий скульптор, мастер изображений богов и людей, пред-ставитель поздней классики, завершающего этапа искусства греческих полисов. Произведения Праксителя дошли до нас в античных копиях и известны по свидетельствам древних авторов. В ранних работах Пракситель следовал традициям Поликлета, но в дальнейшем выработал свой, более утонченный идеал красоты, от-вечающий художественным веяниям эпохи поздней классики. Созданные им гармоничные образы богов полны мечтательной задумчивости и созерцательности. С помощью виртуозной обработки мрамора скульптор достигает осязаемой чувственности и гибкой пластичности изображения. К числу нововведений Праксителя относятся привнесение в скульптуру элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры. Он положил начало традиции создания в гре-ческой скульптуре обнаженных женских фигур естественного размера, изображенных в свободной позе. Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя следует отметить «Афродиту Книдскую» (ок. 350 г. до н.э.).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПРАКСИТЕЛЬ
praxitelкs) (ок. 390 до н. э., Афины – ок. 330 до н. э., там же), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Работал преимущественно в Афинах. Любимым материалом Праксителя был мрамор. Его статуи почти не сохранились и известны по римским копиям. Единственная из всех работ скульптора, дошедшая до нас в подлиннике, – «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 до н. э.), которая была найдена при раскопках греческого города Олимпия. Ее отличает созерцательность, чувственность, идиллическое настроение, виртуозная обработка мрамора. Скульптор использует тончайшие переходы рельефа, тщательную полировку поверхности для создания эффекта нежного, сверкающего идеальной красотой обнаженного тела. В передаче движения фигур Пракситель использовал все лучшие достижения греческой пластики, особенно наследие Поликлета, однако фигуры Праксителя кажутся более легкими и грациозными. Согласно легенде, Пракситель изваял первую в истории греческого искусства обнаженную женскую фигуру – статую богини Афродиты, – вдохновляясь красотой своей возлюбленной Фрины («Афродита Книдская», ок. 350 г. до н. э.). Среди др. известных произведений Праксителя – «Аполлон Сауроктон» («Аполлон, убивающий ящерицу», ок. 370 г. до н. э.) и статуя молодого Сатира (кон. 4 в. до н. э.). Известно, что скульптуры Праксителя были раскрашены художником Никием из Афин. В творчестве Праксителя на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н. э. приходят изящество и мечтательная нежность. Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и безмятежности духа. Искусство Праксителя нашло продолжение в произведениях его сыновей, а также учеников скульптора Кефисодота Младшего и Тимарха.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Пракситель
греч. Praxiteles)
(ок. 390 - ок. 330 до н.э.)
   греческий скульптор, сын афинского скульптора Кефисодота. Из 10 приписываемых ему произведений сохранилась только группа «Гермес с младенцем Дионисом» и ряд римских копий - статуи Афродиты Книдской, Аполлона с ящерицей, отдыхающего сатира и др.
   Белов Г.Д. Пракситель Л., 1973; Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 186-190.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Афинский скульптор, живший в середине 4 в. до н. э., которым восхищались и которому часто подражали в античности. По мраморным копиям известны многие работы Праксителя, например его Афродита Книдская, описанная Лукианом и Плинием Старшим, его Афродита Арльская и Аполлон Савроктон ("убивающий ящерицу"). Знаменитую скульптуру - Гермеса, несущего младенца Диониса, Павсаний, возможно, видел в оригинале. Вполне вероятно также, что Пракситель работал над мавзолеем (см. Мавсол). С меньшей достоверностью ему приписывают такие шедевры, как "Пьяный сатир" и "Артемида Габийская".
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(2 - 3-я четв. IV в. до н. э.)
   др.-гр. скульптор, происх. из Афин. Работал преим. в мраморе. О стиле П. позволяет судить оригинальная мраморная статуя его работы - Гермес с младенцем Дионисом, хранящаяся в музее Олимпии. Найденная в 1877 г., она была сразу определена как произв. П. по упоминанию Павсания, что являет собой исключительный случай для нашего представления о крупнейших мастерах др.-гр. скульптуры, хотя эта статуя и не была шедевром П., и древ, авторы обходят ее молчанием. Самым знаменитым произв. П. была Афродита Книдская, стоявшая в храме на о-ве Книд; по словам Плиния Старшего, «прекраснейшая статуя не только Праксителя, но вообще в целом свете». Бол. поклонником этой статуи был Лукиан. Лучшие ее копии хран. в Ватикане, Брюсселе и Мюнхене. Др. произв. П. - Апполон Саурок-тон («убивающий ящерицу») - также определено в Дошедших копиях (по описанию Плиния Ст.). Ему приписывался ряд статуй Эрота, Артемида в храме Антикиры, Лето и Хлорида в храме Аргоса и др. Сохран. база из Мантинеи, украшенная рельефами, на к-рой стояли статуи работы П. По сообщению Павсания, сам П. особенно гордился своей статуей сатира, стоявшей на улице Треножников в Афинах, с к-рой связан антич. анекдот о Фрине. Возм., именно эта статуя дошла в ряде копий, лучшие из к-рых в Дрездене и Палермо. Др. статуя сатира («Отдыхающий сатир»), дошедшая во множ-ве копий, названа Плинием Ст. (среди произв. П. в бронзе) «всемирно известной». У П. была слава художника, к-рый «совершенным искусством наделял свои мраморные фигуры душевными страстями». Безмятежной, утонченной грацией своих творений П. оказал влияние как на совр. ему иск-во, так и на послед, эпоху эллинизма, особ, на александрийскую школу. Сыновья П., Кефисодот и Тимарх, также были скульпторами. Л И т.: Белов Г. Д. Пракситель. Л., 1973; БршповаН. Н. Пракситель. М., 1958; Зеест И. Б. Пракситель. М., 1941; 2,163 - 164; 3,114- 115; 2S, 247 - 254; 33, 239 - 242; 58, 139 - 140; 59, 82 - 84; 94,106; 100,186 - 188; 112, 200 - 208.
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПРАКСИТЕЛЬ
ок. 390 до н. э. — ок 330 до н. э.) Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали не только лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей древности. Город Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть статую богини. Когда вифинский царь Никомед I (278–255 годы до нашей эры) предложил книдянам простить им очень значительный долг, если они отдадут ему статую, книдяне без колебаний ответили ему отказом. Даты рождения и смерти Праксителя точно неизвестны. Биография великого скульптора является результатом кропотливого труда многих поколений ученых, которые путем сопоставления различных сведений воссоздали историю жизни и творчества мастера. Пракситель родился около 390 года до нашей эры. Он был афинянин и происходил из семьи художников. Его дед, Пракситель Старший, и отец, Кефисодот Старший, были скульпторами. Впоследствии скульпторами стали и сыновья самого Праксителя — Тимарх и Кефисодот Младший. Еще в мастерской отца Пракситель слышал споры художников, философов и поэтов, и именно эта художественная и интеллектуальная атмосфера оказалась необычайно важной для формирования молодого скульптора. Большую роль в его жизни сыграла и любовь к красавице Фрине, которая сумела создать вокруг Праксителя атмосферу любви и творческого подъема. Пленительные женские образы Праксителя, без сомнения, имели своим прототипом Фрину. Произведения Праксителя постигла та же судьба, что и большинство произведений великих греческих скульпторов: оригиналы их утрачены, и судить о них можно лишь по копиям римского времени. Если Книд прославился благодаря Афродите, то маленький беотийский городок Феспии — родина Фрины — привлекал путешественников потому, что Фрина поместила сюда мраморного Эрота работы Праксителя. Однажды она попросила у скульптора в доказательство его любви подарить ей прекраснейшую статую из его мастерской. Он хотел предоставить выбор ей, но Фрина, в надежде узнать его собственное мнение, однажды вбежала к нему с вестью о пожаре в его студии; Пракситель вскричал: «Я пропал, если мои Сатир и Эрот сгорели». Фрина выбрала Эрота и подарила статую родному городу. Эрот, бывший некогда богом-творцом у Гесиода, у Праксителя превратился в изящного и мечтательного юношу — символ могущественной, покоряющей душу любви. Ему было еще далеко до озорного и распущенного Купидона эллинистического и римского искусства. Одно из произведений Праксителя «Сатир, наливающий вино» было настолько прославлено, что дошло до нас во многих римских репликах: Нимфы со смехом веселым, Даная-краса, о Пракситель, Пан козлоногий — вина мех он несет на себе, — Белого мрамора все. Но к этому нужно прибавить Мудрые руки твои, гения высший талант. Даже сам Мом — злоковарный насмешник невольно промолвит: Верх совершенства, о Зевс! Истинный гения дар! Как отмечает Г. И. Соколов: «Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости, прозвучавшая в ранней работе мастера, определила дальнейший характер его творчества. Сатир, изображенный в виде стройного юноши, наливающего вино из кувшина в чашу, воплощает собой прекрасную и гармоничную природу. Композиция изваяния безупречна. Изгиб фигуры изящен и грациозен. Голова заключена в прекрасную рамку рук и воображаемой струи влаги. Умение создавать плавные, текучие контуры статуй — одна из самых замечательных способностей Праксителя. Элегия его образов рядом со взволнованными героями Скопаса воспринимается особенно отчетливо». Еще в ранний период своего творчества Пракситель обращается и к воплощению в своем искусстве женской красоты. В 1651 году в античном театре, в Арле (во Франции), была найдена статуя, которая считается копией его статуи Афродиты, приобретенной в свое время жителями города Коса. В этом прекрасном изображении полуобнаженной юной богини чарует плавный ритм, непосредственность и свежесть, которые характеризуют ранние произведения Праксителя. И вместе с тем образ обладает той внутренней значительностью, которая рождается только высоким, гуманным представлением художника о людях. В период между 364 и 350 годами до нашей эры Пракситель совершил поездку в Малую Азию. Он был уже вполне сложившимся мастером. В этот период он создал статую обнаженной Афродиты, приобретенную городом Книдом (364–361 годы до нашей эры). Моделью ему по-прежнему служила Фрина. Статуя Афродиты Книдской вызывает глубоко волнующее чувство. Она более человечна и одухотворенна, чем в произведениях искусства предшествующего столетия. Соединение духовного и физического совершенства придает образу Афродиты Книдской ту глубину и обаяние, которые ощущались каждым видевшим ее. Богиня изображена совершенно обнаженной, собирающейся войти в воду. Ее слегка изогнутая фигура, сдвинутые ноги, стыдливый жест правой руки — жизненно верны и вместе с тем лишены житейской обыденности. Грация движений, певучий и плавный внутренний ритм усиливают впечатление гибкости и стройности ее зрелого, прекрасно развитого тела. На лице богини блуждает легкая мечтательная улыбка, томно и нежно смотрят небольшие чуть удлиненные глаза, их «влажный» взгляд полон жизни. Мягкие пышные волосы дополняют прелестный облик Афродиты. Это созданное вдохновенным резцом изваяние оживляла раскраска, так что мы вправе представить себе голубые глаза, нежный румянец щек, яркие губы и золотые волосы. Несмотря на женственность и грацию образа, статуя была довольно монументальна. Этому способствовали и ее сравнительно большой размер (около двух метров) и такая деталь, как большая гидрия с наброшенной на нее одеждой богини. Создавая равновесие в нижней части, где стройные ноги Афродиты были бы слишком легки по сравнению с верхней частью статуи, гидрия придает и всей композиции большую устойчивость. Сохранилось несколько греческих эпиграмм на статую Афродиты Книдской Праксителя. Вот, к примеру, две из них, написанные философом Платоном: 1. В Книд через пучину морскую пришла Киферея-Киприда, Чтобы взглянуть на свою новую статую в нем, И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте, Вскрикнула «Где же нагой видел Пракситель меня?» 2. Нет, не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты Нам показалась такой, какой ты была на суде. Оригинал статуи не сохранился, и сегодня приходится воссоздавать образ Афродиты Книдской, прибегая к копиям римского времени. Лучшей из них считается Ватиканская, хорошо передающая монументальность статуи. Ее автору, однако, не хватило умения полностью передать совершенство моделировки мрамора. Кроме того, впечатление от Ватиканской статуи портят неудачно реставрированные руки. Мастеру другой (мюнхенской) копии удалось передать женственность и чарующую неясность богини, но его работа, выполненная, вероятно, во II веке нашей эры, носит отпечаток излишней утонченности. Лучше других удалось передать прелесть оригинала греческому мастеру, создавшему копию из собрания Кауфман. Тонкая моделировка отлично передает нежность томного, полного жизни взгляда, сочность губ, чистый лоб, гибкую полноту прекрасной шеи и смело очерченный овал лица. Особую красоту образу Афродиты придают мягкие волнистые волосы, разделенные прямым пробором и собранные на затылке в тяжелый узел. Из Книда Пракситель отправился в город Эфес, где несколько лет проработал над украшением алтаря Артемиды Прототропии восстанавливаемого в то время знаменитого храма Артемиды Эфесской. Именно его сжег в 356 году до нашей эры печально известный Герострат. В Париопе, где Пракситель пробыл некоторое время, им была создана статуя Эрота, пользовавшаяся значительной известностью. Изображения Эрота сохранились на монетах, но они дают только самое общее представление об этой статуе. Около 350 года до нашей эры Пракситель возвратился в Афины. В его жизни к этому времени произошел перелом, бурная молодость была позади, он расстался с Фриной, наступила зрелость, пора раздумья. Творчество Праксителя становится строже и глубже. В Афинах он выполнил для храма Артемиды Брауронии на Акрополе статую Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена мраморная статуя Артемиды, которая, вероятно, представляет собой копию Артемиды Праксителя. Позднее, в 343 году до нашей эры, Пракситель выполнил свою другую известную статую Гермеса с Дионисом. Вилл Дюрант пишет: «С достойной сожаления краткостью Павсаний замечает, что среди статуй Герайона в Олимпии был „каменный Гермес с младенцем Дионисом на руках, работы Праксителя“. Немецкие археологи, работавшие на этом месте в 1877 году, увенчали свои труды находкой этой фигуры, погребенной под столетними отложениями мусора и глины. Описания, фотографии и слепки не способны передать всю красоту этого произведения; нужно встать перед ним в маленьком музее в Олимпии и украдкой коснуться пальцами его поверхности, чтобы ощутить гладкость и живую ткань этой мраморной плоти. Богу-вестнику поручено спасти младенца Диониса от ревности Геры и доставить его к нимфам, которые тайно его воспитают. По дороге Гермес сделал остановку, прислонился к дереву и поднес к ребенку виноградную гроздь. Фигура младенца сделана грубо, словно все вдохновение художника было истрачено на старшего бога. Правая рука Гермеса отбита, а над ногами кое-где пришлось потрудиться реставраторам; все остальное, очевидно, сохранилось в том же виде, в каком вышло из мастерской скульптора. Крепкие члены и широкая грудь свидетельствуют о здоровом физическом развитии; шедевром является уже одна голова с ее аристократичной соразмерностью, точеными чертами лица и вьющимися локонами; правая нога совершенна именно там, где совершенство в скульптуре такая редкость. Античность не придавала этой работе первостепенного значения, что свидетельствует о неисчислимых художественных сокровищах той эпохи». В поздний период своего творчества Праксителем была создана статуя «Отдыхающего сатира», представляющая собой дальнейшее развитие композиции «Гермеса с Дионисом». Около 330 года до нашей эры Пракситель умер. Он создал большую школу, имел много последователей, почитателей своей манеры и стиля. Однако его ученикам не удавалось достичь такой же красоты и жизненности его образов. Сыновья Праксителя — Тимарх и Кефисодот Младший, работавшие в конце IV — начале III века до нашей эры, уже были художниками эпохи эллинизма. Пракситель — великолепный мастер гармонии, отдохновения. Его памятники вызывают светлые мысли и чувства, слегка тронутые дымкой печали. Как считает Дюрант, «до сих пор ни одному скульптору не удавалось превзойти уверенное мастерство Праксителя, почти чудодейственную его способность вдохнуть в застывший камень покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную негу и безудержное веселье».

Источник: 100 великих скульпторов. 2002