ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
праздник Православной Церкви в воспоминание великого события в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения и доказав достаточно Свою Божественность дивным учением и чудесами, решил еще особым необычайным способом показать ученикам славу Своего Божества.
Богослужение в этот праздник имеет ту особенность, что, по окончании литургии, благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград и древесные плоды - яблоки, груши, сливы и проч.
Праздник Преображения избран для благословения плодов потому, что в Иерусалиме (откуда заимствован наш Устав) к этому времени созревает виноград, который, собственно, и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу как Его творение.
Празднуется 6/19 августа.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Преображение Господне
один из двунадесятых Господских праздников, который отмечают 19(6) августа. В этот день Церковь вспоминает о явлении Иисуса Христа, облеченного Божественной Славой трем Свом избранным ученикам: Иакову, Петру и Иоанну. Спаситель возвел их на высокую гору и преобразился: Его лицо просияло «как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Евангелие от Матфея, 17, 2). «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Евангелие от Луки, 9, 30–31). «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Евангелие от Матфея, 17, 4–5). В Средние века появилась традиция отождествлять не названную в текстах Евангелий гору с горой Фавор. В наше время ученые выяснили, что на горе Фавор во времена Иисуса Христа была расположена хорошо укрепленная крепость. События же Преображения скорее всего происходили на горе Ермон, расположенной в Кесарии Филипповой. По существующей традиции в этот день Церковь освящает яблоки.

Источник: Православная энциклопедия.

Преображение Господне
праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 19 августа по нов. ст. В этот день вспоминается засвидетельствованное в Евангелии явление Иисуса Христа (еще во время Его земной жизни) в Божественной славе, осиянного светозарными энергиями на горе Фавор трем избранным ученикам: Петру (см. Павел и Петр), Иакову Зеведееву и его брату Иоанну. Событие П. изложено в трех синоптических Евангелиях Матфеем (17, 1–9), Марком (9, 1–9) и Лукой (9, 28–36), вероятно на основании рассказов апостолов, присутствовавших на Фаворе. П. Г. имеет в восточном христианстве глубокий богословский смысл. Вопервых, Христос показал ученикам то состояние, в котором Его тело будет пребывать после Его Воскресения. По существу преображение произошло не с БогочеловекомХристом, а с апостолами, приведенными Спасителем к открытию духовных очей и лицезрению Славы Божией. Вовторых, апостолам было явлено действительное состояние просветления, обожения, достигаемое через молитву, ибо, по указанию евангелиста Луки, Христос преобразился в процессе молитвы («И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею»). В этом смысле П. Г. есть прообраз мистического богообщения, данный Христом Его ученикам и предопределивший традиционную для православия практику исихазма. Втретьих, П. Г. – прообраз обожения твари и жизни «будущего века», что является смыслом спасительного дела Богочеловека. В России в день П. Г. происходит освящение фруктов – яблок и др. (отчего в народной среде праздник получил название Яблочного Спаса).

Источник: Краткий православный словарь.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Мф 17:1-13, Лк 9:28-36, Мк 9:2-12). После беседы о кресте и о славе царствия Своего, Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору — Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы. Он стал на молитву; а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой-то молитвы произошло чудное преображение Иисуса Христа и осязательно ученикам Его открылась слава Его, как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло как солнце. Одежды Его сделались так белы как снег, заблестели как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде; но беседовали с Иисусом Христом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы: и увидали славу Его и двух мужей стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом: впрочем они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души, он воскликнул: “Наставник! Равви! Господи! как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи. одну Тебе. одну Моисею и одну Илии.” Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сошел из облака глас: “Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте.” Услышавши этот голос, ученики пали на лица свои от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: “встаньте и не бойтесь.” Когда поднялись они, то около себя никого уже не видели кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. Событие это празднуется Православною Церковью 6 августа.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Посвящен событиям, описанным в Евангелии (см. Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 28-36; Мк. 9, 2-12). После беседы о Кресте и о славе Своего Царствия Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой: Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору – Фавор, чтобы там помолиться. Взойдя на вершину горы, Он стал на молитву, а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой молитвы произошло чудесное преображение Иисуса Христа, и ученикам Его открылась слава Его как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды Его сделались белы, как снег, и заблестели, как свет. И из другого мира предстали два величайших пророка: законодатель Моисей и ревнитель по Богу Илия. Они явились в прославленном виде и беседовали с Иисусом Христом о последних днях Его земной жизни, которую Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы и увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом, впрочем, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души и воскликнул: «Наставник! Равви! Господи! Kак хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Kогда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сошел из облака глас: «Это Сын Мой возлюбленный, в Kотором все Мое благоволение; Его слушайте». Услышав этот голос, ученики пали на лица свои от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Kогда они поднялись, то около себя никого уже не видели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили с горы, Иисус Христос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Событие это празднуется Православной Церковью 6 (19) августа.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
214.51 кб

Слово на Преображение Господне

Ливерий Воронов
Читать PDF
221.73 кб

Слово на день Преображения Господня

Ливерий Воронов

Похожие термины:

  • Преображения Господня церковь

    (на Москалевке) была построена в 1866– 1869 на перекрестке Большой Москалевской ул. (ныне ул. Октябрьской революции) и Гончаровского бульвара (ныне ул. Маршала Конева). Предположительно автором проекта